№РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего М.В. Панкратов
при секретаре М.Е. Шмер
с участием прокурора Ж.Н. Гнетовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Кузнецовой Л.Ю. к Управлению администрации Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Ленинского района г. Барнаула о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Барнаула в интересах Кузнецовой Л.Ю. обратился в суд с иском к ответчикам с требованием о возложении на них обязанности предоставить материальному истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее 42 м.кв. общей площади.
В обоснование требований указывает, что в соответствии с решением Ленинского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, над Деминой (Кузнецовой) Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ рождения была учреждена опека, поскольку она осталась без попечения родителей.
Постановлением администрации Ленинского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Л.Ю. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истица имеет состав семьи в количестве двух человек, однако, до настоящего времени она и ее семья не обеспечены жильем.
В судебном заседании прокурор, материальный истец Кузнецова Л.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчиков администрации Ленинского района г.Барнаула, Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В представленном отзыве на иск представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит дело рассмотреть в свое отсутствие, в удовлетворении иска отказать. В обоснование занятой правовой позиции указывает, что Закон Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» предоставляет лицам из числа детей-сирот социальную гарантию – предоставление жилого помещения. Эта гарантия предоставляется данной категории граждан только с момента вступления закона в силу ДД.ММ.ГГГГ, и на ранее возникшие отношения не распространяется. Учет нуждающихся в соответствии с указанным законом ведут органы местного самоуправления, которые ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в ст.5 Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства, каковым в Алтайском крае является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. На основании сводного реестра Управление формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год. Иных полномочий в части обеспечения жилых прав детей-сирот Управление не имеет. Демина (Кузнецова) Л.Ю. была поставлена на учет в 1994 году. Кроме того, ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств субъекта РФ, вступил в силу после даты постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилья, Кузнецовой Л.Ю. В сводном реестре граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма сведения о Деминой (Кузнецовой) Л.Ю. отсутствуют. В связи с изложенным полагает, что у Кузнецовой Л.Ю. отсутствует право на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда по договору социального найма на основании закона АК от 12.12.2006г. №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» (л.д.№).
Третьи лица администрация Алтайского края, администрация г.Барнаула в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом.
В своем письменном отзыве представитель администрации Алтайского края указал об отсутствии оснований для удовлетворения иска к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству по вышеизложенным основаниям. Дополнил, что обязанными лицами по предоставлению жилого помещения материальному истцу являются администрации Ленинского района г. Барнаула, администрации г. Барнаула, поскольку такие обязательства возникли в 1994 году до внесения Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и до вступления в силу закона Алтайского края от 12.12.2006 № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» (л.д.№).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, возложена на органы исполнительной власти по месту жительства, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (абз.2 п.1.ст.8, ст.4,5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1 Конституции РФ), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Из этого следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч.4 ст.49 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доводы представителей Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Алтайского края о том, что Кузнецова Л.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на очереди на получение жилья, и администрация Ленинского района г. Барнаула обязательства не исполнила по предоставлению жилья истцу, в связи с чем, обязанными по отношению к Кузнецовой являются только администрация Ленинского района г. Барнаула и администрация г. Барнаула не основаны на законе. Указанное обстоятельство не свидетельствует, что у муниципального органа возникла обязанность по предоставлению жилого помещения истцу в настоящее время.
Спор возник в настоящее время и при длящихся правоотношениях подлежит применению закон на момент возникновения спора.
Согласно положениям ст.6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В силу положений ст.57 ЖК РФ (аналогичное положение содержалось в п.2 ст.37 ЖК РСФСР) обязанность предоставления жилого помещения возникает по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела решением Ленинского районного совета народных депутатов исполнительного комитета №225 от 18 октября 1988г. в связи со смертью родителей над Деминой Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена опека, опекуном назначена <данные изъяты> приходящаяся бабушкой истице (л.д.№).
Согласно информации ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Росреестра, Кузнецова (Демина) Л.Ю. объектов недвижимости в г.Барнауле и на территории Алтайского края в собственности не имеет (л.д№).
Фамилия истицы с Деминой изменена на Кузнецова в связи с заключением брака, впоследствии расторгнутого, что подтверждается копией свидетельства, паспортом истицы (л.д.8-10).
ДД.ММ.ГГГГ года постановлением Главы администрации Ленинского района № № Демина Л.Ю. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.№), включена в соответствующий Список лиц для получения жилья в администрации Ленинского района (л.д.№).
Таким образом, Кузнецова Л.Ю. на момент постановки на учет как нуждающаяся в жилье, являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имела право на внеочередное получение жилья.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №71-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Государственное полномочие в виде предоставления жилого помещения указанной категории граждан субъектом РФ – Алтайским краем – не передано муниципальным органам.
В соответствии со ст. 5 Закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» от 12 декабря 2006 года право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.4 этим Законом органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.
Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Согласно же ст.6 Закона, Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанных детей, не имеющим закрепленного жилья, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди в соответствии с нормами предоставления жилого помещения в размере 42 квадратных метра общей площади семье из двух человек (ст.№).
На основании ч.3 ст.8 указанного закона №136-ЗС размер общей площади жилого помещения, предоставляемого семье по договору социального найма, определяется исходя из количества членов семьи, проживающих совместно, и нормы предоставления площади жилого помещения.
Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление жилищно-коммунального хозяйства (Положение об Управлении Алтайского края, по жилищно-коммунальному хозяйству, утв. Постановлением Администрации края от 10 апреля 2006 года №145).
Как пояснила в судебном заседании Кузнецова Л.Ю., ее семья состоит из двух человек, ее и ребенка. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспорено, подтверждается представленными в материалах дела копией свидетельства о рождении <данные изъяты> справкой о составе семьи с места жительства.
В связи с изложенным суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению Кузнецовой Л.Ю. вне очереди жилого помещения по договору социального найма размером не менее 42 кв.м. на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Доводы, изложенные в отзывах администрации Алтайского края, Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о том, что в отношении Кузнецовой Л.Ю. сведения о нуждаемости в жилье направлены в Управление ДД.ММ.ГГГГ. и возвращены по причине того, что истица встала на учет до вступления в силу закона №136-ЗС, не могут быть основанием для отказа в иске, поскольку соблюдение порядка предоставления сведений о нуждающихся в жилье – это обязанность органов местного самоуправления и вины истца в несоблюдении порядка предоставления сведений нет. Материалами дела подтверждено, что на учет Кузнецова поставлена 25.10.1994, в возрасте <данные изъяты>-ти лет. Неисполнение органами власти своих обязанностей не может влиять на права истца.
Поскольку на администрацию Ленинского района г.Барнаула закон не возлагает обязанность по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в удовлетворении требований к данному ответчику суд считает необходимым отказать. Иных требований, заявленных к администрации Ленинского района г.Барнаула исковое заявление не содержит.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 200 рублей.
руководствуясь ст.ст. 194-199, 103 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Барнаула удовлетворить в части.
Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Кузнецовой Л.Ю., имеющей состав семьи, состоящей из двух человек, вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42 квадратных метра.
В удовлетворении исковых требований, заявленных в интересах Кузнецовой Л.Ю. к администрации Ленинского района г. Барнаула, прокурору Ленинского района г. Барнаула отказать.
Взыскать с Управления администрации Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Барнаула.
Судья: М.В. Панкратов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>в