о признании права на досрочную пенсию



2-3678/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2010 года г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула в составе

Председательствующего судьи Шевченко В.А.

При секретаре Богомоловой Г.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Грошевой Г.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле об отмене решения комиссии, включении в специальный трудовой стаж периода работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Грошева Г.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле об отмене решения комиссии, которым истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с чем, ранее назначенные выплаты прекращены с 01.11.2010 года, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости с включением в специальный стаж периода работы в должности медицинской сестры гинекологического отделения в медсанчасти ПО «Химволокно» с 04.09.1981 года по 19.04.1985 года, с 15.12.1986 года по 12.11.1987 года, с 09.02.1989 года по 09.07.1989 года в льготном исчислении.

Истец просила обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением – с 12 января 2010 года.

В судебном заседании истец и представитель Лукичев А.Н., действующий по ходатайству, на иске настаивали, ссылаясь на то, что все время работы истец выполняла лечебную деятельность и другую работу по охране здоровья населения.

Полагает, что при исчислении стажа в спорный период, ответчиком не учтены положения Правительства Российской Федерации № 464 от 6 сентября 1991 года, в соответствии с п. 2 которого установлено, что расчет выслуги лет для среднего медицинского персонала отделений хирургического профиля (в том числе – гинекологические отделения) стационаров производится из расчета 1 год работы приравнивается к 1 году 6 месяцам выслуги.

Представитель ответчика Поспелова А.А., действующая на основании доверенности, против иска возражала, указав, что действие Постановления Правительства Российской Федерации № 464 от 6 сентября 1991 года не распространяется на те периоды работы, которые истец просит зачесть в стаж работы в льготном исчислении. В спорные периоды действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, предусматривающее календарное исчисление стажа в указанной истцом должности. При рассмотрении заявления истца в январе 2010 года было допущено неправильное исчисление стажа. Пенсионный фонд имеет право на проверку и пересмотр оснований назначения трудовых пенсий. Поскольку вины истца в назначении и выплате ей пенсии нет, выплаченные суммы не взысканы, однако решением комиссии от 14 октября 2010 года выплата пенсии прекращена с 1 ноября 2010 года, так как условием назначения досрочной трудовой пенсии является наличие специального стажа 30 лет в городах. Истец имеет специальный стаж продолжительностью 27 лет 6 месяцев 12 дней.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Должность медицинской сестры, как среднего медицинского персонала хирургического профиля стационаров (в том числе, гинекологических) предусмотрена Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1991 года, аналогичными Списками утвержденными постановлениями Правительства РФ 22 сентября 1999 года N 1066, от 29 октября 2002 года N 781.

Периоды работы истицы в указанных должностях подтверждаются трудовой книжкой, справкой, уточняющей особый характер работы.

Квалификация и наличие среднего специального образования истца подтверждается дипломом. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и материалы содержатся в пенсионном деле. Л.д. 6-13.

Истица, имея среднее специальное медицинское образование по специальности фельдшера, в течение полного рабочего дня осуществляла иную деятельность по охране здоровья населения, выполняла обязанности, соответствующие обязанностям среднего медицинского персонала.

Как следует из решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан - Управление Пенсионного фонда РФ г. Барнаула истцу отказано в зачете спорных периодов в льготном исчислении и с 1 ноября 2010 года прекращена выплата пенсии.

Однако, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2 - П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В спорный период работы истицы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым предусмотрено календарное исчисление специального стажа работы. Постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953.

Однако при этом пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Правилами, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, также предусмотрено, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом специальный стаж подлежит зачету в льготном исчислении. С принятием Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, указанное Постановление Правительства РФ и Постановление от 22 сентября 1999 года N 1066 утратили силу.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.

Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.

Согласно п. 9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В спорный период работы истца вышеуказанными Постановлениями Правительства РФ № 464, 1066 и 781 предусматривался льготный порядок исчисления специального стажа (один год работы за один год 6 месяцев). Такой порядок распространялся на работников, занимающих должность медсестры в соответствующих учреждениях хирургического (гинекологического) профиля.

Поэтому суд приходит к выводу, что указанный период подлежит зачету в льготном исчислении.

В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратилась с соответствующим заявлением 12 января 2010 года.

С этого же времени истцу была назначена пенсия, что подтверждается решением Комиссии от 2 февраля 2010 года. Последующая отмена и отказ в назначении досрочной трудовой пенсии не основан на законе. С учетом того, что стаж истца за спорный период календарно составляет 4 года 11 месяцев 15 дней, в льготном исчислении (1 год работы равен 1 году 6 месяцам), этот период составит 7 лет 5 месяцев 7 полных дней.

Таким образом, специальный стаж, с учетом признанного ответчиком, составляет свыше 30 лет 4 дня и дает право на досрочную трудовую пенсию со дня обращения, т.е. с 12 января 2010 года.

А поэтому решение ответчика от 14 октября 2010 года о прекращении пенсионного обеспечения и отказе в назначении пенсии подлежит отмене, а иск, соответственно, в этой части – удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях» закона трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее возникновения права на пенсию.

Суд отказывает в удовлетворении требований о назначении досрочной трудовой пенсии с 12 февраля 2010 года, так как пенсия назначена и выплачена по 1 ноября 2010 года.

Однако суд считает необходимым, исходя из смысла заявленных требований, и применяя положения ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, однако может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом, принять решение о возобновлении выплаты пенсии истцу с 1 ноября 2010 года.

Истец не настаивал на взыскании государственной пошлины с ответчика.

В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя в размере 1000 рублей. При определении размера компенсации расходов суд принимает во внимание категорию рассматриваемого дела, участие представителя в одном судебном заседании, качество защиты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Грошевой Г.В. удовлетворить в части.

Отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле от 14 октября 2010 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле включить Грошевой Г.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 04.09.1981 года по 19.04.1985 года, с 15.12.1986 года по 12.11.1987 года, с 09.02.1989 года по 09.07.1989 года в должности медицинской сестры гинекологического отделения в медсанчасти ПО «Химволокно» с применением льготного порядка исчисления.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле восстановить выплату трудовой пенсии по старости Грошевой Г.В. с 1 ноября 2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле в пользу Грошевой Г.В. судебные расходы по оплате услуг представителя 1000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ленинский районный суд г. Барнаула.

Судья Шевченко В.А.

Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2010 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200