***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** 2010 года г.Барнаул
Ленинский районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего судьи Шевченко В.А.
при секретаре Богомоловой Г.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Феденева Н.И. к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула об индексации сумм возмещения вреда здоровью,
У С Т А Н О В И Л:
Феденев Н.И. с 1 августа 2008 года является инвалидом 3 группы в связи с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС с утратой трудоспособности 50%. Истец обратился в суд с иском к ответчику об индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в размере 71838 руб. 29 коп., поскольку данные выплаты производились ему не в полном объеме, а индексация своевременно не производилась.
В судебном заседании представитель истца Пономарева Е.А. на иске настаивала, указав, что в течение спорных периодов истцу не в полном объеме выплачивалась ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью. В связи с этим обстоятельством, истцу причинены убытки в связи с инфляцией присужденных сумм.
На доводах искового заявления настаивала.
Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула Жданов А.А. возражал против иска, полагая, что начисления и выплаты компенсации в возмещение вреда здоровью производились в соответствии с действующим законодательством. До 2004 года отсутствовало законодательство, предоставляющее органам соцзащиты производить индексацию самостоятельно. Кроме того, применение индексов инфляции к выплатам за спорный период является повторной индексацией.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Решениями Ленинского районного суда г. Барнаула от 13.03.2003 года, 11.12.2003 года, от 05.05.2008 года, присуждены соответственно:
- сумма, подлежащая выплате в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. в размере 5 880 руб. 00 коп.,
- за период с 01.01.2003 г. по 1.10.2003 г. в размере 6 500 руб. 00 коп.,
- задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение
вреда здоровью за период с 1.08.2000 г. по 31.12.2000 г. и с 01.10.2003 года по 28.02.2008 года взыскана в размере 168047 руб.
При этом недополученная сумма составила с 01.08.2000 по 31.12.2000 года 2153,39 руб., с января 2001 года по 31.12. 2001 года - 1775,50 руб., с 01.01.02 г. по 31.12. 2002 r. – 5880 руб., с 01.01.2003 г. по 31.12. 2003 года 6500, 16 руб., + 6164, 16 руб., за 2004 год 30887, 04 руб., за 2005 год – 34284, 60 руб., за 2006 год – 37370, 28 руб., за 2007 год 40359, 96 руб., с 01.01. по 28.02. 2008 года – 7352, 52 руб.
В соответствии с п. 15 ст. 14 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" № 1244-1 от 15.05.91г. истец имеет право на возмещение вреда здоровью.
В соответствии с Федеральным Законом № 82-ФЗ от 19.06.00г. «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2000 года МРОТ установлен в сумме 132 руб., а с 1 января 2001 года 200 руб. В связи с повышением минимального размера оплаты труда, ответчик должен был проиндексировать суммы дважды с 1 июля 2000г. на индекс 1.581 и 1 января 2001г. на индекс 1.515. Но Управление социальной защиты населения эти индексы не применило.
Закон № 5-ФЗ от 12.02.01 «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установил, что установленные размеры выплат повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума.
В соответствии с п. 6 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000г. № 35 (в редакции от 5 апреля 2005 года) суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год.
2000 г. ВПМ | 2001г.ВПМ | 2002г.ВПМ | 2003г.ВПМ | |
1 квартал | 539 руб. | 642 руб. | 1055 руб. | 1203 руб. |
2 квартал | 572 руб. | 952 руб. | 1070 руб. | 1309 руб. |
3 квартал | 619 руб. | 952 руб. | 1070 руб. | 1301 руб. |
4 квартал | 577 руб. | 989 руб. | 1109 руб. | 1331 руб. |
Средняя ВПМ | 576,75 руб. | 883,75 руб. | 1076 руб. | 1286 руб. 1 |
Суммы возмещения вреда были проиндексированы 01 января 2001 года, следующая индексация должна производиться с 01 января 2002 года на коэффициент 1.53 из расчета отношения средней величины прожиточного минимума для пенсионеров Алтайского края за 2001 год к 2000 году (883.75/576.75); с 1 января 2003 года на коэффициент 1.218 из расчета отношения средней величины прожиточного минимума пенсионера Алтайского края за 2002 год к 2001 году (1076/883,75), с 1 января 2004 года на коэффициент 1,195из расчета отношения средней величины прожиточного минимума жителя Алтайского края за 2003 год к 2002 году (1286/1076). В соответствии с ч. 3 ст. 5 базового закона (с изм.) размеры выплат гражданам, установленные законом ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Определением Конституционного суда РФ № 364-0 от 4 октября 2005 г. установлено, что в случае, если применение нового порядка*индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) приводит к уменьшению - для периода с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года-размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с действующим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации) суды должны принимать благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 года N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба государство обязано гарантировать стабильность, не допускается во всяком случае снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда, установленного в гражданско-правовом порядке.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 мая 2005 г. N 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 3 марта 2007 года) с 1 января 2005 г. индексация размеров сумм возмещения вреда осуществляется с применением коэффициента 1,11, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год.
Согласно Постановлению от 25 апреля 2006г. N 246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 03.03.07) с 1 января 2006 г. индексация размеров сумм возмещения вреда осуществляется с применением коэффициента 1,09, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2007г. индексация размеров сумм возмещения вреда осуществляется с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. N 914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 3 сентября 2008 года) с 1 января 2008 г. индексация размеров сумм возмещения вреда осуществляется с применением коэффициента 1,105, с 1 января 2009 года 1,13 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 -2010 г.г.
Таким образом, сумма возмещения вреда подлежат повышению на коэффициенты инфляции: с 1 января 2005 года - 1.11, с 1 января 2006 года - 1,09, с 01 января 2007 года - 1,08, а с 01 января 2008 года - 1,105.
В соответствии с п. 2.1.7. Положения «Об управлении социальной защиты населения» управление осуществляет назначение, перерасчет и выплату государственных пособий, ежемесячных денежных выплат, других компенсационных и иных выплат, возложенных на органы социальной защиты населения, либо выносит решения об отказе в назначении указанных выплат, в том числе в необходимых случаях составляет списки получателей компенсаций и предоставляет их для выплаты компенсаций в соответствующие органы в установленном порядке; осуществляет контроль за доставкой отдельных выплат в случаях, предусмотренных законодательством.
Таким образом, ответственность за несвоевременное назначение, а, следовательно, за несвоевременную выплату сумм лежит на ответчике.
Не выплаченные денежные средства обесценились в связи с инфляцией. Следовательно, несвоевременная выплата повлекла возникновение убытков.
Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода). Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 35 от 14 декабря 2000 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года N 7 и от 11 мая 2007 года N 23, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Поскольку ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате истцу, в установленном порядке с 1 июля 2000 года своевременно проиндексированы не были, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению истцу имущественного вреда (убытков). Учитывая, что суммы возмещения вреда здоровью не были своевременно выплачены в надлежащем объеме, истец вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. Данная индексация повторной не является, поскольку упомянутые коэффициенты МРОТ, индекс роста прожиточного минимума и уровня инфляции, использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности.
Сумма убытков от инфляции по периодам составляет:
на 16.04.2003 года за период с 01.01.2002г. по 31.12.2002г. - 1281,84 руб. (5880, * 1,218- 5880)
- на 28.01.2004 года за период с 01.01.2003г. по 30.09.2003г. - 1267,53 руб. (6500,16* 1,195- 6500,16),
- на 20.05.2008 года за период с 01.08.2000г. по 31.12.2000г. - 8336,70 руб. (2153,40* 1,515 * 1,53 * 1,218* 1,195 * 1,11 * 1,09* 1,08* 1,105 - 2153,40)
- на 20.05.2008 года за период с 01.01.2001г. по 31.12.2001г. составляют 20991,59 руб. (9475,08* 1,53 * 1,218* 1,195 * 1,11 * 1,09 * 1,08* 1,105 - 9475,08)
- на 20.05.2008 года за период с 01.10.2003г. по 31.12.2003г. составляют 4471,82 руб. (6164,16* 1,195 * 1,11 * 1,09* 1,08* 1,105 - 6164,16)
- на 20.05.2008 года за период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. составляют 13710,59 руб. (30 887;04* 1,11 * 1,09* 1,08* 1,105 - 30887,04)
- на 20.05.2008 года за период с 01.01.2005г. по 31.12.2005г. составляют 10313,01 руб.01 коп., (34284,60*1,09* 1,08* 1,105 - 34284,60)
- на 20.05.2008 года за период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. составляют 7227,41 руб. (37370,28* 1,08*1,105- 37370,28)
- на 20.05.2008 года за период с 01.01.2007г. по 31.10.2007г. составляют 4 237,80 руб. (40359,96 * 1,105 - 40359,96)
Всего убытки за период с 01.08.2000г. по 31.12.2007г. составили: 71 838,29 руб. (1281,84 + 1267,53 + 8336,70 + 20991,59 + 4471,82+ 13710,59+ 1 313,01 +7227,41 + 4237,80)
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Феденева Н.И. удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула в пользу Феденева Н.И. единовременно за счет средств федерального бюджета убытки за период с 01.08.2000 года по 31.12.2007 года в сумме 71 838 руб. 29 коп.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ленинский районный суд г. Барнаула.
Судья В.А.Шевченко
Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2010 года