о назначении досрочной пенсии



2-212/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2011 года г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула в составе

Председательствующего судьи Шевченко В.А.

При секретаре Богомоловой Г.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Григорьевой В.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Григорьева В.Л. обратилась с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле об обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы воспитателем дошкольного воспитания с 13 августа 1987 года по 11 апреля 1989 года в детском комбинате № 29, педагогом – психологом с 1 февраля 1994 года по 22 января 1995 года в яслях – саду № 194, с 23 января 1995 года по 31 декабря 1998 года в яслях - саду № 219, с 5 января 1999 года по 10 января 1999 года в детском саду № 219 и с 23 августа 1999 года по 29 июня 2010 года в детском саду № 219, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с первого числа месяца, следующего за датой обращения в Управление Пенсионного фонда – с 01 июля 2010 года.

В обоснование требований истец и её представитель Григорьев В.И. указали, что в период с 13 августа 1987 года по 11 апреля 1989 года истец работала воспитателем детского дошкольного учреждения - в ведомственном детском комбинате № 29. Наименование учреждения и должности записаны работодателем – Нефтеперерабатывающим заводом г. Комсомольска – на Амуре произвольно, вопреки наименованиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации. Детский комбинат являлся ведомственным детским садом, предприятие осуществляло хозяйственные функции, в остальном работа детского учреждения регламентировалась законодательством об образовании и контролировалась учреждениями образования г. Комсомольска – на Амуре. Выполняемая работа связана с непосредственным воспитанием детей дошкольного возраста. Указанная работа тождественна предусмотренным Списком должности воспитателя, а учреждения – как детский сад.

Работа в должности педагога – психолога в дошкольных учреждениях, хотя Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрена, но также подлежит зачету в специальный стаж, поскольку иное нарушает конституционный принцип равенства граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика Курносова Т.В., действующая на основании доверенности, против иска возражала, указав, что занимаемые истцом должности в дошкольных учреждениях Списками и Правилами не предусмотрены. Расширительному толкованию указанные Списки не подлежат, а тождество наименования должности и учреждения может быть установлено лишь в случае их неправильного написания. Однако в соответствии с п. 11 Правил право на досрочную трудовую пенсию, связанную с педагогической работой, досрочная трудовая пенсия может быть назначена лишь лицам, работающим в образовательных учреждениях, предусмотренных п. 3 Списка. Работа истца в должности педагога – психолога в яслях – саду, детском саду, МДОУ «Детский сад № 219» не может быть зачтена в специальный стаж, не включена в перечень учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, связанной с осуществлением педагогической деятельности.

Выслушав стороны, исследовав материалы, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в статье 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), и указывает, что государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста. Согласно пункту 2 статьи 27 названного Федерального закона списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

В Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включена должность педагога - психолога. Согласно п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным тем же Постановлением Правительства РФ предусмотрен зачет в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста, работу в должностях, в том числе, педагога-психолога в ряде образовательных учреждений: для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии; в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях социального обслуживания (пункты 1.3, 1.5, 1.6, 1.11 и 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка соответствующих должностей и учреждений, утвержденного тем же Постановлением Правительства Российской Федерации).

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 869-О-О).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Поэтому суд не принимает во внимание довод истца и его представителя о том, что отказ истцу в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в качестве педагога – психолога с 1 февраля 1994 года по 22 января 1995 года в яслях – саду № 194, с 23 января 1995 года по 31 декабря 1998 года в яслях - саду № 219, с 5 января 1999 года по 10 января 1999 года в детском саду № 219 и с 23 августа 1999 года по 29 июня 2010 года в МДОУ «Детский сад № 219» является нарушением её пенсионных прав, которые должны быть признаны независимо от типа и вида образовательного учреждения. Правовой механизм применения положений ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлен уполномоченным органом – Правительством РФ, поэтому федеральный суд не наделен полномочиями в области изменения в действующее правовое регулирование, а является правоприменительным органом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.06.2004 N 197-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан П. и Ф. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал, что тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции. Действующее законодательство, как и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, на которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.

В соответствии с Постановление Конституционного Суда РФ № 11-П от 3 июня 2004 года утрата для некоторых категорий лиц права на назначение пенсии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, несовместима с требованиями статей 1 (часть 1), 18, 39 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях.

Следовательно, ведомственная принадлежность детского дошкольного учреждения не может умалять конституционные права Григорьевой В.Л., выполнявшую педагогическую работу, на досрочное назначение пенсии при наличии соответствующего трудового стажа.

Анализируя представленные доказательства, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 440 от 5 июля 2005 года «Об установлении тождества отдельных наименований должностей» суд находит, что неправильное указание наименования учреждения «детский комбинат», а также должности «воспитатель дошкольного воспитания» не предусмотренные Списками, позволяет суду установить тождество наименования учреждения «детский комбинат» и «ясли - сад», а должности «воспитатель дошкольного воспитания», соответственно должности - «воспитатель».

В связи с изложенным, период работы истца воспитателем дошкольного воспитания с 13 августа 1987 года по 11 апреля 1989 года в детском комбинате № 29 нефтеперерабатывающего завода в г. Комсомольск – на – Амуре подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

Как следует из представленных документов специальный стаж, признанный ответчиком составляет 9 лет 2 месяца 24 дня, с учетом периода, признанного судом подлежащим включению в специальный стаж, составляет менее предусмотренного законом 25 лет. В данном случае отсутствует совокупность оснований для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости, следовательно, отказ ответчика в назначении досрочно трудовой пенсии основан на законе.

Истец не настаивала на взыскании государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Григорьевой В.Л. удовлетворить в части.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период работы в должности воспитателя дошкольного воспитания с 13 августа 1987 года по 11 апреля 1989 года в детском комбинате № 29 г. Комсомольска - на - Амуре Хабаровского края.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда г. Барнаула.

Судья В.А.Шевченко

Мотивированное решение изготовлено 19 января 2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200