о признании незаконным постановления об отказе в постановки на учет в качестве нуждающего в улучшении жилищных условий, возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающего в улучшении жилищных условий



Дело №2-56/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 января 2011 года г.Барнаул

Ленинский районный суд г.Барнаула в составе

председательствующего судьи Аиповой Г.Ж.,

при секретаре Кубаревой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Красикова П.И. к администрации Ленинского района г. Барнаула о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Красиков П.И., действуя через представителя по доверенности Бородину С.В., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ленинского района г.Барнаула о признании незаконным постановления данного органа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении» и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований указано, что заявитель является инвалидом <данные изъяты>. До ДД.ММ.ГГГГ проживал в жилом доме по <адрес> вместе со своей <данные изъяты> ФИО1, которая ухаживала за ним и вела хозяйство. ДД.ММ.ГГГГ его <данные изъяты> ФИО1 умерла, после смерти <данные изъяты> ему было тяжело проживать одному, ухаживать за собой он не мог, земельным участком давно не пользовался. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ он продал указанный земельный участок и дом ФИО2 за 65 000 рублей. После продажи дома он переехал к своей <данные изъяты> ФИО3 в <адрес> которая является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на указанную квартиру. Кроме <данные изъяты> в данной квартире проживают <данные изъяты> ФИО4 и <данные изъяты> ФИО2 Поскольку на полученную от купли-продажи дома денежную сумму невозможно купить благоустроенное жилье, он как временно пребывающий проживает в <адрес>. Регистрации по месту жительства он не имеет в связи с отсутствием жилого помещения, в котором он мог бы проживать постоянно. Членом семьи ФИО4 и ФИО3 он не является, другого жилья не имеет и нуждается в улучшении жилищных условий. Земельный участок и жилой дом в <адрес> был продан им не злонамеренно с целью ухудшения жилищных условий, а в связи с тем, что в его возрасте и при его состоянии здоровья не представлялось возможным проживать одному в неблагоустроенном доме с печным отоплением, отсутствием канализации и водопровода. Полагает, что ответчиком нарушено его право на улучшение жилищных условий в виде постановки на учет как инвалида <данные изъяты>, нуждающегося в улучшении жилищных условий для получения жилого помещения.

Решением Ленинского районного суда г.Барнаула от 25 июня 2010 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 августа 2010 года решение суда было отменено по тем основаниям, что судом не установлено по каким основаниям конкретно ответчиком отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд, принимая решение об отказе исходил из обеспеченности истца нормой жилья, обстоятельства, связанные с отчуждением истцом принадлежащего ему дома не исследовались.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Старкова Е.В. иск поддержала полностью, пояснив, что истец продал свой дом в связи с тем, что по состоянию здоровья он нуждается в постороннем уходе, проживать в неблагоустроенном доме, где печное отопление, нет водоснабжения, туалета, он не может. Считает, что отчуждение дома не было сделано с намерением ухудшить свое жилищное положение с целью встать на учет как нуждающийся в жилье.

Представитель ответчика по доверенности Бавыкин А.А. иск не признал и пояснил, что отказ истцу был обусловлен тем, что он продал свой дом и земельный участок и намеренно ухудшил свои жилищные условия с намерением иметь право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и не представил документов, подтверждающих его право на постановку на учет.

Выслушав стороны, свидетелей, эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия … по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 3 статьи 15 указанного закона предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Указом Президента РФ №714 от 07 мая 2008 года N714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945–х годов», в редакции от 09 января 2010 года считается необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (п.1).

Таким образом основным критерием для постановки на учет и предоставления жилого помещения является нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Понятие нуждающегося в жилых помещениях дано в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных лиц, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании Красиков П.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения является инвалидом <данные изъяты> (л.д.174) и имеет льготы, установленные статьей 14 Федерального Закона «О ветеранах».

До <данные изъяты> он проживал в жилом доме по <адрес> вместе со своей <данные изъяты> ФИО1, которая ухаживала за ним и вела хозяйство. ДД.ММ.ГГГГ его <данные изъяты> ФИО1 умерла, после смерти <данные изъяты> ему было тяжело проживать одному, ухаживать за собой он не мог, земельным участком давно не пользовался. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ он продал указанный земельный участок и дом ФИО2 за 65 000 рублей. После продажи дома он переехал к своей <данные изъяты> ФИО3 в <адрес>, которая является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на указанную квартиру. Кроме <данные изъяты> в данной квартире проживают <данные изъяты> ФИО4 и <данные изъяты> ФИО2 Поскольку на полученную от купли-продажи дома денежную сумму невозможно купить благоустроенное жилье, он как временно пребывающий проживает в <адрес>. Регистрации по месту жительства он не имеет в связи с отсутствием жилого помещения, в котором он мог бы проживать постоянно.

Красиков П.И. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Красиков П.И. снят с регистрационного учета по месту жительства: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ Красиков П.И. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, сроком на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

Указанная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО3 – <данные изъяты> доли и ФИО4 – <данные изъяты> доли.

Согласно выписке из домовой книги, с ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по <адрес>, зарегистрированы ФИО4 и ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, с ДД.ММ.ГГГГ Красиков П.И. по месту пребывания.

Согласно заключению врачебной комиссии и копии амбулаторной карты, справки ВТЭК (л.д.159-174) Красиков П.И. является инвалидом в связи с <данные изъяты>, нетрудоспособен, нуждается в постороннем уходе.

Как следует из заключения и показаний эксперта дом, который продал истец, имеет печное отопление, не имеет удобств, воды в доме нет, требует капитального ремонта, возможности провести центральное отопление и воду в дом в селе нет (л.д.129-146). В то же время дом не признан непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении в список ветеранов <данные изъяты> на получение субсидий для приобретения жилья за счет средств Федерального бюджета (л.д.60).

К заявлению были приобщены в копиях документы, удостоверяющие личность истца (л.д.56), пенсионное удостоверение (л.д.55), военный билет (л.д.54), страховое свидетельство (л.д.53), свидетельство о регистрации по месту пребывания (л.д.58), договор купли-продажи дома и земельного участка в <адрес> (л.д.47-48), свидетельства о государственной регистрации права (л.д.44-45, 49-50), выписка из домовой книги (л.д.51).

Постановлением администрации Ленинского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.43). Как следует из указанного постановления и выписки из протокола заседания жилищной комиссии администрации Ленинского района г.Барнаула, (л.д.109) основанием для отказа в постановке на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий явилось то обстоятельство, что истец продал указанные выше дом и земельный участок в <адрес> и представленные документы не подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.43).

В судебном заседании представитель ответчика Бавыкин А.А. уточнил, что основанием отказа послужило отчуждение им своего дома и земельного участка, намеренное ухудшение истцом жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на оснований статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и отсутствие документов, подтверждающих право истца состоять на учете.

Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как следует из позиции Конституционного суда, выраженной в определении от 19 апреля 2007 года №258-О-О по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой ситуации решение вопроса о том, являлись ли действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего кодекса, срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют о его очевидном намерении приобрести право состоять на учете.

Однако, при рассмотрении вопроса и принятии решения об отказе истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истцом не были представлены, а ответчиком не были исследованы обстоятельства, касающиеся отчуждения дома, свидетельствующие о намерениях истца.

Поскольку полномочиями по принятию граждан на учет в качестве нуждающихся наделены органы местного самоуправления, то именно они определяют основания, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При несогласии гражданина с отказом в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и оспаривании решения публичного органа, суд должен проверить законность принятого решения исходя из оснований, указанных в нем.

Поскольку в качестве такового администрация Ленинского района г.Барнаула признала продажу Красиковым П.И. жилого дома в <адрес>, и отсутствие документов, подтверждающих право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, но ответчиком не исследовались обстоятельства, связанные с совершением данной сделки, поскольку истцом не были представлены документы, подтверждающие эти обстоятельства (медицинские документы, о семейном положении и другие), то суд приходит к выводу, что принятое ответчиком решение законное и не подлежит отмене.

Отказ ответчика истцу, не лишает последнего права и возможности обратиться к ответчику повторно с заявлением с приложением всех необходимых документов.

В связи с изложенным, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Красикова П.И. о признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности на администрацию Ленинского района г. Барнаула принять истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ленинский районный суд г. Барнаула.

Судья Г.Ж. Аипова

Решение не вступило в законную силу на 31 января 2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200