***
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** 2010 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г. Барнаула в составе
председательствующего судьи Шевченко В.А.
при секретаре Богомоловой Г.И.
с участием прокурора Семеновой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Дмитриевой Е.Н. к администрации Ленинского района г. Барнаула, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании незаконными решения комиссии, отказа в постановке на учет в качестве сироты, нуждающейся в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья, о возложении обязанности включить в реестр (список) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Барнаула в интересах Дмитриевой Е.Н. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района г. Барнаула о признании незаконным решения комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних администрации Ленинского района г. Барнаула от 14.04.2010 года № 7, в соответствии с которым Дмитриевой Е.Н. отказано в отмене п.2 постановления главы администрации Ленинского района г. Барнаула от 13.09.1999 года *** в части сохранения за ней права проживания в доме *** по ***, признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве сироты, нуждающейся в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья.
03.08.2010 года прокурор уточнил исковые требования. В качестве соответчика привлечено Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, к которому заявлено требование о возложении обязанности включить истца в реестр (список) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья.
В судебном заседании истец и прокурор на иске настаивали. В обоснование иска пояснили, что Дмитриева Е.Н. является сиротой, так как мать и отец истца умерли. При вынесении постановления о назначении опекуном Гришиной Г.Ф., за истцом было закреплено право проживания в доме *** по ***, принадлежащем опекуну на праве собственности.
Истец, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет закрепленное за ним жилое помещение, в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сохраняет на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. По смыслу данной нормы за указанной категорией лиц может быть закреплено помещение, предоставленное им на основании договора социального найма либо принадлежащие на праве собственности.
Однако собственником указанного дома является Гришина Г.Ф.
В силу ст. 17 ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество попечителя, они лишь имеют право пользоваться им с согласия своих попечителей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под попечительства сохраняют право собственности или пользования жилым помещением, если оно принадлежало ему на праве собственности либо на основании договора социального найма.
У Дмитриевой Е.Н. право собственности на жилое помещение, принадлежащее Гришиной Г.Ф., не возникло. Гришина Г.Ф. является собственником квартиры на основании договора купли-продажи, Дмитриева Е.Н. стороной по договору не является, в указанном доме не проживала и не проживает. Родители Дмитриевой были зарегистрированы в указанном доме с согласия собственника. Других оснований пользования домом у Дмитриевых не имелось. Фактически истец проживает с опекуном по адресу: ***
Таким образом, п. 2 постановления главы администрации Ленинского района г. Барнаула от 13.09.1999 года *** в части сохранения за истцом права проживания в доме *** по *** противоречит нормам закона.
*** года Дмитриевой Е.Н. исполнилось 18 лет, попечительство над ней прекращено. Дальнейшее пользование жилым помещением возможно лишь с согласия собственника жилого помещения и может быть прекращено по требованию последнего. Кроме этого, факт не основанного на законе закрепления за истцом жилого помещения препятствует ей в реализации дополнительных прав, установленных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае», то есть на получение жилого помещения во внеочередном порядке.
26.03.2010 года истец обратилась в администрацию Ленинского района г. Барнаула с заявлением об отмене п. 2 указанного постановления в целях решения вопроса о постановке ее на учет для получения жилья, поскольку данное обстоятельство препятствует постановке на учет в качестве сироты, нуждающегося в жилье, что следует из ответа Администрации Ленинского района г. Барнаула. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних администрации Ленинского района г. Барнаула от 14.04.2010 года ***, Дмитриевой отказано в отмене п. 2указанного постановления.
Однако указанное решение заседания комиссии является незаконным, так как Дмитриева не является ни нанимателем, ни собственником указанного жилого помещения, поэтому относится к категории лиц, нуждающихся в жилом помещении.
Представитель ответчика – Администрации Ленинского района г. Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки не известна. В письменном отзыве против иска возражал. В качестве возражений указал, что истцом пропущен трехмесячный срок на обжалование решения муниципального органа.
По существу полагает, что постановление о назначении опеки над Дмитриевой является действующим, в том числе в части закрепления за ней жилой площади, принадлежащей Гришиной на праве собственности. А поскольку Дмитриева имеет закрепленное за ней жилое помещение, то она не может быть поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилье ребенка – сироты, оставшегося без попечения родителей, до окончания пребывания в образовательном учреждении, поскольку истец является студенткой 1 курса юридического факультета АЛТГУ, находится на полном государственном обеспечении. Кроме того, Дмитриевой не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, так как в комиссию по постановке на учет лиц, нуждающихся в жилье, истец не обращалась.
Представитель ответчика – Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном отзыве против иска возражал, ссылаясь на то, что за истцом при назначении попечительства было закреплено жилое помещение, принадлежащее попечителю Гришиной Г.Ф.
Постановка на учет производится через органы местного самоуправления только тех лиц, за которыми жилая площадь не закреплена. Обязанность Управления состоит в том, что по сведениям муниципальных органов Управление формирует списки лиц, указанной категории для финансирования его субъектом РФ через УФК Алтайского края. Сведения направляются в Администрацию Алтайского края в соответствии с «Положением о предоставлении безвозмездных субсидий», утвержденным Администрацией Алтайского края 15 января 2008 года № 8. Представитель также указал на то, что Дмитриева в Управление с соответствующим заявлением не обращалась, а поэтому не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Представитель третьего лица Комитета по образованию администрации Ленинского района г. Барнаула Галкина Т.Н. пояснила, что истец неоднократно обращалась с заявлением об исключении п. 2 постановления главы администрации Ленинского района г. Барнаула от 13.09.1999 года *** в части сохранения за ней права проживания в доме *** по ***. При установлении опеки родители истца имели право пользования спорным жилым помещением, в связи с чем, данное жилье было закреплено за Дмитриевой в соответствии с Законом Алтайского края № 159. В настоящее время истец находится на полном государственном обеспечении, такие лица обеспечиваются жилым помещением только после окончания учебного заведения. Комиссия по защите прав и законных интересов несовершеннолетних администрации Ленинского района г. Барнаула не полномочна отменять указанное постановление главы администрации Ленинского района г. Барнаула. Истец не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся, она может встать на учет только после окончания обучения. В течение 2009 года субсидии были предоставлены только 7 лицам данной категории из 28 состоящих на учете в связи с недостаточностью бюджетного финансирования.
Третье лицо – Гришина Г.Ф. исковые требования поддержала, пояснила, что согласна, чтобы истец на время учебы была зарегистрирована в спорном жилом помещении, но не согласна на то, чтобы за ней было сохранено право пользования этим жилым помещением. Кроме того, Дмитриева в спорном жилом помещении не проживает, фактически она проживает с ней по ***. В доме временно проживает семья сына собственника, в настоящее время собственник Гришина Г.Ф. намерена продать дом, так как требуются средства на операцию и лечение.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Как следует из указанной нормы, регистрационный учет по месту жительства попечителя является местом временного пребывания.
Данное положение согласуется с положениями ч. 1, 3 ст. 17 ФЗ «Об опеке и попечительстве» в силу которой, подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных.
Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Такой порядок является обязательным во всех случаях.
К категории детей - сирот в силу ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях» отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Как установлено в судебном заседании истец является сиротой.
Постановлением Администрации Ленинского района г. Барнаула *** от 13.09.1999 года над несовершеннолетней Дмитриевой Е.Н. учреждена опека Гришиной Г.Ф. Одновременно принято решение о сохранении права проживания несовершеннолетней в доме *** по ***, где истец зарегистрирована с 1992 года.л.д. 8, 10.
По смыслу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за несовершеннолетним, указанным в ст. 1 того же закона может быть закреплено помещение, предоставленное ему на основании договора социального найма либо принадлежащее ему на праве собственности.
При отсутствии таких оснований дом, принадлежащий на праве собственности Гришиной, не может быть признан постоянным местом жительства с вытекающим из этого безограничительным правом пользования. Напротив, Администрация Ленинского района г. Барнаула не вправе распоряжаться имуществом собственника Гришиной Г.Ф., в том числе возложением обременения в виде закрепления за истцом постоянного права пользования жилым помещением.
Данное постановление противоречит вышеназванному положению закона, регулирующего взаимоотношения по имуществу между подопечным и попечителем, а также положения ст. 209 ГК РФ, предусматривающей, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 2 ст. 145 СК РФ попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
Истец достигла совершеннолетия, и попечительство над ней прекращено в силу действия закона.
Дальнейшее пользование жилым помещением возможно лишь с согласия собственника жилого дома и может быть прекращено по требованию последнего.
В соответствии с Законом Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края» п. 2.1, 3.1, 3.3 финансирование мероприятий по предоставлению безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года.
Дмитриева Е.Н. не является ни нанимателем, ни собственником жилого дома *** по ***, закрепление за нею права пользования жилым домом является формальным и противоречащим положениям закона, следовательно, истец вообще не имеет в пользовании в установленном порядке закрепленного жилого помещения, то есть относится к категории лиц, нуждающихся в жилом помещении.
А поэтому суд считает несостоятельной ссылку ответчиков на то обстоятельство, что Дмитриева не может до окончания обучения быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье, как лицо, находящееся на полном государственном обеспечении и имеющее право пользование закрепленным за ним жилым помещением.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 ЖК РФ. Часть 2 указанной нормы предусматривает, что помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
Решение комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних администрации Ленинского района г. Барнаула от 14.04.2010 года ***, в соответствии с которым Дмитриевой Е.Н. отказано в отмене п.2 постановления главы администрации Ленинского района г. Барнаула от 13.09.1999 года *** в части сохранения за ней права проживания в доме *** по ***, не основано на законе, поскольку в полномочия комиссии не входит решение вопроса об отмене постановления главы администрации Ленинского района г. Барнаула. Л.д. 13.
По этим же основаниям суд полагает необоснованной позицию ответчиков Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края, администрации Ленинского района г. Барнаула.
Кроме того, в соответствии с п. 4.3 приведенного Положения формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Поскольку данная обязанность ответчиками не исполнена, суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Довод ответчиков о том, что истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора неоснователен, так как истец обращалась в полномочные органы – администрацию Ленинского района г. Барнаула, в компетенцию которой входит разрешение вопросов постановки на учет лиц, нуждающихся в жилье. Данное обстоятельство подтверждается ответами администрации Ленинского района г. Барнаула об отказе в постановке на учет в связи с наличием закрепленного жилого помещения. Поэтому суд признает, что истец предпринимал в установленном законом порядке действия по разрешению спора до обращения в суд. Л.д. 11.
Что касается доводов Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи о том, что истец в Управление не обращался, суд также оценивает их как не основанные на законе. Из вышеприведенных норм следует, что на Управление возложена обязанность формирования сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями на основании данных, представленных муниципальными органами. Непосредственное обращение граждан в Управление никаким регламентом не предусмотрено, а разрешение заявлений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не входит в компетенцию данного органа.
Также суд не находит оснований для отказа в иске за пропуском срока на обжалование действий органа местного самоуправления, поскольку в данном случае требования заявлены в рамках искового производства. Общий срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ для защиты нарушенного права установлен в три года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по 100 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Дмитриевой Е.Н. удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение комиссии по защите прав и законных интересов несовершеннолетних администрации Ленинского района г. Барнаула от 14.04.2010 года ***, в соответствии с которым Дмитриевой Е.Н. отказано в отмене п.2 постановления главы администрации Ленинского района г. Барнаула от 13.09.1999 года *** в части сохранения за ней права проживания в доме *** по ***
Обязать администрацию Ленинского района г. Барнаула поставить Дмитриеву Е.Н. на учет в качестве сироты, нуждающегося в жилом помещении, предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья.
Обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить Дмитриеву Е.Н. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Взыскать с администрации Ленинского района г. Барнаула, Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края государственную пошлину в доход местного бюджета по 100 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ленинский районный суд г. Барнаула.
Судья В.А. Шевченко
Мотивированное решение изготовлено *** 2010 года.