Дело № 2-3655/10РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2010 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Ю.А. Солод
при секретаре Е.В. Ериной,
с участием прокурора Рыковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Книппенберг Р.В. к открытому акционерному обществу «<данные изъяты> о признании действий по применению норматива потребления незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах Каниппенберг Р.В. к ОАО «<данные изъяты>» о признании незаконными действий по применению норматива потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом, установленного из расчета 6 кг./чел. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет оплаты за услуги по газоснабжению сжиженным газом, занимаемого истцом жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из норматива потребления 3,34 кг./чел. в месяц.
В обоснование заявленных требований указывает, что ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ применяется норматив потребления для расчетов с населением 6 кг./чел. в месяц, установленный постановлением администрации г.Барнаула от 23 декабря 2005 года № 4020 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг».
Вместе с тем, решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 с 01 января 2007 года установлены действующие на всей территории края нормативы потребления коммунальных услуг по сжиженному газу 3,34 кг/чел в месяц, при использовании газа для приготовления пищи с использованием газовых плит при наличии централизованного отопления и централизованного горячего водоснабжения.
Поскольку положения п.1 ст.157 ЖК РФ относят установление нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, истец полагает, что незаконное применение норматива потребления сжиженного газа ответчиком приводит к необоснованному увеличению стоимости услуги по газоснабжению.
В судебном заседании помощник прокурора Рыкова Ю.В. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске.
Материальный истец Книппенберг Р.В. будучи надлежащим образом извещенной о дне слушания дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д. 19,4).
Представитель ответчика ОАО «<данные изъяты>» о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще (л.д.18), в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
Суд, с учетом мнения процессуального истца, полагает возможным в порядке ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения процессуального истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из домовой книги, лицевого счета Книппенберг Р.В. проживает в <адрес> в <адрес> (л.д. 8) и является потребителем услуг по газоснабжению сжиженным газом, оказываемых ОАО «<данные изъяты>».
Наряду с предоставлением услуги по газоснабжению сжиженным газом, в <адрес> в <адрес> организовано централизованное отопление и централизованное горячее водоснабжение, что следует из выписки по лицевому счету на жилое помещение.
Пункт 9 ст. 155 ЖК РФ возлагает обязанность по своевременной оплате коммунальных услуг на собственника жилого помещения.
Правоотношения по договору поставки сжиженного газа подпадают под действие Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 № 2300-1 поскольку указанный нормативно-правовой акт регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу п.2 ст.1 Федерального закона «О защите прав потребителей» уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.
В силу п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом в редакции статьи, действующей до принятия Федерального закона 23.07.2008 N 160-ФЗ, установление правил предоставления коммунальных услуг гражданам возлагалось на Правительство РФ.
В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплутационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, ЖСК и ТСЖ для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ.
Таким органом на территории Алтайского края является Главное управление экономики и инвестиций (Главэкономика) в силу Положения о нем, утвержденного постановлением Администрации края от 03 июля 2009 года № 292.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 332 розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Приказом ФСТ от 15 июня 2007 года № 129-Э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
На основании указанных правовых актов, Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 с 01 января 2007 года установлены действующие на всей территории края нормативы потребления коммунальных услуг по сжиженному газу в размере - 3,34 кг/чел в месяц, при использовании газа для прищеприготовления с использованием газовых плит при наличии централизованного отопления и централизованного горячего водоснабжения.
Решением Алтайского краевого суда от 15 октября 2009 года вышеуказанный нормативный акт в части нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом признан недействующим с 20 января 2010 года.
Таким образом, в период с 01 января 2007 года по 20 января 2010 года на территории края действовал норматив потребления сжиженного газа в размере 3,34 кг/чел в месяц.
В соответствии с решениями Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 29.09.2006 № 8, 01.02.2008 N 2, от 22.12.2008 № 50, от 18. 12.2009 № 228 розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению из групповых резервуарных установок для бытовых нужд составляет 11,50 руб./кг. (с учетом НДС), 14,21 руб./кг. (с учетом НДС), 18, 55 руб./кг. (с учетом НДС) и 18 руб./кг. (с учетом НДС) соответственно.
Установленные нормативы потребления и розничные цены должны применяться при реализации сжиженного газа населению независимо от того, кто является поставщиком данной услуги ОАО «<данные изъяты>» или иная организация.
Таким образом, с одного человека должно взиматься за потребление сжиженного газа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 38,41 руб. в месяц (3,34 кг./чел. х 11,5 руб./кг.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 47,43 руб. в месяц (3,34кг/.чел. в месяц х14,2 руб./кг.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 61,96 рублей в месяц (3,34 кг/чел. в месяц х 18,55 руб./кг).
Факт применения норматива потребления для расчетов с населением 6 кг/чел. в месяц, установленный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате жилищно-коммунальных услуг», и начисления Книппенберг Р.В. с ДД.ММ.ГГГГ платы за газоснабжение, исходя из объема потребления услуг 6 кг./чел. подтверждается представленными счет-квитанциями, а также выпиской по лицевому счету на жилое помещение.
Применение данного норматива потребления сжиженного газа ОАО «<данные изъяты> влечет необоснованное увеличение стоимости услуги по газоснабжению, что нарушает требования федерального законодательства в сфере государственного регулирования цен на газ и, как следствие, жилищное право Книппенберг Р.В. на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в размере, установленном в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135 - ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
ОАО «<данные изъяты>» внесено приказом антимонопольного органа от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями, внесенными приказами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) в Реестр хозяйствующих субъектов <адрес>, имеющих на рынке определенного тонара долю 35 процентов, в связи с чем, общество занимает доминирующее положение на рынке реализации газа сжиженного для населения в границах <адрес>.
Следовательно действия ответчика по применению норматива потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом из расчета 6 кг./чел. в месяц нарушают установленный органом исполнительной власти субъекта РФ в лице Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края порядок ценообразования, а потому являются незаконными.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, по обращениям последних о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Факт обращения Книппенберг Р.В. за защитой нарушенного права подтвержден представленным в материалах дела заявлением, адресованным в прокуратуру Ленинского района г.Барнаула (л.д.4).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и возложении на ОАО «<данные изъяты>» обязанности по перерасчету оплаты за услуги по газоснабжению сжиженным газом занимаемого Книппенберг Р.В. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, из расчета 3,34 кг./чел.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика ОАО «<данные изъяты> подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198, 103 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Барнаула, заявленные в интересах Книппенберг Р.В. удовлетворить.
Обязать ОАО «<данные изъяты>» произвести перерасчет оплаты за услуги по снабжению сжиженным газом занимаемого Книппенберг Р.В. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, из расчета 3,34 кг./чел.
Взыскать с ОАО «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в кассационном порядке через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Ю.А.Солод