решение об отказе в удволетворении заявления о признании дейсвий ГИБДД при ГУВД по АК по отказу в снятии транспортного средства с регистрационного учета незаконными



Дело № 2-404/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2011 года Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

председательствующего Панкратова М.В.

при секретаре Шмер М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Маховиков В.П. о признании бездействия МОГТО РАМТС ГИБДД ГУВД по Алтайскому краю по отказу во внесении исправлений в карточку учета транспортных средств незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Маховиков В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия МОГТО РАМТС ГИБДД ГУВД по Алтайскому краю, выразившихся в отказе во внесении исправлений в карточку учета транспортных средств о снятии транспортного средства с учета, в связи с его гибелью.

В обоснование указывает, что факт гибели принадлежащего ему автомобиля марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, двигатель №, в результате пожара огнем ДД.ММ.ГГГГ установлен вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Письменное обращение Маховикова В.П. на имя начальника МОГТО РАМТС ГИБДД ГУВД по Алтайскому краю о внесении изменений в регистрационные данные, в соответствии с судебным актом, оставлено без удовлетворения. Поскольку регистрирующий орган отказывается внести соответствующую запись о снятии транспортного средства с учета, налоговый орган в лице <данные изъяты> отказывает заявителю в перерасчете транспортного налога.

Полагая бездействие государственного органа ГИБДД незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд, ссылаясь в качестве нормативно-правового обоснования на пункт 27 «Правил регистрации автомототранспортных средств», утвержденных приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках предварительного судебного заседания, судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУВД по Алтайскому краю, МОГТО РАМТС ГИБДД ГУВД по Алтайскому краю из числа заинтересованных лиц исключен в связи с отсутствием статуса самостоятельного юридического лица.

В судебное заседание заявитель не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заявителя на доводах жалобы настаивает, полагая о том, что судебное решение об установлении юридического факта гибели транспортного средства имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего заявления.

Представитель заинтересованного лица ГУВД по Алтайскому краю против удовлетворения заявленных требований возражала, о чем представила письменный отзыв.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 обязанность по регистрации транспортных средств и изменению регистрационных данных в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, возложена на собственников транспортных средств, а также лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2002 N 126) собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с учета в случае изменения места регистрации собственника,

утилизации (списания) транспортных средств, перед заключением договора о прекращении права собственности.

В пункте 44 Административного регламента МВД РФ исполнение государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (Далее Административный регламент) указано, что в реестре регистрации транспортных средств, карточке учета транспортного средства паспорте транспортного средства, а также в свидетельстве о регистрации транспортного средства, паспортистом или иным уполномоченным должностным лицом делается отметка о снятии транспортного средства с регистрационного учета с указанием основании совершения этого регистрационного действия.

В судебном заседании установлено, что согласно карточке учета транспортного средства, ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> был снят с регистрационного учета собственником Маховиковым В.П. для утилизации.

Сведения о более ранних фактах обращении заявителя в регистрирующие органы, с заявлением о снятии с учета данного транспортного средства отсутствуют.

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденные приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» устанавливают порядок изменения регистрационных данных при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями.

При этом к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также выданные до введения свидетельств о регистрации транспортных средств технические паспорта (технические талоны) транспортных средств, если не произведена их замена.

Внесение в электронную карточку учета автомототранспорта, сведений о факте уничтожения огнем автомобиля Административным регламентом не предусмотрено.

Ссылка заявителя на правила регистрации автомототранспортных средств от 27.01.2003 года № 59 несостоятельна, так как данный документ утратил силу (п.4 Приказа от 24.11.2008 года N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»).

Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

При этом карточка учета транспортного средства являются не правоустанавливающим, а внутриведомственным документом подразделений Госавтоинспекции, в котором указаны сведения необходимые для ведения государственного учета (п. 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, п. 2 Административного регламента).

Регистрирующие органы обязаны представлять в налоговые органы информацию о транспортных средствах и их владельцах по специальной форме. На основании поступивших данных, налоговые органы формируют базу налогоплательщиков, рассчитывают сумму транспортного налога для физических лиц и проводят мероприятия по контролю за соблюдением законодательства по транспортному налогу юридическими лицами.

Получив от регистрирующих органов информацию о лице, на имя которого зарегистрировано транспортное средство, налоговые органы ставят владельца транспортного средства (организацию или физическое лицо) на учет как плательщика транспортного налога и уведомляют его об этом.

Таким образом, сведения которые передаются в виде таблиц в электронном виде носят информативный характер.

В материалах дела представлено обращение Маховикова В.П. в налоговые органы с просьбой о перерасчете транспортного налога, в чем ему было отказано, данный отказ Маховиковым В.П. обжалован не был.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения. Объектом налогообложения, в свою очередь, признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Кодекса). В ч. 2 ст. 358 НК РФ указаны транспортные средства которые не являются объектом налогообложения, однако ни один из данных пунктов не применим к транспортному средству заявителя.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога возникает в силу регистрации транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения, а не в силу фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика.

При этом Налоговый кодекс РФ (глава 28 НК РФ) не предусматривает возможности освобождения налогоплательщика от уплаты транспортного налога, в случае фактического отсутствия объекта налогообложения.

Поскольку обязанность по уплаты налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ), то лицо, на которого зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения данным транспортным средством. В Письме ФНС РФ от 24.01.2005 N ММ-6-21/44(а «О транспортном налоге» действительно было дано разъяснение о том, что «в случае утилизации (уничтожения) транспортного средства, то есть его физической ликвидации как объекта, объект налогообложения транспортным налогом отсутствует.

Таким образом, в случае утилизации (уничтожения) транспортного средства основанием для налоговых органов и налогоплательщиков не начислять транспортный налог является документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства, выданный организацией, фактически осуществляющей данные действия».

Однако, как указано в Письме ФНС РФ от 19.05.2005 N ММ-6-21/416( "О транспортном налоге" данное письмо ФНС России от 24.01.2005 N ММ-6 21/44@ утратило силу.

Таким образом, автомобиль заявителя перестал являться объектом налогообложения лишь с момента снятия с учета в связи с утилизацией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного выше суд полагает об отказе в удовлетворении заявления Маховикова В.П. об оспаривании действий должностных лиц ГИБДД по Алтайскому краю по отказу во внесении исправлений в карточку учета транспортных средств.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Маховиков В.П. о признании бездействия МОГТО РАМТС ГИБДД ГУВД по Алтайскому краю по отказу во внесении исправлений в карточку учета транспортных средств незаконным.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Алтайский краевой суд через районный суд.

Судья М.В.Панкратов

Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200