о возложении обязанности предоставить жилое помещение



Дело Номер 0г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата 0 года ...

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Бредихиной С.Г.

при секретаре Ращупкиной Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Барнаула Алтайского края в интересах Гончаровой Л.В. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации Ленинского района г. Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в Ленинский районный суд г. Барнаула в интересах Гончаровой Л.В. с иском к ответчикам и просил Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрацию Ленинского района г. Барнаула предоставить Гончаровой Л.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 квадратных метра.

В обоснование требований истец указал, что в соответствии с решением Шелковского райисполкома от Дата 0 года, над Гончаровой Л.В. была учреждена опека, так как она осталась без попечения родителей. В соответствии с постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от Дата 0 года Номер 0 Гончарова Л.В. была принята на учет для получения жилой площади среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени она не обеспечена жильем.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивает, пояснив, что истец относится к детям-сиротам. В Дата 0 году на основании постановления она была поставлена на учет, никто её не снимал, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена. Согласно представленного заявления Гончарова Л.В. просит предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Истец в судебном заседании поддерживает исковые требования, просит обязать ответчиков предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площади не менее 33 квадратных метров. Просит предоставить жилое помещение, не субсидию.

Представитель ответчика администрации Ленинского района г. Барнаула Бавыкин А.А. просит отказать в удовлетворении требований к Администрации Ленинского района г. Барнаула, свою обязанность по постановке на учет они выполнили, уполномоченным органом по предоставлению жилья из числа детей сирот является ЖКХ, которому иск предъявлен.

Представитель ответчика - Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, представив отзыв, в котором в иске прокурору Ленинского района г. Барнаула в интересах Гончаровой Л.В. к ним просят отказать. Указывая в обосновании своих возражений, что Гончарова Л.В. была поставлена на учет в 2004 году, до вступления Закона АК № 136 в силу, после Дата 0 года. На ранее возникшие отношения указанный закон не распространяется. В настоящее время истцу исполнилось 23 года, между тем право на предоставление жилого помещение по договору социального найма предоставлено только лицам до 23 лет. В заявлении на имя прокурора истец просит обратиться в суд в её интересах с требованием о предоставлении вне очереди жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья.

Представитель третьего лица – Администрация г. Барнаула в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором считают, что требования заявленные к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству – подлежат удовлетворению, к Администрации Ленинского района – просят отказать в силу отсутствия правовых оснований л.д.21-24).

Представитель третьего лица - Администрация Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представив отзыв, в котором просит отказать прокурору Ленинского района г. Барнаула в интересах Гончаровой Л.В. в удовлетворении заявленных требований к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. Поскольку, обязанность по предоставлению жилого помещения возникла у Администрации Ленинского района г. Барнаула и администрации г. Барнаула в 2004 году, до вступления в законную силу ЖК РФ, до внесения изменений в ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и до вступления в силу Закона АК от 12 декабря 2006 года № 136 –ЗС « О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» предоставить Гончаровой Л.В. благоустроенное жилое помещение должны администрация города Барнаула и администрация Ленинского района г. Барнаула л.д.31-35).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, возложена на органы исполнительной власти по месту жительства, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации ( абз.2 п.1.ст.8, ст.4,5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1 Конституция РФ), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из этого следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст.49 ЖК РФ).

Следовательно, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Доводы в отзывах на исковое заявление о том, что Гончарова Л.В. с 2004 года состоит на очереди на получение жилья и администрация Ленинского района г. Барнаула и г. Барнаула обязательств не исполнили по предоставлению жилья истцу, поэтому обязанными по отношению к Гончаровой Л.В. являются они, не основаны на законе. Указанное обстоятельство не свидетельствует, что у муниципального органа возникла обязанность по предоставлению жилого помещения истцу в настоящее время.

Спор возник в настоящее время и при длящихся правоотношениях подлежит применению закон на момент возникновения спора.

Согласно положениям ст.6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Поскольку в данный момент решается вопрос о предоставлении жилого помещения, то и подлежат применению нормы права, действующие в данный момент, и регулирующие отношения по предоставлении жилого помещения.

В силу положений ст.57 ЖК РФ (аналогичное положение содержалось в ст. ЖК РСФСР) обязанность предоставления жилого помещения возникает по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов Гончарова Л.В. родилась Дата 0 года л.д.17), при этом в свидетельстве о рождении в графе отец – указан прочерк. Гончарова М.А. назначена опекуном над несовершеннолетней внучкой Гончаровой Л.В. Дата 0 года рождения с Дата 0 года на время розыска матери л.д.8). Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от октября Дата 0 года Ф1 лишена родительских прав в отношении Гончаровой Л.В., Дата 0 года. А как следует из свидетельства о смерти – Ф1 умерла Дата 0 года. Дата 0 года Гончарова Л.В. обратилась в Администрацию Ленинского района г. Барнаула с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как относится к детям-сиротам л.д.45). Постановлением Администрации Ленинского района г. Барнаула от Дата 0 года Номер 0 Гончарова Л.В. принята на учет для получения жилой площади среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» раскрываются в ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ.

Так, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

-дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

-лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом гарантируемая данным лицам социальная поддержка на внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23-летнего возраста. В случае, если социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью лица, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не была реализована до 23 лет, то данное право сохраняется за ним до реализации данной льготы.

Право указанной категории лиц (ст. 1 указанного закона) на внеочередное получение жилья, в том числе на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, предполагает их постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

Гончарова Л.В. родилась Дата 0 года, на момент постановки на учет Дата 0 года последней было 17 лет.

Таким образом, Гончарова Л.В. на момент постановки на учет как нуждающаяся в жилье, являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имела право на внеочередное получение жилья.

Статьей 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №71-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Государственное полномочие в виде предоставления жилого помещения указанной категории граждан субъектом РФ – Алтайским краем – не передано муниципальным органам.

В соответствии со ст. 5 Закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» от 12 декабря 2006 года право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.4 этим Законом органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.

Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).

Согласно же ст.6 Закона, Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанных детей, не имеющим закрепленного жилья, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди в соответствии с нормами предоставления жилого помещения в размере 33 квадратных метра площади для одиноко проживающего гражданина.

Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление жилищно-коммунального хозяйства (Положение об Управлении Алтайского края, по жилищно-коммунальному хозяйству, утв. Постановлением Администрации края от 10 апреля 2006 года №145).

По информации представленной Администрацией Ленинского района г. Барнаула, что также нашло свое подтверждение в письме Председателя Комитета по строительству администрации г. Барнаула от Дата 0 года л.д.26) и ответа Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от Дата 0 года л.д.25) информация о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно направляется в комитет по строительству администрации г. Барнаула для внесения их в список граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма краевого жилищного фонда, для последующей передачи в управление Алтайского края по жилищно-коммунального хозяйству в соответствии с законом Алтайского края от 12 декабря 2006 года № 136 –ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда АК». Последний раз информация по Гончаровой Л.В. направлялась Дата 0 года (письмо от Дата 0 года Номер 0)( л.л.7).

В связи с изложенным суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению Гончаровой Л.В. вне очереди жилого помещения по договору социального найма размером не менее 33 кв.м. на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

При этом доводы представителя Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству указанные в отзыве суд находит несостоятельными, противоречащими законодательству. Кроме того, неисполнение органами власти своих обязанностей и сроки их выполнения не могут влиять на права истца.

В связи с изложенным, в иске к Администрации Ленинского района г. Барнаула требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Барнаула Алтайского края в интересах Гончаровой Л.В. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации Ленинского района г. Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить частично.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Гончаровой Л.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее 33 квадратных метров.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.Г. Бредихина

Мотивированное решение изготовлено Дата 0 года.

Верно судья: С.Г. Бредихина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200