о назначении пенсии



2-434/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2011 года г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула в составе

Председательствующего судьи Шевченко В.А.

При секретаре Богомоловой Г.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Яременко Л.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в г. Барнауле о признании решения незаконным, включении в специальный трудовой стаж периода работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Яременко Л.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле об отмене решения УПФР об отказе во включении в специальный трудовой стаж периода работы в должности старшей пионерской вожатой в Попереченской средней школе Каменского района Алтайского края с 1 сентября 1984 года по 31 августа 1986 года, включении в специальный трудовой стаж указанного периода работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, назначении пенсии со дня обращения – с 15 марта 2010 года.

В обоснование иска пояснила, что в период работы истца в должности пионервожатой действовало Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года, которым должность пионерской вожатой включалась в Список должностей, работа в которых давала право на досрочную трудовую пенсию. Изменение законодательства впоследствии не может ограничивать право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как это противоречило бы Конституции Российской Федерации и ставило истицу в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В представленном письменном отзыве ответчик против иска возражал, указывая, что Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 должность пионерских вожатых не предусмотрена. Списки соответствующих работ и профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, Правила исчисления периодов (работы) (деятельности) предусматривают включение периода работы в должности пионерской вожатой только в том случае, если в указанной должности лицо проработало не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

Выслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 28 и п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условием определяющим право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, является выслуга – специальный стаж - не менее 25 лет.

Из решения комиссии по назначению пенсий от 26.04.2010 года следует, что истица 15 марта 2010 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, имеющему необходимый специальный трудовой стаж педагогической деятельности. Указанным решением ей было отказано в назначении такой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. При этом ответчик не принял в зачет специального стажа истицы период ее работы в должности старшей пионервожатой с 1 сентября 1984 года по 31 августа 1986 года.

Из трудовой книжки видно, что в спорный период истица работала в штатной должности старшей пионервожатой в Попереченской средней школе Каменского района Алтайского края и одновременно вела уроки русского языка и литературы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также ряде его определений, ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, ст. 17 ч. 1, ст. 18, ст. 19 и ст. 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего истица не могла предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периодов ее работы в указанной должности. Таким образом, в соответствии с приведенной правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет оп правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В период работы истицы с 1 сентября 1984 года по 31 августа 1986 года действовал перечень учреждений, организаций и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР От 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе работа в училищах, школах, в качестве штатных пионервожатых.

С учетом системного анализа законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что работа в должности старшей пионервожатой включалась в педагогический стаж и давала истице право на пенсию за выслугу лет как педагогическому работнику.

В соответствии с Разъяснениями Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития РФ, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой (п. 1).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает включение в специальный стаж периодов работы, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы. При этом непосредственно порядок исчисления специального стажа зависит от того, выработал или нет гражданин необходимый специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет на момент отмены ранее действовавшего закона или иного нормативного правового акта, предусматривавшего включение соответствующей работы в специальный стаж.

Поскольку истица на день отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 953 не выработала необходимый стаж для назначения пенсии за выслугу лет, продолжала осуществлять педагогическую деятельность в качестве учителя русского языка и литературы в том же учебном учреждении, а затем, с 17 августа 1998 года без перерыва стажа в других общеобразовательных учреждениях – Школе № 51 г. Барнаула, МОУ «Гимназия № 79» г. Барнаула - порядок исчисления специального стажа в отношении истицы должен производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочной трудовой пенсии по старости.

Ответчиком принято к зачету 24 года 9 месяцев 9 дней.

Довод ответчика о том, что зачет периода работы в качестве старшей пионервожатой возможен лишь при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, а данное условие не соблюдено, суд не принимает во внимание, так как указанный вывод ответчика основан на неправильном толковании законодательства. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии, истица имела необходимый стаж работы в соответствующих учреждениях и должностях.

При таких обстоятельствах с учетом спорного периода ко дню обращения истца в установленном законом порядке с заявлением в пенсионный орган она имела специальный трудовой стаж не менее 25-ти лет и отказ в назначении пенсии не основан на законе, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, а решение - отмене в части отказа в назначении пенсии.

На взыскании с ответчика уплаченной пошлины истец не настаивала.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Яременко Л.М. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле от 26 апреля 2010 года в части отказа во включении в стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле включить Яременко Л.М. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 1 сентября 1984 года по 31 августа 1986 года в Попереченской средней школе Каменского района Алтайского края в должности старшей пионервожатой.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле назначить Яременко Л.М. досрочную трудовой пенсии по старости 15 марта 2010 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ленинский районный суд г. Барнаула.

Судья В.А.Шевченко

Мотивированное решение изготовлено 21 января 2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200