Дело № 2-404/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
27 января 2011 года Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего Панкратова М.В.
при секретаре Шмер М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Маховиков В.П. о признании бездействия МОГТО РАМТС ГИБДД ГУВД по Алтайскому краю по отказу во внесении исправлений в карточку учета транспортных средств незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Маховиков В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия МОГТО РАМТС ГИБДД ГУВД по Алтайскому краю, выразившихся в отказе во внесении исправлений в карточку учета транспортных средств о снятии транспортного средства с учета, в связи с его гибелью.В обоснование указывает, что факт гибели принадлежащего ему автомобиля марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, двигатель №, в результате пожара огнем ДД.ММ.ГГГГ установлен вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Письменное обращение Маховикова В.П. на имя начальника МОГТО РАМТС ГИБДД ГУВД по Алтайскому краю о внесении изменений в регистрационные данные, в соответствии с судебным актом, оставлено без удовлетворения. Поскольку регистрирующий орган отказывается внести соответствующую запись о снятии транспортного средства с учета, налоговый орган в лице <данные изъяты> отказывает заявителю в перерасчете транспортного налога.
Полагая бездействие государственного органа ГИБДД незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд, ссылаясь в качестве нормативно-правового обоснования на пункт 27 «Правил регистрации автомототранспортных средств», утвержденных приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках предварительного судебного заседания, судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУВД по Алтайскому краю, МОГТО РАМТС ГИБДД ГУВД по Алтайскому краю из числа заинтересованных лиц исключен в связи с отсутствием статуса самостоятельного юридического лица.
В судебное заседание заявитель не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заявителя на доводах жалобы настаивает, полагая о том, что судебное решение об установлении юридического факта гибели транспортного средства имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего заявления.
Представитель заинтересованного лица ГУВД по Алтайскому краю против удовлетворения заявленных требований возражала, о чем представила письменный отзыв.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 обязанность по регистрации транспортных средств и изменению регистрационных данных в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, возложена на собственников транспортных средств, а также лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2002 N 126) собственники или владельцы транспортных средств обязаны снять их с учета в случае изменения места регистрации собственника,
утилизации (списания) транспортных средств, перед заключением договора о прекращении права собственности.
В пункте 44 Административного регламента МВД РФ исполнение государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (Далее Административный регламент) указано, что в реестре регистрации транспортных средств, карточке учета транспортного средства паспорте транспортного средства, а также в свидетельстве о регистрации транспортного средства, паспортистом или иным уполномоченным должностным лицом делается отметка о снятии транспортного средства с регистрационного учета с указанием основании совершения этого регистрационного действия.
В судебном заседании установлено, что согласно карточке учета транспортного средства, ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> был снят с регистрационного учета собственником Маховиковым В.П. для утилизации.
Сведения о более ранних фактах обращении заявителя в регистрирующие органы, с заявлением о снятии с учета данного транспортного средства отсутствуют.
Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденные приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» устанавливают порядок изменения регистрационных данных при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями.
При этом к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также выданные до введения свидетельств о регистрации транспортных средств технические паспорта (технические талоны) транспортных средств, если не произведена их замена.
Внесение в электронную карточку учета автомототранспорта, сведений о факте уничтожения огнем автомобиля Административным регламентом не предусмотрено.
Ссылка заявителя на правила регистрации автомототранспортных средств от 27.01.2003 года № 59 несостоятельна, так как данный документ утратил силу (п.4 Приказа от 24.11.2008 года N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»).
Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
При этом карточка учета транспортного средства являются не правоустанавливающим, а внутриведомственным документом подразделений Госавтоинспекции, в котором указаны сведения необходимые для ведения государственного учета (п. 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, п. 2 Административного регламента).
Регистрирующие органы обязаны представлять в налоговые органы информацию о транспортных средствах и их владельцах по специальной форме. На основании поступивших данных, налоговые органы формируют базу налогоплательщиков, рассчитывают сумму транспортного налога для физических лиц и проводят мероприятия по контролю за соблюдением законодательства по транспортному налогу юридическими лицами.
Получив от регистрирующих органов информацию о лице, на имя которого зарегистрировано транспортное средство, налоговые органы ставят владельца транспортного средства (организацию или физическое лицо) на учет как плательщика транспортного налога и уведомляют его об этом.
Таким образом, сведения которые передаются в виде таблиц в электронном виде носят информативный характер.
В материалах дела представлено обращение Маховикова В.П. в налоговые органы с просьбой о перерасчете транспортного налога, в чем ему было отказано, данный отказ Маховиковым В.П. обжалован не был.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения. Объектом налогообложения, в свою очередь, признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Кодекса). В ч. 2 ст. 358 НК РФ указаны транспортные средства которые не являются объектом налогообложения, однако ни один из данных пунктов не применим к транспортному средству заявителя.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога возникает в силу регистрации транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения, а не в силу фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика.
При этом Налоговый кодекс РФ (глава 28 НК РФ) не предусматривает возможности освобождения налогоплательщика от уплаты транспортного налога, в случае фактического отсутствия объекта налогообложения.
Поскольку обязанность по уплаты налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ), то лицо, на которого зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения данным транспортным средством. В Письме ФНС РФ от 24.01.2005 N ММ-6-21/44(а «О транспортном налоге» действительно было дано разъяснение о том, что «в случае утилизации (уничтожения) транспортного средства, то есть его физической ликвидации как объекта, объект налогообложения транспортным налогом отсутствует.
Таким образом, в случае утилизации (уничтожения) транспортного средства основанием для налоговых органов и налогоплательщиков не начислять транспортный налог является документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства, выданный организацией, фактически осуществляющей данные действия».
Однако, как указано в Письме ФНС РФ от 19.05.2005 N ММ-6-21/416( "О транспортном налоге" данное письмо ФНС России от 24.01.2005 N ММ-6 21/44@ утратило силу.
Таким образом, автомобиль заявителя перестал являться объектом налогообложения лишь с момента снятия с учета в связи с утилизацией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного выше суд полагает об отказе в удовлетворении заявления Маховикова В.П. об оспаривании действий должностных лиц ГИБДД по Алтайскому краю по отказу во внесении исправлений в карточку учета транспортных средств.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления Маховиков В.П. о признании бездействия МОГТО РАМТС ГИБДД ГУВД по Алтайскому краю по отказу во внесении исправлений в карточку учета транспортных средств незаконным.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Алтайский краевой суд через районный суд.
Судья М.В.Панкратов
Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2011 года.