Дело № 2- 368/2011РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2011 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Ю.А. Солод
при секретаре Е.В. Ериной,
с участием прокурора И.Г. Сивухиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Токаревой Г.З. к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о признании действий по применению норматива потребления незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет,
у с т а н о в и л :
Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах Токаревой Г.З. к ОАО «<данные изъяты>» о признании незаконными действий по применению норматива потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом, установленного из расчета 6 кг./чел. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет оплаты за услуги по газоснабжению сжиженным газом, занимаемого истцом жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из норматива потребления 3,34 кг./чел. в месяц.
В обоснование заявленных требований указывает, что ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ применяется норматив потребления для расчетов с населением 6 кг./чел. в месяц, установленный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате жилищно-коммунальных услуг».
Вместе с тем, решением Главного управления экономики и инвестиции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ установлены действующие на всей территории края нормативы потребления коммунальных услуг по сжиженному газу 3,34 кг/чел в месяц, при использовании газа для приготовления пищи с использованием газовых плит при наличии централизованного отопления и централизованного горячего водоснабжения.
Поскольку положения п.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации относят установление нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, истец полагает, что незаконное применение норматива потребления сжиженного газа ответчиком приводит к необоснованному увеличению стоимости услуги по газоснабжению.
В судебном заседании помощник прокурора Сивухина И.Г. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске.
Материальный истец Токарева Г.З., будучи надлежащим образом извещенной о дне слушания дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.5,22).
Представитель ответчика ОАО «<данные изъяты>» о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще (л.д.21), в судебное заседание не явился, представил заявление о применении срока исковой давности и справку о произведении перерасчета платы за услуги по снабжению сжиженным газом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, с учетом мнения процессуального истца, полагает возможным в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения процессуального истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из домовой книги, лицевого счета Токарева Г.З проживает в <адрес> в <адрес> (л.д.11) и является потребителем услуг по снабжению сжиженным газом, оказываемых ОАО «<данные изъяты>» (л.д. 12-20).
Наряду с предоставлением услуги по снабжению сжиженным газом, в <адрес> в <адрес> организовано централизованное отопление и централизованное горячее водоснабжение, что следует из выписки по лицевому счету на жилое помещение.
Пункт 9 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагает обязанность по своевременной оплате коммунальных услуг на собственника жилого помещения.
Правоотношения по договору поставки сжиженного газа подпадают под действие Федерального закона «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ № поскольку указанный нормативно-правовой акт регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу п.2 ст.1 Федерального закона «О защите прав потребителей» уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти вправе устанавливать правила организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) потребителям.
В силу п.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом в редакции статьи, действующей до принятия Федерального закона 23.07.2008 N 160-ФЗ, установление правил предоставления коммунальных услуг гражданам возлагалось на Правительство РФ.
В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» розничные цены на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплутационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, ЖСК и ТСЖ для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ.
Таким органом на территории Алтайского края является Главное управление экономики и инвестиций (Главэкономика) в силу Положения о нем, утвержденного постановлением Администрации края от 03 июля 2009 года № 292.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 332 розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Приказом ФСТ от 15 июня 2007 года № 129-Э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд.
На основании указанных правовых актов, Решением Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 с 01 января 2007 года установлены действующие на всей территории края нормативы потребления коммунальных услуг по сжиженному газу в размере - 3,34 кг/чел в месяц, при использовании газа для прищеприготовления с использованием газовых плит при наличии централизованного отопления и централизованного горячего водоснабжения.
Решением Алтайского краевого суда от 15 октября 2009 года вышеуказанный нормативный акт в части нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению сжиженным газом признан недействующим с 20 января 2010 года.
Таким образом, в период с 01 января 2007 года по 20 января 2010 года на территории края действовал норматив потребления сжиженного газа в размере 3,34 кг/чел в месяц.
В соответствии с решениями Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 29.09.2006 № 8, 01.02.2008 N 2, от 22.12.2008 № 50, от 18. 12.2009 № 228 розничная цена на сжиженный газ, реализуемый населению из групповых резервуарных установок для бытовых нужд составляет 11,50 руб./кг. (с учетом НДС), 14,21 руб./кг. (с учетом НДС), 18, 55 руб./кг. (с учетом НДС) и 18 руб./кг. (с учетом НДС) соответственно.
Установленные нормативы потребления и розничные цены должны применяться при реализации сжиженного газа населению независимо от того, кто является поставщиком данной услуги ОАО «<данные изъяты>» или иная организация.
Таким образом, с одного человека должно взиматься за потребление сжиженного газа с 01 января 2007 года по 04 февраля 2008 года 38,41 руб. в месяц (3,34 кг./чел. х 11,5 руб./кг.), с 04 февраля 2008 года по 01 января 2009 года 47,43 руб. в месяц (3,34кг/.чел. в месяц х14,2 руб./кг.), с 01 января 2009 года по 01 января 2010 года 61,96 рублей в месяц (3,34 кг/чел. в месяц х 18,55 руб./кг).
Факт применения норматива потребления для расчетов с населением 6 кг/чел. в месяц, установленный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате жилищно-коммунальных услуг», и начисления Токаревой Г.З. с ДД.ММ.ГГГГ платы за газоснабжение, исходя из объема потребления услуг 6 кг./чел. подтверждается представленной выпиской по лицевому счету на жилое помещение (л.д. 12-20).
Применение данного норматива потребления сжиженного газа ОАО «<данные изъяты>» влечет необоснованное увеличение стоимости услуги по газоснабжению, что нарушает требования федерального законодательства в сфере государственного регулирования цен на газ и, как следствие, жилищное право Токаревой Г.З. на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в размере, установленном в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135 - ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
ОАО «<данные изъяты>» внесено приказом антимонопольного органа от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями, внесенными приказами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) в Реестр хозяйствующих субъектов <адрес>, имеющих на рынке определенного товара долю 35 процентов, в связи с чем, общество занимает доминирующее положение на рынке реализации газа сжиженного для населения в границах <адрес>.
Следовательно действия ответчика по применению норматива потребления услуг по газоснабжению сжиженным газом из расчета 6 кг./чел. в месяц нарушают установленный органом исполнительной власти субъекта РФ в лице Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края порядок ценообразования, а потому являются незаконными.
В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, по обращениям последних о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Факт обращения Токаревой Г.З. за защитой нарушенного права подтвержден представленным в материалах дела заявлением, адресованным в прокуратуру Ленинского района г.Барнаула (л.д.5).
В соответствии со ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
На основании ч.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Представителем ответчика представлено письменное ходатайство о применении срока исковой давности для обращения с иском в суд с указанными выше требованиями.
Суд полагает необходимым отказать истцу в части требований о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за газ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку иск к ответчику предъявлен прокурором в интересах Токаревой Г.З. ДД.ММ.ГГГГ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносилась истицей ежемесячно, ей было известно о размере начисленной оплаты за пользование сжиженным газом, в связи с чем, суд считает заявление ответчика о применении срока исковой давности обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Справку, представленную представителем ответчика перед судебным заседанием, суд расценивает как ненадлежащее доказательство, поскольку в силу положений ст. 71 ГПК РФ доказательства предоставляются суду в виде подлинника либо надлежащим образом заверенной копии, вместе с тем справка не заверена печатью организации ее выдавшей, отсутствуют доказательства полномочия лица ее подписавшего, а также доказательства, подтверждающие факт перерасчета платы за услуги по газоснабжению сжиженным газом Токаревой Г.З., заверенные надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и возложении на ОАО «<данные изъяты>» обязанности по перерасчету оплаты за услуги по газоснабжению сжиженным газом занимаемого Токаревой Г.З. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, из расчета 3,34 кг./чел.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Барнаула, заявленные в интересах Токаревой Г.З. удовлетворить в части.
Обязать ОАО «<данные изъяты>» произвести перерасчет оплаты за услуги по снабжению сжиженным газом занимаемого Токаревой Г.З. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, из расчета 3,34 кг./чел.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в кассационном порядке через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Ю.А.Солод
Верно.
Судья: Ю.А.Солод