о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности по выдаче удостоверения установленного образца.



Дело № 2- 171 /2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2011 года г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края

в составе

председательствующего судьи Ненашевой Е.Н.,

при секретаре Веселовской Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Часовских Л.И. к Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности по выдаче удостоверения установленного образца,

установил:

Часовских Л.И. обратилась в суд с иском к Главалтайсоцзащите, МЧС РФ с требованиями о признании за ней права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности выдать удостоверение установленного образца.

В обоснование исковых требований указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес> края, который входит в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Указанный факт установлен решением Ленинского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Главалтайсоцзащита в адрес МЧС Росси направила сведения о включении заявителя в Реестр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предоставленных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», однако последнее до настоящего времени не выдало заявителю удостоверение соответствующего образца, подтверждающее факт получения заявителем дозы облучения свыше 5 сЗв(бэр). Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с требованием о признании за ним соответствующего права и возложении обязанности выдать удостоверение соответствующего образца.

В судебном заседании истица Часовских Л.И. на удовлетворении исковых требований настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенным в описательной части решения.

Ответчики Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в лице представителей в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

В силу требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения истицы, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», данный нормативный акт направлен на обеспечение мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Согласно ст. 1 указанного закона, гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным федеральным законом.

Исходя из содержания данной нормы права, меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» предоставляются тем гражданам из числа проживающих в населенных пунктах, указанных законодателем в период 1949-1963 гг., которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

В соответствии с п. 2 «Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденного приказом МЧС РФ от 18 сентября 2009 года №540, удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Проживание граждан в населенных пунктах, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, которые включены Правительством РФ в перечни, населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, является лишь одним из юридически значимых обстоятельств, дающих право на получение соответствующих мер социальной поддержки, тогда как для возникновения у лица права необходимо одновременно наличие и второго обстоятельствафакта получения соответствующей дозы облучения.

Указанные юридически значимые обстоятельства не подменяют и не заменяют друг друга, а потому подлежат установлению каждый в отдельности на основании соответствующих допустимых доказательств.

Во исполнение вышеназванного Закона распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 1994 года № 162-р утвержден «Перечень населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В разделе III указанного перечня «Населенные пункты, население которых получило вследствие ядерного испытания 7 августа 1962 г. суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв», отсутствует такой населенный пункт как <адрес>, в котором проживала истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 01 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, определении от 4 декабря 2007г. № 960-О-П основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда, связанного с радиационным воздействием, перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в определении от 04 декабря 2007года № 960-О-П указал, что вопрос о возможности предоставления мер социальной поддержки предусмотренных ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством РФ в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суд общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Приказом Главного санитарного врача РФ от 21 января 2010 года №5 утверждены Методические указания «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», адресное применение которых для оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом льгот и компенсаций.

Между тем, орган, уполномоченный выносить официальные заключения, до настоящего времени на территории Российской Федерации не определен.

В рамках рассмотрения настоящего спора судом назначалась судебная экспертиза для установления факта воздействия на Часовских Л.И. ядерной радиации и определения суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, полученной истицей, производство которой было поручено специалистам КГУ «НИИ Региональных медико-экологических проблем». Однако экспертиза проведена не была, поскольку специалисты КГУ «НИИ Региональных медико-экологических проблем» не владеют указанной методикой по проведению экспертиз по определению доз облучения, полученных гражданами вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (л.д.26-27).

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Часовских Л.И. в подтверждение своего довода о получении ей суммарной накопленной (эффективной) дозы облучения более 5 сЗв представлена копия решения Ленинского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт проживания Часовских Л.И. в <адрес> края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5). Иных доказательств в подтверждение данного факта истцом не представлено.

Вместе с тем, указанным доказательством подтверждается только одно юридически значимое обстоятельство по делу - факт проживания истицы в населенном пункте на территории Российской Федерации, включенном Правительством РФ в перечни, населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Иное обстоятельство, имеющее значение для дела – факт получения истицей дозы облучения в размере свыше 5 сЗв(бэр) данное доказательство не подтверждает. Более того, фактический размер дозы облучения может быть доказан только с помощью доказательства в виде заключения, постановленного в соответствие с МУ 2.6.1. 2574-2010 г., о чем непосредственно указано в п. 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.01.2010 года № 5 (л.д.27).

Таким образом, поскольку в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт того, что истцом в период его проживания в <адрес> была получена эффективная доза (радиационного воздействия) свыше 5 сЗв, суд приходит к выводу о преждевременности обращения Часовских Л.И. в суд с настоящим иском.

Учитывая, что спорные правоотношения являются по своей правовой природе длящимися, настоящее решение не лишает истицу права на дальнейшее обращение в суд с теми же требованиями.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Часовских Л.И. в удовлетворении исковых требований о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности по выдаче удостоверения установленного образца, заявленных к Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы, через Ленинский районный суд г. Барнаула.

Судья: Е.Н. Ненашева.

По состоянию на 31.03.2011г. решение не вступило в силу