перерасчет по оплате за коммунальные услуги



Дело № 2-388/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2011 года г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Романютенко Н.В.,

при секретареШмариной Е.И.

с участием прокурора Сивухиной И.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Половниковой ПА к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула, МУП «ДЕЗ №1» о возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации по оплате за жилищно-коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Половниковой П.А., предъявив к МУП «ДЕЗ №1» требования о возложении обязанности по перерасчету компенсации за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.06.2010 года по 01.12.2010 года, к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула требования о возложении обязанности по выплате компенсации за указанный период.

Мотивирует тем, что Половникова П.А. является <данные изъяты>, в связи с чем имеет право на предоставление скидки не ниже 50 % на оплату жилья и коммунальных услуг как на основании ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», так и на основании ст.3 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов». В настоящее время она на основании п.8 ст.3 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском края» пользуется льготами как <данные изъяты>.

В силу ст.2 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском края» меры социальной поддержки по оплате помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату услуг. Расчет компенсации производят поставщики услуг, а Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула осуществляет выплату компенсации, рассчитанную поставщиками услуг.

Согласно Правилам определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утв. Постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

С 01 июня 2010 года компенсация Половниковой А.А. не выплачивается в связи с наличием задолженности у жильцов <адрес> в <адрес> по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Вместе с тем, сама Половникова П.А. ежемесячно частично оплачивает жилищно-коммунальные услуги, а поэтому отказ в выплате ей компенсации, предусмотренной законом, является необоснованным.

В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил в части периода предоставления компенсации, исключив август и октябрь 2010 года, поскольку коммунальные услуги в эти месяцы не оплачивались. В остальной части исковые требования поддержал на основаниях, изложенных в исковом заявлении.

Материальный истец Половникова П.А. поддержала заявленные прокурором требования, просила иск удовлетворить, поскольку задолженность по оплате коммунальных услуг возникла не по ее вине, а из-за тяжелого материального положения собственников квартиры, в которой она проживает.

Представитель ответчика МУП «ДЕЗ №1» Алексеенко П.А. исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения, указав на то, что при наличии задолженности по оплате коммунальных платежей у управляющей компании отсутствуют основания производить расчет компенсации льготополучателю. Дополнительно пояснил, что собственники квартиры, в которой проживает Половникова П.А., с заявлениями о разделе лицевых счетов в 2010 году не обращались, следовательно, частичная оплата по общему лицевому счету не дает оснований определять размер компенсации. Требования прокурора о том, что и при частичной оплате коммунальных услуг должен быть произведен расчет компенсации льготнику, считает необоснованными, поскольку фактически предоставленная услуга не оплачена, и не имеется оснований для выплаты компенсации. Кроме того, прокурором не доказан и тот факт, что частичные расходы по оплате коммунальных услуг нес именно получатель денежной компенсации.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула Булатникова О.М. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении дела не просила. До этого в судебных заседаниях возражала против исковых требований, пояснив, что выплата компенсации производится Управлением на основании предоставляемых поставщиками услуг сведений. Из-за наличия долга по коммунальным платежам поставщики услуг не предоставляют сведения для осуществления выплаты компенсации. Кроме того, обратила внимание, что Половниковой П.А. компенсации ошибочно выплачивалась до 01 июня 2010 года даже независимо от наличия задолженности, поскольку МУП «ДЕЗ №1» предоставлял им сведения о размере компенсации, который ошибочно определялся исходя из начисленных сумм оплаты коммунальных услуг, а не из фактически оплаченных. После погашения долга в полном объеме, поставщик услуг произведет расчет компенсации, и на основании этого компенсация будет выплачена льготополучателю.

Представитель третьего лица ООО «Барнаульский водоканал» Коростелева Т.В. возражала против удовлетворения исковых требования, полагая их необоснованными.

Третьи лица Субботина Е.А., Горбачева Л.И. в судебном заседании поддержали исковые требования, ссылаясь на отсутствие возможности оплачивать коммунальные платежи.

Представитель третьего лица ООО «Вычислительный центр ЖКХ» в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав объяснения сторон по делу, исследовав предоставленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, Половникова П.А., является <данные изъяты>, что подтверждается справкой МСЭ-2001 №, имеет статус <данные изъяты>

В соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Компенсация 50 % расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами Алтайского края. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности. Компенсация 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг) (Закон Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов»).

Согласно Закону Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» от 27.12.2007 №156-ЗС с 01 апреля 2008 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (компенсация).

Статьей 3 Закона от 27.12.2007 №156-ЗС предусмотрено, что компенсация предоставляется категориям граждан, определенным федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (в том числе Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ), проживающим на территории Алтайского края и зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства.

Половникова П.А. зарегистрирована по месту жительства в <адрес> в <адрес> с 10.12.2007 года.

Собственниками квартиры являются Субботина Е.А., С и Горбунова Л.Е., за которыми зарегистрировано право собственности на № за каждым.

Основанием для регистрации явилось заявление собственника Субботиной Е.А. о регистрации бабушки Половниковой П.А. на постоянное место жительства. Помимо нее в квартире зарегистрированы собственники.

В настоящее время Половникова П.А. является получателем льгот как <данные изъяты> (<данные изъяты>), так и как <данные изъяты> (<данные изъяты>) (л.д.18-20).

Выплата предусмотренной законом компенсации расходов по оплате коммунальных услуг Половниковой П. А. производилась до июня 2010 года, что подтверждается справками по льготополучателям (л.д.22-28).

В дальнейшем по причине задолженности по оплате коммунальных услуг компенсация Половниковой П.А. не выплачивалась.

Согласно представленным финансовым лицевым счетам за период, указанный прокурором, оплата коммунальных услуг жителями <адрес> в г.Барнауле производилась не в полном объеме. Так, в июне 2010 года оплачено 1500 рублей, вместо положенных 3324 рубля 75 копеек, в сентябре 2010 года оплачено 3000 рублей (вместо 3414 рублей 72 копеек), в октябре 2010 года – 1500 рублей (вместо 3410 рублей 59 копеек), в августе, октябре 2010 года оплаты не было. Полная оплата ежемесячной суммы произведена только в июле 2010 года – 3500 рублей.

Общая задолженность по оплате коммунальных платежей у жителей квартиры на декабрь 2010 года составляла 61318 рублей 88 копеек.

Заявляя требования в интересах льготополучателя, прокурор полагает, что независимо от наличия задолженности по коммунальным платежам, при частичной оплате Половниковой П.А. коммунальных услуг непроизведение расчета компенсации управляющей компанией является незаконным.

Проверяя обоснованность такой позиции, суд учитывает следующее.

Указанный выше Закон Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС устанавливает, что компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг).

Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.

Администрацией Алтайского каря принято постановление от 01.04.2008 года №126 «Об утверждении правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».

Согласно п.2 правил компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается гражданину ("льготополучатель") по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или по месту пребывания либо по месту его фактического проживания.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (далее - "денежный эквивалент"), на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. (п.14-15).

При этом денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16).

Таким образом, из анализа указанных положений следует, что для расчета компенсации поставщик услуг должен иметь сведения о том, что льготополучатель фактически оплатил стоимость услуг в том размере, который определен в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Этот вывод дополнительно подтверждается рядом следующих положений.

В силу ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении члены семьи собственника несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (ч.3 ст.31 ЖК РФ).

Потребителем коммунальных услуг применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв.Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3).

Таким образом, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги, относятся к потребителям коммунальных услуг.

Согласно ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ст.154 ЖК РФ).

Порядок оплаты коммунальных услуг определен ст.155 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Неисполнение обязанности своевременно оплачивать фактически предоставленные услуги влечет последствия, предусмотренные ч.14 ст.155 ЖК РФ.

Следовательно, оплата коммунальных услуг в полном объеме является обязанностью всех проживающих в жилом помещении граждан.

На основании ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Вышеизложенные положения ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ, Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» от 27.12.2007 №156-ЗС вводят компенсационный механизм обеспечения таких мер, который осуществляется путем возмещения гражданам произведенных ими расходов в размере, установленном законодательством РФ, законодательством субъектов РФ или местными правовыми актами.

Таким образом, имеющий право на компенсацию гражданин несет в полном размере расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а затем часть его расходов или все расходы на эти цели компенсируются предоставляемой такому гражданину денежной выплатой.

Этот вывод подтверждается пунктом 2 ст.5 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС, устанавливающим обязанности граждан, получающих компенсацию. Так, гражданин должен производить оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме и в сроки, установленные ч.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ.

Сам по себе компенсационный механизм предоставления льгот основан, прежде всего на том, то гражданин, имеющий право на получение льготы, должен добросовестно и в полном объеме исполнять обязанность по оплате коммунальных услуг.

В этом заключается отличие механизма компенсации, введенного ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от ранее действовавшего порядка предоставления льгот в натуральной форме.

Указанным законом определено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего этого закона, субъекты РФ и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; а кроме того, не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

При таких обстоятельствах, с учетом достоверных сведений о том, что оплата коммунальных услуг льготополучателем и совместно проживающими с ним лицами, производится с нарушением требований жилищного законодательства, оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на МУП «ДЕЗ №1» по перерасчету компенсации по оплате не имеется.

С учетом установленной законом взаимосвязи между действиями управляющей компании по расчету компенсации и действиями органа социальной защиты по ее выплате, при отсутствии оснований для удовлетворения требований к МУП «ДЕЗ №1» суд не усматривает оснований для удовлетворения требований к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому района г.Барнаула по выплате компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Половниковой ПА к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула, МУП «ДЕЗ №1» о возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации по оплате за жилищно-коммунальные услуги оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.В.Романютенко

решение не вступило в законную силуа

-32300: transport error - HTTP status code was not 200