Дело № 2-2645/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2010 года г.Барнаул
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего Романютенко Н.В.
при секретаре Шмариной Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кузнецова ВВ к администрации Ленинского района г.Барнаула, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о возложении обязанности исполнять решение суда о предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, перерасчете невыплаченных сумм компенсации, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов В.В. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района г.Барнаула о возложении обязанности исполнять решение суда о предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, перерасчете невыплаченных сумм компенсации, взыскании компенсации морального вреда.
Свои требования мотивировал тем, что он является инвалидом <данные изъяты>, что дает ему право на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. На основании решения Ленинского районного суда г.Барнаула от Дата 0 года за ним признано это право, и снабжающие организации обязаны предоставлять 50% скидку по оплате жилья и коммунальных услуг. Ему как инвалиду предоставлялась эта льгота до Дата 0 года. С Дата 0 года выплаты компенсаций прекратились без предупреждения. Между тем, оснований для этого, по его мнению, нет, поскольку квартира была приватизирована еще в Дата 0 году, статус инвалида он не утратил. Первоначально исковые требования были предъявлены к администрации Ленинского района г.Барнаула.
В ходе подготовки к судебному разбирательству, судом выяснялся вопрос о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего – Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула. Поскольку истец был против этого, полагая, что именно в полномочия администрации входит разрешение данных вопросов, суд лишен возможности самостоятельно произвести замену ответчика (ст.41 ГПК РФ). Между тем, истец высказал намерение предъявить заявленные требования и к Управлению социальной защиты населения г.Барнаула, тем самым привлечь указанный орган в качестве второго ответчика.
В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие л.д.3, 26).
Представитель ответчика администрации г.Барнаула в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. В предыдущем судебном заседании указывал на то, что по заявленным требованиям администрация Ленинского района г.Барнаула является ненадлежащим ответчиком, так как в ее компетенцию не входит разрешение вопросов о предоставлении мер социальной поддержки инвалидам. То обстоятельство, что администрация в пределах исполнения своих полномочий давала ответы на поступившие в ее адрес обращения Кузнецова В.В., не свидетельствует о том, что именно администрация обязана предоставлять льготы инвалидам.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула Булатникова О.М. возражала против удовлетворения требований, указав на то, что с 01 апреля 2008 года в полномочия Управления входят обязанности по предоставлению денежной компенсации по оплате жилья гражданам, которым законом предоставлено такое право. К указанной дате списки льготополучателей были переданы в Управление поставщиками услуг. Сведения о Кузнецове В.В. как о лице, которому предоставлялась скидка по оплате коммунальных услуг, также имелись. Денежная компенсация истцу предоставлялась на основании сведений, направленных поставщиками услуг. После проверки и уточнения этих данных, право истца на получение компенсации не подтвердилось, что явилось основанием для отказа в выплате компенсации по оплате жилья. Приостановка выплаты компенсации в Дата 0 года была произведена в связи с необходимостью проверки данных о льготополучателе. В настоящее время компенсация в части оплаты коммунальных услуг восстановлена, с Кузнецовым В.В. произведен полный расчет со времени приостановки выплат. Выплата компенсации по оплате коммунальных услуг истцу продолжает выплачиваться.
Выслушав мнение лиц о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие (ст.167 ГПК РФ).
Как установлено в судебном заседании, на основании договора о передаче жилья в собственность от Дата 0 года Кузнецову В.В. и Кузнецовой Л.Ф. предоставлена квартира Номер 0 в доме Номер 0 по ... в г.Барнауле в общую долевую собственность л.д.8). Право собственности подтверждается в том числе регистрационным удостоверением от Дата 0 л.д.10).
Согласно справке МСЭ от Дата 0 Номер 0 Кузнецов В.В. является инвалидом <данные изъяты> по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно л.д.6)
В соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Данной нормой установлена компенсация на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Скидка на оплату коммунальных услуг не поставлена в зависимость от принадлежности жилого фонда.
На основании судебного решения от Дата 0 года истцу как инвалиду была предоставлена 50% скидка по оплате жилья и коммунальных услуг л.д.17).
Льгота по оплате жилья и коммунальных услуг предоставлялась ему фактически до марта 2010 года, что не отрицалось сторонами по делу.
Согласно Закону Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» от 27.12.2007 №156-ЗС с 01 апреля 2008 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (компенсация).
Гражданам, получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в натуральной форме до 01.04.2008, компенсация предоставляется без истребования от них необходимых документов. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
С учетом того, что законодательно изменился порядок предоставления льгот инвалидам, и льгота по оплате жилья и коммунальных услуг стала предоставляться в денежном выражении путем выплаты компенсации, полномочия по предоставлению этой льготы были предоставлены Управлениям социальной защиты населения. Для граждан, проживающих на территории Ленинского района г.Барнаула, данный вопрос отнесен к компетенции Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула.
В полномочия администрации Ленинского района г.Барнаула вопросы о предоставлении денежной компенсации по оплате жилья не входят, это подтверждается Положениями о районах в г.Барнауле и администрациях районов г.Барнаула, утв. Решением Барнаульской городской Думы от 17.03.2009 №75. Следовательно, требования истца к администрации Ленинского района г.Барнаула предъявлены необоснованно.
После внесения изменений в закон, касающихся порядка предоставления льгот, Кузнецову В.В., сведения о котором как о льготополучателе были направлены эксплуатационной компанией в Управление социальной защиты, выплачивалась денежная компенсация в размере 50% по оплате жилья и коммунальных услуг с Дата 0 года до Дата 0 года.
Статьей 3 Закона от 27.12.2007 №156-ЗС предусмотрено, что компенсация предоставляется категориям граждан, определенным федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (в том числе Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ), проживающим на территории Алтайского края и зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства.
Порядок предоставления компенсации закреплен ст.4 вышеуказанного закона. Так, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения, который ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Принятые во исполнение этого закона Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утв.постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126, предусматривают обязанность органа социальной защиты проверять информацию о наличии у заявителя права на получение льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно представленным сведениям выплата компенсации Кузнецову В.В. была приостановлена с Дата 0 года в целях выяснения правомерности начисления компенсации по оплате жилья л.д.36) На основании личного заявления истца от Дата 0 выплата компенсации по оплате коммунальных услуг восстановлена л.д.41)
С Дата 0 года прекращена только выплата компенсации на оплату жилья в связи с отсутствием права на предоставление такой льготы по правилам ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ. Это подтверждается сведениями из лицевого счета получателя компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг л.д.43).
Признавая правомерность решения Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула, суд исходит из следующего.
Понятие жилищного фонда и его видов содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации. Согласно п.2 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Из анализа данного положения следует, что жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, относятся к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду.
Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду.
Сам Жилищный кодекс РФ, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах наличие права собственности истца на квартиру само по себе является основанием для признания того, что жилое помещение отнесено к частному фонду, и граждане-инвалиды, являющиеся собственниками, не могут претендовать на получение льготы по оплате жилья. Иное толкование закона будет вступать в противоречие с действующим законодательством.
Суд также учитывает, что имеется вступившее в законную силу судебное решение, на основании которого поставщики услуг – ЖЭУ-22, Водоканал, Горэлектросеть, обязаны были предоставлять льготу по оплате жилья истцу. Между тем, само по себе наличие решения, которым за истцом признано право на предоставление ему льготы в натуральной форме, не может явиться основанием для удовлетворения требований в разрешаемом споре, в котором ответчиком выступает иное лицо, полномочное предоставлять льготы в виде денежной компенсации.
Проверив предоставленные ответчиком сведения о выплате Кузнецову В.В. денежной компенсации за период с Дата 0 года по Дата 0 года, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о перерасчете указанных сумм и взыскании недополученных сумм, поскольку указанные сведения в полной мере подтверждают отсутствие фактов неправильного исчисления или недоплаты компенсации.
В части требований о взыскании компенсации морального вреда суд также полагает, что они не подлежат удовлетворению как в отношении одного, так и другого ответчика. Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (ст.1099 ГК РФ).
При рассмотрении настоящего спора судом не установлено обстоятельств, которые могут явиться основанием для взыскания с ответчиков денежной компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецова ВВ к администрации Ленинского района г.Барнаула, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о возложении обязанности исполнять решение суда о предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, перерасчете невыплаченных сумм компенсации, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Романютенко
решение не вступило в законную силу