об оспаривании решения органа местного самоуправления



2 - 2630/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2010 года г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула в составе

председательствующего судьи Шевченко В.А.

при секретаре Богомоловой Г.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Воробьевой Я.В., Воробьева Е.И. о признании действий администрации г. Барнаула, Комитета по образованию и делам молодежи администрации г. Барнаула, Управления администрации Алтайского края по образованию и делам и делам молодежи, администрации Алтайского края по исключению из списков участников программы «обеспечение жильем и улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» незаконными, возложении обязанности восстановить в списках участников программы,

У С Т А Н О В И Л:

Заявители Воробьев Е.И., *** года рождения, и Воробьева Я.В., *** родления, обратились в суд с заявлением о признании действий администрации г. Барнаула, Комитета по образованию и делам молодежи администрации г. Барнаула, Управления по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края, администрации Алтайского края по исключению из списков участников программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» незаконными, возложении обязанности восстановить семью Воробьевых в списках участников Программы.

В ходе судебного разбирательства Воробьевы уточнили заявление и просят также признать незаконными действия Комитета по образованию и делам молодежи администрации г. Барнаула, Управления администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи, администрации Алтайского края по исключению семьи из Программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на 2004 – 2010 годы».

В обоснование заявления указали, что семья состояла на учете по улучшению жилищных условий в администрации Ленинского района г. Барнаула с 2004 года. В 2008 году семья, состоявшая из 4-х человек, была включена в краевую целевую программу «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на 2004 – 2010 годы» (далее – Программа).

На момент включения семьи в Программу Воробьеву Е.И. исполнилось 33 года, Воробьевой Я.В. – 31 год.

Семья состояла в списке участников на 2009 и 2010 годы. 21 июня 2010 года в адрес семьи Воробьевых из администрации г. Барнаула поступило письмо, уведомляющее об исключении из списков участников Программы на 2010 год в связи с тем, что одному из супругов – Воробьеву Е.И. 9 мая 2010 года исполнилось 36 лет.

Заявители полагают, что действия заинтересованных лиц незаконны, так как законами, как федеральным, так и субъекта не предусмотрены основания исключения семей из программы. Кроме того, по условиям Программы исключение могло быть возможным при достижении обоими супругами 36 лет, так как словосочетание «каждым из супругов» по лингвистическому смыслу предполагает, что оба супруга достигли соответствующего возраста – 36 лет.

Воробьевой Я.В. исполнилось только 33 года, следовательно, молодая семья подпадает под категорию лиц, участвующих в Программе.

Управление по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края, Администрация Алтайского края не наделены полномочиями по исключению претендентов на участие в Программе из Списка, так как на них возложена обязанность по формированию сводных списков по субъекту на основании списков муниципальных образований. Следовательно, Управлением превышены полномочия, что выразилось во вмешательстве в формирование списков, в бюджетные взаимоотношения между федеральными органами, выделившими средства на состав участников Программы, в т.ч. и Воробьевым и органами субъекта.

При этом какой-либо акт, свидетельствующий о принятии решения об исключении семьи Воробьевых из Программы, отсутствует, что лишает заявителей установить - кем и когда принято решение об исключении Воробьевых из Программы.

В судебном заседании Воробьева Я.В. и представитель заявителей - Жупиков С.М., действующий на основании доверенности, на доводах заявления настаивали.

Воробьев Е.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - Комитета по образованию и делам молодежи Администрации г. Барнаула, в лице Капустиной Т.А., действующей на основании доверенности, с заявлением не согласилась.

В обоснование позиции по делу пояснила, что комитетом по образованию семья Воробьевых включена в списки участников Программы на 2010 год.

Списки формируются Комитетом и направляются в Управление по образованию и делам молодежи администрации Алтайского края по состоянию на 1 сентября планируемого года. В марте 2010 года Комитетом дополнительно направлено письмо с уточнением очереди Воробьевых в общегородском списке, согласно уточнению Воробьевы значились в списке под № 16.

В дальнейшем краевым Управлением Списки проверяются при подтверждении финансирования от Минрегионразвития и из них исключаются семьи, которые по каким-то причинам не могут участвовать в программе. Денежные средства на Программу не поступили, так как они поступают в третьем квартале текущего года. В семье Воробьевых один из супругов достиг возраста 36 лет на момент утверждения Списков, а поэтому семья исключена из Программы. Когда и кем принято решение, Комитет не извещался. В Комитет поступили утвержденные заместителем губернатора края - И. списки, в котором семья Воробьевых уже не значилась. На этом основании в июле 2010 года было принято комиссионное решение об исключении Воробьевых из Списка, хотя фактически они уже были исключены. Представитель комитета считает, что Комитетом права семьи Воробьевых не нарушены. В Программе могут участвовать только семьи, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет. При достижении возраста 36 лет хотя бы одним из них, семья подлежит исключению из Программы. При формировании списков на 2010 год по состоянию на 1 сентября 2009 года Комитет располагал сведениями о возрасте участников, однако, поскольку на указанную дату Воробьеву не исполнилось 36 лет, семья была включена в Программу. Молодая семья, супругу в которой 36 лет исполнилось в мае 2010 года, включена в Программу, так как на момент утверждения списка – 26 июня 2010 года – он еще не достиг указанного предельного возраста. Регламент утверждения Списка, в т.ч. сроки его утверждения не установлен, следовательно, определяется датой, указанной в Списке.

Представитель администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве с заявлением не согласился, указав, что в крае утверждена целевая программа по обеспечению молодых семей жильем. По условиям программы участниками Программы могут быть лица, чей возраст не превышает 35 лет. В соответствии с установленным федеральным и краевым законодательством порядком реализации Программы списки утверждаются по состоянию на 1 сентября предшествующего года. В первую очередь в Программу включаются семьи, поставленные на учет до 1 марта 2005 года. При этом полномочия по формированию Списков возложены в соответствии с регламентом на Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи. Таким образом, Администрация Алтайского края не участвует в формировании и утверждении Списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году, не рассматривала вопросы и не принимала решений об исключении семьи Воробьевых из Списка, следовательно, не является заинтересованным лицом по делу. Л.д. 133-135.

Представитель Управления администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В письменном отзыве с заявлением не согласился. В обоснование позиции по делу пояснил, что Администрация г. Барнаула предоставила в Управление список молодых семей – участников Программы в г. Барнауле на 2010 год. В данном списке семья Воробьевых отсутствовала, поэтому сводный список был направлен в адрес Минрегионразвития 19.02.2010 года без семьи Воробьевых. 19 марта 2010 года от Комитета поступило письмо с просьбой произвести изменения в списке, с включением в список семьи Воробьевых под № 16. Список на 2010 год сформирован Управлением после определения объемов финансирования из федерального бюджета (приказ Минрегионразвития РФ от 7.06.2010 года № 274) и утвержден зам.губернатора Алтайского края. В связи с тем, что Воробьеву Е.И. на момент утверждения списка исполнилось 36 лет (предельный возраст участия в программе) семья Воробьевых не была включена в Список. л.д. 146-147.

Представитель администрации г. Барнаула в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указала, что Администрацией города права заявителей не нарушены. Администрация города включила семью Воробьевых в списки участников Программы на 2010 год. Списки направлены в Администрацию края в феврале 2010 года. В марте дополнительно направлено письмо с уведомлением о том, что Воробьевы относятся к первой очереди претендентов, поскольку поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье до 1 марта 2005 года и очередь их в общегородском списке должна быть под № 16. В июле 2010 года уполномоченной комиссией Администрации г. Барнаула Воробьевы исключены из претендентов на участие в Программе, поскольку она не была включена в Списки краевой администрацией.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 3 ст. 246, ст. 249 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Поэтому суд проверяет законность и обоснованность исключения из списков семьи заявителей в полном объеме.

В соответствии с п.п. а п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 510, от 29.12.2007 N 979, от 10.04.2008 N 257, от 07.11.2008 N 821, от 27.01.2009 N 36), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая в т.ч. условию, что возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

В соответствии с п.п. 21 - 23 Правил сроки формирования Списков молодых семей осуществляются органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления) предусмотрены - до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, с представлением списков в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению N 3 (далее - сводный список).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами.

Согласно п. 27 Правил выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году доводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до органов местного самоуправления.

Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу о включении их в указанные списки.

Аналогичные положения содержатся в Законе Алтайского края от 5ноября2001года N87-ЗС «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае», принятом постановлением Алтайским краевым Советом народных депутатов от 01.11.2001 N 313 с учетом изменений на 10.11.2009 N 88-ЗС, а также в Решении Барнаульской городской Думы от 21.04.2006 года № 356 «Об утверждении Барнаульской городской целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2006 – 2010 годы» в ред. Решения № 128 от 10.06.2009 г.

Как следует из системного анализа приведенных положений, Списки молодых семей формируются на планируемый год. При этом вышеприведенные законодательство не содержит условий и возможности пересмотра утвержденных списков в текущем году в связи с утверждением заявки на финансирование. Данный вывод суда подтверждается и тем, что в Сводный список включены семьи, возраст членов семей в которых достигает 36 лет в 2010 году под № 10, 85, 158, 178, 181, 200, 286.

Из материалов, представленных Комитетом, видно, что семья Воробьевых включена в Списки по состоянию на 1 сентября 2009 года на получение субсидий в 2010 году. Данные списки направлены начальнику Управления АК по образованию и делам молодежи Д. 1 сентября 2009 года за № 377/1. Семья Воробьевых значится в Списках под № 16. Кроме того, 19 марта 2010 года Комитетом по образованию и делам молодежи Администрации г. Барнаула в адрес Управления к Списку было направлено дополнительно уточняющее письмо, в котором указано, что Воробьевы включены городом в Список под № 16. л.д., 30-31, 111, 187.

Администрация края и Управление соответствующих Списков, послуживших основанием для формирования сводного списка, не представили, несмотря на судебные запросы. Представленные дважды сводные списки на 2010 год, утвержденные 26.06.2010 года, идентичны, семья Воробьевых в последние Списки не включена. При этом никаких постановлений, решений либо иных документальных обоснований исключения Воробьевых из Списка не представлено. Также не установлено, каким именно органом семья исключена, так как Администрация края утверждает, что в её компетенцию не входит формирование и утверждение списка молодых семей-претендентов, Управление, в свою очередь, указывает на то, что семья Воробьевых исключена из сводного Списка при утверждении его заместителем губернатора края И. Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи в соответствии с Паспортом краевой целевой программы выступает государственным заказчиком программы и исполнителем основных мероприятий программ, в том числе уполномочено формировать Списки.

Однако несогласованность действий исполнительных органов субъекта не может уменьшать объем предоставленных гражданам прав либо ограничивать право на защиту.

Сроки утверждения Списков законодательно не установлены, однако, с учетом того, что Списки представлены в Минрегионразвития для осуществления финансирования 19 февраля 2010 года, согласно представленным Спискам утверждена заявка на финансирование, что следует из отзывов Управления и Администрации края, суд приходит к выводу о том, что Списки в Минрегионразвитие представлены с утверждением их полномочным органом – Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, который в соответствии с Паспортом краевой целевой программы выступает государственным заказчиком программы и исполнителем основных мероприятий программ. На дату направления Списков каждый из супругов Ворониных не достиг предельного возраста участника программы – 35 лет, поэтому исключение семьи из сводного Списка впоследствии, после утверждения заявки на финансирование Минрегионразвития, является незаконным.

Произвольная корректировка Списков по получению уведомления о финансировании нивелирует сам смысл и вышеприведенный регламент реализации Программы, а также не соответствует общим принципам законодательства, положениям ст. 2, 7 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом Российская Федерация является социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с Законом АК № 19 - ЗС от 2 сентября 2004 раздел 7 Управление формирует сводный список молодых семей, и формирует заявку на выделение финансовых средств. В пределах выделенных лимитов организует и проводит конкурсный отбор по распределению средств, пропорционально объему средств, предусмотренных в местных бюджетах в рамках реализации программы на плановый период. По результатам конкурсного отбора заключает соглашения с муниципальными образованиями АК о реализации программы и утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат и списки молодых семей, включенных в резерв. Права исключения из списков семей, утвержденных муниципальным образованием механизм реализации Программы не предусматривает. Данный вопрос подлежит разрешению муниципальным образованием при наличии указанных в законе АК и принятого на его основе Постановления Администрации г. Барнаула № 2654.

Постановление, изложенное в протоколе заседания комиссии по определению семей – участниц городской целевой программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2006 - 2010 годы» Администрации г. Барнаула, принято после исключения семьи Воробьевых из списка органами субъекта – Алтайского края, является вытекающим из указанного решения действием, нарушающим права заявителей. Довод представителя Комитета о том, что письмо, направленное в адрес заявителей носит уведомительный характер, а решение комиссии является промежуточным актом для формирования Списка и не нарушает прав заявителей, суд не принимает во внимание, так как согласно разделу 2 Положения о Комиссии по отбору семей – участниц Программы, утвержденному Постановлением Администрации г. Барнаула № 2654 23.08.2007 года, комиссии полномочны рассматривать вопросы, связанные с принятием решений по реализации Программы, принимает решения о включении семей в список претендентов на участие в программе…, направляет ежегодно государственному заказчику Программы Списки претендентов на участие в Программе для утверждения и получения финансовых средств из соответствующих бюджетов. Решения комиссии, согласно принятому регламенту оформляются протоколом (п. 4.7 Положения). Таким образом, протокол является решением, влекущим правовые последствия для заявителей.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что бездействием заинтересованных лиц – Управления администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи, Администрации Алтайского края, утвердившей списки без реализации права на улучшение жилищных условий без семьи Воробьевых при отсутствии каких-либо мотивированных актов об исключении из Списка, нарушает конституционные и жилищные права заявителей, лишает их права знать существо принятого решения, и, в соответствии с этим осуществить защиту нарушенного права.

Суд не соглашается с лингвистическим толкованием условий, связанных с достижением предельного возраста, вытекающего из определения статуса молодой семьи, высказанных представителем заявителей в той части, что, по его мнению, семья утрачивает статус молодой семьи только в случае достижения 36 лет каждым из супругов.

Согласно вышеприведенному определению, участником Программы может быть семья, в которой возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, т.е. оба супруга в которой не достигли возраста 36 лет на вышеприведенный момент. Данная норма толкуется буквально и не содержит иного смысла.

В данном конкретном случае днем принятия уполномоченным органом решения о включении семей в сводный список, суд признает день направления утвержденных списков в Минрегионразвития 19 марта 2010 года, поскольку иных доказательств заинтересованными лицами не представлено, хотя обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Право семьи Воробьевых на участие в Программе по остальным условиям – нуждаемость в улучшении жилищных условий, состав семьи, наличие необходимых собственных средств, - т.е. кроме возрастного критерия, заинтересованными лицами не оспаривается, поэтому остальные доводы сторон правового значения для разрешения жалобы не имеют.

Поскольку право семьи Воробьевых нарушено, оно подлежит восстановлению путем включения семьи в соответствующие Списки на 2009-2010 г.г.

На основании изложенного, руководствуясь гл. 25, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Воробьевой Я.В., Воробьева Е.И. удовлетворить в полном объеме.

Признать действия администрации г. Барнаула по исключению семьи Воробьевых из списков участников программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2010 год, бездействие Управления администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи, Администрации Алтайского края незаконными.

Обязать администрацию г. Барнаула, Комитет по образованию и делам молодежи администрации г. Барнаула, Управление администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи, администрацию Алтайского края восстановить семью Воробьевых в списках участников программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на 2004-2010 годы», утвержденных на 2010 год.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через районный суд г. Барнаула.

Судья В.А.Шевченко

Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2010 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200