Дело Номер 0
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата 0 года г.Барнаул
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего Романютенко Н.В.
при секретаре Шмариной Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Оношкина ВД, Оношкиной ВГ к О г.Барнаула о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Оношкин В.Д., Оношкина В.Г. обратились в суд с иском к О г.Барнаула о возложении обязанности продолжить осуществление компенсационных выплат не ниже 50% на оплату жилого помещения.
Свои требования мотивировали тем, что они являются инвалидами второй группы бессрочно. На основании решений Ленинского районного суда г.Барнаула от Дата 0 года и Дата 0 года МУП «Д» Ленинского района г.Барнаула обязана предоставлять им льготу по оплате жилого помещения и лифта в размере 50%. Они как инвалиды второй группы пользовались 50% скидкой по оплате жилого помещения до мая 2010 года. Дата 0 года ими получены уведомления О г.Барнаула о том, что выплата компенсации по оплате за содержание и текущий ремонт жилья, капитальный ремонт и содержание лифта будет прекращена.
Полагают, что отказ ответчика, основанный только на разъяснениях Верховного Суда РФ, а также на том обстоятельстве, что в настоящее время отсутствует судебное решение, обязывающее предоставлять Управление указанную льготу, является незаконным. В обоснование правомерности своих требований ссылаются на определение Верховного Суда РФ №10-В08 от 28.11.2008, согласно которому факт нахождения в собственности инвалида жилого помещения, где он проживает, не может расцениваться как отсутствие у него права на предоставление льготы по оплате жилого помещения не ниже 50%, вне зависимости от того, относится ли данный многоквартирный дом к государственному, муниципальному или частному жилому фонду.
В судебном заседании истец Оношкин В.Д. на исковых требованиях настаивал, пояснив, что независимо от того, что его квартира принадлежит ему на праве собственности, нет сведений о том, что дом, в котором она расположена, отнесен к частному жилому фонду. Он и его жена имеют право на получение льготы, предусмотренной законом для граждан-инвалидов. Это право подтверждено судебными решениями, на основании которых им были предоставлены скидки по оплате жилья. Кроме того, он и жена являются Ветеранами труда. Отказ Управления социальной защиты предоставлять компенсационные выплаты не основан на положениях действующего законодательства.
Истец Оношкина В.Г. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика О г.Барнаула Жданов А.А. возражал против удовлетворения требований, указав на то, что с Дата 0 года в полномочия Управления входят обязанности по предоставлению денежной компенсации по оплате жилья гражданам, которым законом предоставлено такое право. К указанной дате списки льготополучателей были переданы в Управление поставщиками услуг. Сведения об Оношкиных как о лицах, которым предоставлялась скидка по оплате коммунальных услуг, также имелись. Денежная компенсация истцам предоставлялась на основании сведений, представленных поставщиками услуг. После проверки и уточнения этих данных, право истцов на получение компенсации не подтвердилось, что явилось основанием для отказа в ее выплате.
Выслушав мнения лиц о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося истца Оношкиной В.Г., суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания и просившего рассмотреть дело в ее отсутствие (ст.167 ГПК РФ).
Как установлено в судебном заседании, истцам принадлежит на праве общей долевой собственности квартира Номер 0 по ... в г.Барнауле. Основанием для регистрации права собственности явился договор о передаче жилья в собственность от Дата 0 Номер 0.
Согласно справке МСЭ от Номер 0 Оношкина В.Г. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно л.д.15).
Оношкину В.Д. также установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ от Дата 0 Номер 0 л.д.13).
В соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Скидка на оплату коммунальных услуг не поставлена в зависимость от принадлежности жилого фонда.
На основании судебных решений от Дата 0 и Дата 0 истцам как инвалидам второй группы была предоставлена льгота по оплате жилого помещения и лифтовое обслуживание в размере 50%. Эта льгота предоставлялась им фактически до мая 2010 года, что не отрицалось ни истцом, ни ответчиком в судебном заседании.
Согласно Закону Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» от 27.12.2007 №156-ЗС с 01 апреля 2008 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (компенсация).
Гражданам, получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в натуральной форме до 01.04.2008, компенсация предоставляется без истребования от них необходимых документов. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Таким образом, Оношкиным В.Д. и В.Г., сведения о которых как о льготополучателях были направлены в Управление социальной защиты, выплачивалась денежная компенсация в размере 50% по оплате жилья и коммунальных услуг с 01 апреля 2008 года до мая 2010 года.
Статьей 3 Закона от 27.12.2007 №156-ЗС предусмотрено, что компенсация предоставляется категориям граждан, определенным федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (в том числе Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ), проживающим на территории Алтайского края и зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства.
Порядок предоставления компенсации закреплен ст.4 вышеуказанного закона. Так, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения, который ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Принятые во исполнение этого закона Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утв. постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126, предусматривают обязанность органа социальной защиты проверять информацию о наличии у заявителя права на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Из уведомлений от Дата 0, направленных ответчиком Оношкину В.Д. и Оношкиной В.Г., усматривается, что им прекращена только выплата компенсации на оплату жилья в связи с отсутствием права на предоставление такой льготы по правилам ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ л.д.7-8). Это подтверждается и ответом Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от 23.06.2010 года л.д.11).
Признавая правомерность решения О г.Барнаула, суд исходит из следующего.
Понятие жилищного фонда и его видов содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации. Согласно п.2 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Из анализа данного положения следует, что жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, относятся к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду.
Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду.
Сам Жилищный кодекс РФ, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах наличие права собственности истцов на квартиру само по себе является основанием для признания того, что жилое помещение отнесено к частному фонду, и граждане-инвалиды, являющиеся собственниками, не могут претендовать на получение льготы по оплате жилья. Иное толкование закона будет вступать в противоречие с действующим законодательством.
Суд также учитывает, что имеются вступившие в законную силу судебные решения, на основании которых поставщик услуг МУП «Д обязан был предоставлять льготу по оплате жилья истцам. Между тем, само по себе наличие решений, по которым за истцами признано право на предоставление им льготы в натуральной форме, не может явиться основанием для удовлетворения их требований в разрешаемом споре, в котором ответчиком выступает иное лицо, полномочное предоставлять льготы в виде денежной компенсации.
Ссылки заявителя на то, что они с женой являются Ветеранами труда Алтайского края, при рассмотрении данного спора не могут быть признаны в качестве юридически значимого обстоятельства, поскольку требования истцов изначально основаны на том, что право на льготы по оплате жилья им должно быть предоставлено в связи с наличием статуса инвалида. Кроме того, суд принимает во внимание, что право на получение денежной компенсации по оплате жилья носит заявительный характер (ст.4 Закона от 27.12.2007 №156-ЗС). Однако сведений о том, что истцы обращались в уполномоченный орган по вопросу предоставления льгот, предусмотренных Законом Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», не имеется. Это подтверждается и разъяснением Главалтайсоцзащиты от 23.06.2010 л.д.11-12).
При таких обстоятельствах, суд, разрешая спор в пределах заявленных требований, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Оношкина ВД, Оношкиной ВГ к О г.Барнаула о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Романютенко
решение не вступило в законную силу