Дело № 2-3481/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2010 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Романютенко Н.В.,
при секретареШмариной Е.И.
с участием прокурора Рыковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Жердевой НА к ЖСК-73 «Союз» о пересчете платы за коммунальные услуги, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о перерасчете ежемесячной денежной компенсации за коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Барнаула обратился в суд в интересах Жердевой Н.А. к ЖСК-73 «Союз» о пересчете платы за коммунальные услуги, мотивируя тем, что Жердева Н.А. является собственником квартиры <адрес>. Помимо нее в квартире были зарегистрированы Ж, который не проживает в квартире с ДД.ММ.ГГГГ, и Ж, которая в квартиру никогда не вселялась. Вместе с тем, расчет коммунальных платежей производился на № зарегистрированных граждан.
Решением Ленинского районного суда г.Барнаула от 14 апреля 2010 года Ж и Ж выселены из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения. Факт непроживания указанных лиц в квартире подтвержден этим решением, объяснениями Ж, председателем ЖСК-73 «Союз» Ферштант М.И., данными в прокуратуре района.
31 мая 2010 года ответчик отказал Жердевой Н.А. в произведении перерасчета платы за коммунальные услуги из расчета на одного человека.
Считая такой отказ незаконным, ссылаясь на ст.153 ЖК РФ и Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, утв.Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, прокурор считает решение Ленинского районного суда г.Барнаула от 14.04.2010 документом, подтверждающим временное отсутствие потребителей, а следовательно, и основанием для перерасчета коммунальных услуг. В связи с этим просит произвести перерасчет коммунальных платежей Жердевой Н.А. за три года – с июня 2007 года по июнь 2010 года.
В судебном заседании прокурор представил уточненное исковое заявление, в котором просил возложить обязанность на ЖСК-73 «Союз» произвести перерасчет коммунальных платежей. Кроме того, в качестве второго ответчика указал Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула. К этому ответчику прокурор предъявил требования о перерасчете ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая предоставлена Жердевой Н.А. как <данные изъяты>, из расчета на 1 человека. Требования мотивировал только ссылкой на положения ст.17 ФЗ от 24.11.2005 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
В ходе судебного разбирательства прокурор неоднократно уточнял исковые требования. В окончательном варианте, после выяснения судом обстоятельств того, что в квартире материального истца установлены счетчики на горячее и холодное водоснабжение, прокурор уточнил свои требования в части срока, за который необходимо произвести перерасчет по оплате коммунальных платежей, ограничив его периодом с 01 октября 2008 года до 31 декабря 2009 года, при этом перерасчет по горячему и холодному водоснабжению просил произвести только за период с 01 октября 2008 года по 31 декабря 2008 года. В части требований к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула прокурор уточнил основание иска, указав, что данные требования взаимосвязаны и вытекают из требований к ЖСК-73 «Союз», и в случае удовлетворения требований о перерасчете платы за коммунальные услуги, должен быть произведен перерасчет компенсации, предоставляемой Жердевой Н.А. как <данные изъяты>. Самостоятельного правового обоснования необходимости произвести перерасчет компенсации прокурором не приведено.
Материальный истец Жердева Н.А. в судебном заседании указала на то, что поддерживает первоначально заявленные прокурором требования в части определения периода 3 года, за который должен быть произведен перерасчет. Мотивировала тем, что ее права как <данные изъяты> нарушаются ЖСК-73 «Союз» и Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району. Ее сын и внучка никогда фактически не проживали в ее квартире, поэтому нести расходы по оплате коммунальных услуг, рассчитанных и на них, она не обязана.
Представитель истца Устименко А.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ЖСК-73 «Союз» Ферштант М.И. возражала против заявленных требований, указывая на то, что оснований, предусмотренных Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, для перерасчета коммунальных услуг не имеется. При этом уточнила, что при предоставлении справок <данные изъяты> Жердевой Н.А. о том, что он не проживает в квартире, коммунальные платежи Жердевой Н.А. начислялись исходя из одного зарегистрированного человека. Отказ в начислении платежей на одного человека был вызван тем, что ни Жердева Н.А., ни ее <данные изъяты> не предоставили надлежащих доказательств, подтверждающих отсутствие Ж и Ж в квартире. Само по себе решение суда о выселении не может считаться основанием для перерасчета коммунальных платежей. Дополнительно Ферштант М.И. заявила о том, что на протяжении всего периода проживания в квартире, Жердева Н.А. ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по оплате коммунальных платежей, в связи с чем, в 2001 году мировым судьей выносилось решение о взыскании с нее задолженности по оплате коммунальных платежей в размере 6584 рублей 36 копеек. В настоящее время у Жердевой Н.А. также имеется задолженность, которая на июль 2010 года составила 16923 рубля 61 копейку.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула Жданов А.А. указал на необоснованность заявленных требований в части перерасчета компенсации за коммунальные услуги и оплате жилья. Пояснил, что с апреля 2008 года Жердева Н.А. является получателем 50% компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг. Льгота предоставляется на основании сведений, полученных от поставщиков услуг, в том числе и сведений о числе зарегистрированных граждан. Оснований для перерасчета компенсации не имеется.
Выслушав объяснения сторон по делу, исследовав предоставленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, Жердева Н.А. является собственником жилого помещения <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности (л.д.8).
Помимо собственника в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован ее <данные изъяты> Ж, а с ДД.ММ.ГГГГ ее <данные изъяты> Ж Они были выселены на основании решения Ленинского районного суда г.Барнаула от 14 апреля 2010 года, вступившего в законную силу 05 мая 2010 года (л.д.16-17).
В силу ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении члены семьи собственника несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (ч.3 ст.31 ЖК РФ).
Неиспользование собственниками и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.11 ст.155 ЖК РФ).
Потребителем применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв.Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3).
На основании изложенных положений, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги, относятся к потребителям коммунальных услуг.
Согласно ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ст.154 ЖК РФ).
На основании ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации приняты Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
Требования прокурора заявленные первоначально, сводились к тому, что ЖСК-73 «Союз» обязано пересчитать плату за коммунальные услуги, предоставленные Жердевой Н.А. за период с июня 2007 года по июнь 2010 года, поскольку решением Ленинского районного суда г.Барнаула от 14 апреля 2010 года установлен факт того, что Ж и Ж не проживали и не проживают в <адрес> в <адрес>.
Действительно, п.54 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Возможность перерасчета именно этих видов коммунальных услуг связана с тем, что пунктом 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, закреплены следующие показатели для выбора единицы измерения: в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения - куб. метр на 1 человека; в отношении электроснабжения - кВт·ч на человека; в отношении отопления - Гкал на 1 кв. метр общей площади жилых помещений; в отношении газоснабжения: для приготовления пищи и (или) подогрева воды - куб. метр на 1 человека; для отопления - куб. метр на 1 кв. метр общей площади жилых помещений. Дополнительно, п.п. 27, 30, 31 правил указано, что нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего) водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на 1 потребителя.
Поскольку материальный истец в судебном заседании не согласилась с уточненными требованиями прокурора относительно периода, за который необходимо произвести перерасчет, настаивала на требованиях, заявленных прокурором, и просила произвести расчет за три года, суд, на основании положений ст.45, 39 ГПК РФ, полагает необходимым учитывать мнение материального истца и разрешить исковые требования в том объеме, в котором просит истец Жердева Н.А.
За период с июля 2007 года по июль 2010 года ответчиком предоставлены финансовые лицевые счета, согласно сведениям которых с июля 2007 года по сентябрь 2008 года включительно расчет коммунальных платежей производился исходя из 1 зарегистрированного человека (л.д.32 -36). По устным объяснениям представителя ЖСК -73 «Союз» за июнь 2007 года также при расчете был учтен только один проживающий. Доказательств обратного ни прокурором, ни материальным истцом Жердевой Н.А. не предоставлено.
С октября 2008 года по декабрь 2009 года расчет производился на № зарегистрированных по указанному адресу граждан (л.д.36-41).
С января 2010 года по апрель 2010 года расчет производился на 1 человека, при этом в квитанциях было отражено, что зарегистрировано № человека, но № временно отсутствуют (л.д.41-42). С мая 2010 года расчет производится на 1 зарегистрированного (л.д. 42-43).
Таким образом, требования прокурора о перерасчете платы за коммунальные услуги за периоды с июня 2007 года по октябрь 2008 года и с января 2010 года по июль 2010 года являются необоснованными, были заявлены без проверки фактических обстоятельств и без подтверждения факта нарушения прав материального истца.
В части требований о перерасчете оплаты за коммунальные услуги за период с октября 2008 года и по декабрь 2009 года суд также не усматривает оснований для их удовлетворения.
Согласно п.56 Порядка предоставления коммунальных услуг перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Перечень документов, подтверждающих временное отсутствие потребителя, приведенный в данном пункте, не является исчерпывающим.
Представитель ответчика ЖСК–73 «Союз» в судебном заседании пояснила, что у них отсутствовали правовые основания для перерасчета платы, так как к своему заявлению Жердева Н.А. не прилагала надлежащих доказательств временного отсутствия зарегистрированных в ее квартире граждан. Ее <данные изъяты> Ж, предоставлявший до этого периода в ЖСК -73 «Союз» справки о том, что он с <данные изъяты> проживает по иному адресу, перестал предоставлять такие документы. На основании только заявления Жердевой Н.А. у ЖСК-73 «Союз» отсутствовало право применять п.54 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307.
Прокурор и истец Жердева Н.А. не отрицали, что с октября 2008 года письменные доказательства временного отсутствия иных зарегистрированных по указанному адресу лиц, Жердевой Н.А. в ЖСК-73 «Союз» не предоставлялись. При этом полагали, что предоставленное в мае 2010 года решение суда, которым установлен факт непроживания Ж и Ж, должно было явиться основанием для перерасчета коммунальных услуг за предшествующие три года.
Суд не может согласиться с этим по следующим обстоятельствам.
В силу ст.ст.2, 3 Федерального закона от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения условий реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, законными основаниями проживания в жилых помещениях являются не только право собственности, договор социального найма или вытекающее из них право членов семьи, но и иные основания, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами. А следовательно, жилищные права и обязанности возникают из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (ч. 1 ст. 10 ЖК РФ).
Учитывая, что обязанность по внесению коммунальных платежей, а также порядок определения размера коммунальных платежей связан с фактом регистрации в жилом помещении, само по себе постоянное непроживание гражданина в квартире не является основанием для перерасчета задолженности по оплате коммунальных услуг.
Действующим законодательством предусмотрена возможность перерасчета платы за коммунальные услуги только в случае предоставления услуг ненадлежащего качества и при временном отсутствии потребителя коммунальных услуг на основании его заявления. Других оснований для перерасчета не установлено.
При рассмотрении настоящего спора обстоятельств, свидетельствующих о незаконности отказа ответчика ЖСК-73 «Союз» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, не установлено.
Кроме того, при рассмотрении спора судом было установлено и не отрицалось сторонами по делу, что с 30 декабря 2008 года в квартире Жердевой Н.А. были установлены приборы учета потребления услуги по горячему и холодному водоснабжению. Указанное обстоятельство в силу п.55 Правил предоставления коммунальных услуг является основанием, препятствующим потребителю требовать перерасчета платы по соответствующим видам коммунальных услуг.
Следовательно, заявленные прокурором требования в части перерасчета платы за горячее и холодное водоснабжение за период с января 2009 года по декабрь 2009 года, и поддержанные в полном объеме материальным истцом, не основаны на положениях действующего законодательства.
Разрешая исковые требования ко второму ответчику, суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Жердева Н.А. является <данные изъяты>. Инвалидность установлена бессрочно. Это подтверждается справкой МСЭ-2006 от ДД.ММ.ГГГГ и пенсионным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ. Право Жердевой Н.А. на получение предоставленной законом меры социальной защиты никем не оспаривается.
В настоящее время на территории Алтайского края действует Закон Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» от 27.12.2007 №156-ЗС, согласно которому с 01 апреля 2008 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (компенсация). Гражданам, получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в натуральной форме до 01.04.2008, компенсация предоставляется без истребования от них необходимых документов. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Таким образом, обязанность ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула предоставлять установленную законом компенсацию по оплате жилья, возникла с 01 апреля 2008 года, а следовательно, требования прокурора к этому ответчику о перерасчете компенсации с июня 2007 года до апреля 2008 года заявлены без учета положений действующего законодательства.
Вышеизложенные положения в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан вводят компенсационный механизм обеспечения таких мер, который осуществляется путем возмещения гражданам произведенных ими расходов в размере, установленном законодательством РФ, законодательством субъектов РФ или местными правовыми актами.
Следовательно, имеющий право на компенсацию гражданин несет в полном размере расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а затем часть его расходов или все расходы на эти цели компенсируются предоставляемой такому гражданину денежной выплатой. Этот вывод подтверждается и положением п.2 ст.5 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС.
Между тем, в судебном заседании было установлено, что за период времени, за который прокурор просил произвести перерасчет компенсации, Жердевой Н.А. обязанность по уплате коммунальных платежей не осуществлялась надлежащим образом, что привело к наличию задолженности в размере 16923 рубля 61 копейка (на 10.09.2009 года она составляет 16627 рублей 53 копейки).
Прокурор Ленинского района г.Барнаула в судебном заседании настаивал на том, что удовлетворение требований к ЖСК-73 «Союз» о перерасчете платы за коммунальные услуги влечет необходимость произвести перерасчет компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг. Иных оснований для иска к этому ответчику прокурором не заявлено.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание вывод об отсутствии оснований для перерасчета платы за коммунальные услуги, учитывая заявленное прокурором основание для исковых требований к ответчику Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула, и не усматривая обстоятельств для выхода за пределы иска, суд полагает, что исковые требования прокурора Ленинского района г.Барнаула к данному ответчику также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Жердевой НА к ЖСК-73 «Союз» о пересчете платы за коммунальные услуги, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о перерасчете ежемесячной денежной компенсации за коммунальные услуги оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Романютенко
решение не вступило в законную силуа