о признании права на досрочную пенсию



2 - 2973/2010

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2010 года г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула в составе

председательствующего судьи Шевченко В.А.

при секретаре Богомоловой Г.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело поиску Ватолиной Т.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле о признании решения комиссии незаконным, включении в специальный стаж работы в должности фельдшера,

У С Т А Н О В И Л:

Ватолина Т.П. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочную трудовую пенсию с включением в специальный стаж периода работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в период с 01.05.1992 года по 31.12.1992 года в ХХХ, с 01.01.1993 года по 31.10.1999 года в ХХХ в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, с 01.11.1999 года по 31.12.2005 года в ХХХ в той же должности, с 01.01.2006 года по 12.03.2006 года, с 29.04.2006 года по 07.06.2010 года в МУЗ «ХХХ» в должности фельдшера в группах анестезиологии – реанимации, интенсивной терапии в льготном исчислении, с 02.02.1990 года по 14.04.1990 года, с 13.03.2006 года по 28.04.2006 года – период нахождения на курсах усовершенствования. Также просила признать специальный стаж в объеме 20 лет 7 месяцев 21 день.

Истец просила обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением – с 07.06.2010 года.

В судебном заседании истец на иске настаивала, ссылаясь на то, что все время работы она выполняла лечебную деятельность и другую работу по охране здоровья населения. Увольнения, переводы связаны только с реорганизацией учреждения, фактически увольнения не было, и истец работала в одном и том же учреждении, выполняя лечебную работу. Засчитывая стаж работы в период с 01.11.1999 года по 31.12.2005 года в ХХХ в той же должности, с 01.01.2006 года по 12.03.2006 года, с 29.04.2006 года по 07.06.2010 года в МУЗ «ХХХ» в должности фельдшера в группах анестезиологии – реанимации, интенсивной терапии, ответчиком не учтены положения Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года и № 781 от 29 октября 2002 года. Указанные периоды по мнению истца подлежат зачету в льготном исчислении.

Истец полагает, что отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконен, поскольку не учтен характер выполняемой работы.

Представитель ответчика – Курносова Т.В. с иском не согласилась. В обоснование позиции по делу пояснила, что спорные периоды не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку не доказано, что истец постоянно занималась лечебной деятельностью, должность не подпадает под категорию указанных в Списке должностей, дающих право на льготную пенсию. Кроме того, ответчиком представлен письменный отзыв с обоснованием своей позиции по делу. Помимо указанных мотивов, ответчик не согласен с требованиями истца о льготном исчислении специального стажа, а также с зачетом в специальный стаж времени нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Должность фельдшера предусмотрена Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и аналогичным Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.

Периоды работы истицы в указанных должностях подтверждаются трудовой книжкой, приказами о приеме, увольнении, переводе, лицевыми счетами,

Квалификация и наличие среднего специального образования истца подтверждается дипломом, удостоверениями, свидетельствами, сертификатом о повышении квалификации. Л.д. 39 -50.

Истец, имея среднее специальное медицинское образование по специальности фельдшера, в течение полного рабочего дня осуществляла иную деятельность по охране здоровья населения, выполняла обязанности, соответствующие обязанностям фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, в том числе и обязанность при амбулаторном обращении больных и пострадавших на подстанцию качественно оказывать им экстренную медицинскую помощь.

Данное обстоятельство подтверждается должностной инструкцией фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде МУЗ ***. Согласно Инструкции замещение должности возможно лишь при наличии среднего специального медицинского образования. Л.д. 22-28.

Тем самым опровергается довод ответчика, изложенный в оспариваемом решении от 1 июля 2010 года, о том, что не представлено документов, подтверждающих отнесение должности к среднему медицинскому персоналу.

Как следует из решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ г. Барнаул истцу отказано в зачете спорных периодов, а также включении в специальный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации, исчислении периода работы с 01.11.1999 года по 31.12.2005 года в ХХХ в той же должности, с 01.01.2006 года по 12.03.2006 года, с 29.04.2006 года по 07.06.2010 года в МУЗ «ХХХ» в должности фельдшера в группах анестезиологии – реанимации, интенсивной терапии в льготном исчислении. Указанный период исчислен по фактически отработанному времени.

Однако, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2 - П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период работы истицы в должности фельдшера по приему вызовов и передачи их выездным бригадам станции скорой медицинской помощи с 01.05.1992 года по 31.12.1992 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым предусмотрена должность фельдшера учреждения скорой медицинской должности независимо от наименования должности. Постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953.

Кроме того, работа истицы, осуществляемая с 01.01.1993 года по 31.10.1999 года включительно, также подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066.

Так, п. 3 Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных указанным Постановлением, предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Правилами, утвержденным Постановлением СовМина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, также предусмотрено, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

С принятием Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, указанное Постановление Правительства РФ 22 сентября 1999 года N 1066 утратило силу, однако в нем также предусмотрена должность фельдшера на станции скорой медицинской помощи.

Поэтому суд приходит к выводу о том, что период работы истца с 01.11.1999 по 31.12.2005 года подлежат включению в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде станции скорой медицинской помощи.

Ответчиком период работы истца с 01.01.2006 года по 12.03.2006 года и с 29.04.2006 года по 07.06.2010 года в МУЗ «ХХХ» в должности фельдшера группы анестезиологии-реанимации, интенсивной терапии зачтены в специальный стаж в календарном порядке.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.

Согласно п. 9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В период работы истца с 01.01.2006 года по 12.03.2006 года и с 29.04.2006 года по 07.06.2010 года в МУЗ «ХХХ» в должности фельдшера группы анестезиологии-реанимации, интенсивной терапии вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ № 1066 и № 781 предусматривали льготный порядок исчисления специального стажа (один год работы за один год 6 месяцев). Такой порядок распространялся на работников, занимающих должность медсестры – анестезиста в соответствующих бригадах. Из должностных инструкций следует, что выполняемая истцом работа в качестве фельдшера тождественная обязанностям, выполняемым медсестрой группы анестезиологии-реанимации, интенсивной терапии. Более того, в должностных инструкциях имеется двойное указание должности фельдшер (медсестра), что также свидетельствует о бесспорном тождестве обязанностей.

Поэтому суд приходит к выводу, что указанный период подлежит зачету в льготном исчислении.

Кроме того, суд находит подлежащим удовлетворению и требование истца о зачете в специальный стаж и период нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Данный вывод следует из положения ст. 187 ТК РФ, предусматривающей, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняются место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. Положение о порядке исчисления стажа.. № 1397 от 17.12.1959 года предусматривало включение периода прохождения повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности. Кроме того, обязанность среднего медицинского персонала повышать квалификацию предусмотрена должностными инструкциями.

В соответствии со ст. 19 того же закона трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее возникновения права на пенсию.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратилась с соответствующим заявлением 7 июня 2010 года.

Специальный стаж, с учетом признанного ответчиком 14 лет 1 мес. 1 день составляет свыше 30 лет и дает право на досрочную трудовую пенсию с 7 июня 2010 года.

Таким образом, суд, оценив в совокупности представленные доказательства, находит их достаточными для удовлетворения требований истца в указанной части.

В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения иска в части установления продолжительности специального стажа истца, так как по смыслу вышеприведенного положения ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» данная обязанность относится к компетенции уполномоченного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Истец не настаивал на взыскании государственной пошлины с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Ватолиной Т.П. удовлетворить в части.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле включить Ватолиной Т.П. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период периода работы в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам в период с 01.05.1992 года по 31.12.1992 года в ХХХ, с 01.01.1993 года по 31.10.1999 года в ХХХ в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, с 01.11.1999 года по 31.12.2005 года в ХХХ в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, с 01.01.2006 года по 12.03.2006 года, с 29.04.2006 года по 07.06.2010 года в МУЗ «ХХХ» в должности фельдшера в группах анестезиологии – реанимации, интенсивной терапии в льготном исчислении, с 02.02.1990 года по 14.04.1990 года, с 13.03.2006 года по 28.04.2006 года – период нахождения на курсах усовершенствования.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле назначить Ватолиной Т.П. досрочную трудовую пенсию с 7 июня 2010 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ленинский районный суд г. Барнаула.

Судья В.А.Шевченко

Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2010 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200