Дело №2-893/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2011 года г.Барнаул
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Романютенко Н.В.,
при секретаре Каширских Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Харламовой АВ об оспаривании действий Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула по нанесению красных линий, возложении обязанности отменить красные линии на топографическом плане земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Харламова А.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула по нанесению красных линий на топографический план земельного участка <адрес> в г.Барнауле, возложении обязанности удалить красные линии с топографического плана земельного участка.
Свои требования мотивирует тем, что в ДД.ММ.ГГГГ она приобрела жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>.
Решением Барнаульской городской Думы от 26.08.2008 №808 (в ред. от 23.07.2020 №332) закреплена возможность предоставления земельных участков, оформляемых для эксплуатации жилых домов, в том числе и самовольно созданных, при отсутствии градостроительных ограничений. На основании данного решения она в процессе оформления прав на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ получила топографический план земельного участка, на котором Комитет по строительству, архитектуре и развитию города красными линиями обозначил перспективное расширение улицы <адрес> В результате ее земельный участок и домовладение оказались за границей квартала, то есть расположены в улице. В качестве обоснования нанесения красных линий на топографический план Комитет сослался на п.11, 12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, без указания того, кем, когда и на основании чего нанесены красные линии.
Вместе с тем, градостроительная документация, в том числе и генеральный план поселений, действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ. Красные линии являются составной частью проекта планировки территории (ст.42 ГРК РФ). Проекты планировки подлежат утверждению в особом порядке (ст.46 ГрК РФ), в том числе, проводятся публичные слушания по проекту планировки и межевания с участием граждан, проживающих на территории поселения.
Оспариваемые ею красные линии до настоящего времени никем не утверждены, поэтому Комитет по строительству, архитектуре и развитию города не мог руководствоваться ими и наносить их на топографический план земельного участка. Установленные градостроительные ограничения лишают ее права оформить земельный участок и дом.
В судебном заседании представитель заявителя Михалев А.Ю., действующий на основании доверенности, требования поддержал, указав, что органом местного самоуправления не приведено четких достаточных оснований, по которым на топографический план его доверительницы были нанесены красные линии, препятствующие ей реализовать возможность по оформлению прав на недвижимое имущество. Ссылка Комитета на общую норму Градостроительного кодекса РФ, содержащую понятие красных линий, не является основанием для признания действий комитета законными. Никаких нормативных документов, на основании которых были нанесены красные линии, не имеется. Решением Барнаульской городской Думы от 26.02.2010 года Генеральный план городского округа г.Барнаула Алтайского края утвержден. Вместе с тем, проект планировки отсутствует, на публичные слушания не выносился. Просит признать действия Комитета по строительству, архитектуре и развитию города по нанесению красных линий на топографический план незаконными, возложить обязанность на орган местного самоуправления удалить красные линии с топографического плана земельного участка <адрес> в г.Барнауле.
Представитель Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Бауэр А.В. заявление считает необоснованным, поскольку при нанесении красных линий Комитет руководствовался имеющимися сведениями о наличии красных линий на топографических планах, которые утверждены Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 года №18-30 «О порядке принятия и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ». В настоящее время имеется Книга красных линий, в которой описана схема их размещений, топографические планы, на которых отражены красные линии. В подтверждение доводов представила копию страницы из Книги красных линий г.Барнаула, в которой имеются сведения о расчете красных линий по <адрес>, подписанные главным архитектором города, а также копии топопланов за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, на которых отражено расположение красных линий и расположение земельного участка <адрес>.
В письменном отзыве Комитета по строительству, архитектуре и развитию города дополнительно имеется ссылка, что на топоплане от ДД.ММ.ГГГГ нет сведений о том, что на спорном участке располагался жилой дом, имелся лишь огороженный земельный участок.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст.256 ГПК РФ).
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255 ГПК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Харламова А.В. совместно с <данные изъяты> проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> в г.Барнауле, что подтверждается справкой уличного комитета (л.д.6).
Согласно выписке из технического паспорта на домовладение, по указанному адресу расположен земельный участок, фактически используемая площадь которого составляет № кв.м, в том числе застроенная – № кв.м. На земельном участке имеется домовладение жилой площадью – № кв.м, общей площадью – № кв.м.
Среди особых отметок в техническом паспорте значится, что на возведение строений документов не представлено.
В подтверждение того, что данное домовладение заявитель приобрела в ДД.ММ.ГГГГ представлен письменный документ, подтверждающий покупку дома (л.д.11).
Согласно ст.2 п.3.1 Закона Алтайского края от 16.12.2002 №88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса РФ (30.10.2001 года), права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3.1 введен Законом Алтайского края от 04.06.2010 N 48-ЗС).
Барнаульской городской Думой принято Решение от 26.08.2008 № 808 «О порядке предоставления земельных участков в границах городского округа – г.Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена» (в ред от 23.07.2010 №332, от 26.11.2010 №402), которое регулирует отношения по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, по предоставлению земельных участков, оформляемых (переоформляемых) для эксплуатации жилых домов, в том числе незавершенных строительством или самовольно созданных, а также земельных участков, предоставляемых гражданам для огородничества, садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям или их членам в собственность, по предоставлению земельных участков для размещения индивидуальных металлических и сборных железобетонных гаражей, индивидуальных погребов, хозяйственных построек, объектов общественного питания, бытового обслуживания, право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке и распространяется на земли, расположенные в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена.
Данный порядок предусматривает, что в целях утверждения схемы расположения земельного участка для эксплуатации самовольно созданного жилого дома к заявлению прилагаются, в том числе документы, подтверждающие возведение до 30.10.2001 самовольно созданного жилого дома, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, и нахождение земельного участка в фактическом пользовании гражданина, схема расположения земельного участка на откорректированной топографической основе с нанесенными красными линиями и линиями, обозначающими границы зон с особыми условиями использования территории, согласованная с Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.
Полагая, что имеет право на оформление земельного участка в установленном порядке, Харламова А.В. в процессе подготовки необходимой документации, получила топографический план с нанесенными на него Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города красными линиями от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
Согласно данному плану занимаемый используемым ею домовладением земельный участок находится на территории общего пользования в пределах красных линий.
На письменный запрос по вопросу переноса красных линий, она получила ответ Комитета по строительству, архитектуре и развитию города от ДД.ММ.ГГГГ о том, что согласно ст.1 п.11, 12 ГрК РФ красные линии обозначают границы территории общего пользования, территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в связи с чем перекрытие проезда или поперечного профиля не представляется возможным (л.д.4).
ДД.ММ.ГГГГ Харламова А.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, то есть установленный 3х-месячный срок ею соблюден.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 249 ГПК РФ предусмотрено, что обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.
Поскольку в предварительное судебное заседание представителем органа местного самоуправления, действия которого оспаривает заявитель, не были представлены доказательства законности их действий, не высказано возражений по заявлению, суд на основании ч.2 ст.249 ГПК РФ предложил Комитету по строительству, архитектуре и развитию города представить доказательства обоснованности действий по нанесению красных линий на топографический план земельного участка по <адрес> в г.Барнауле (л.д.16).
В соответствии с п. 11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пункт 12 указанной статьи под территориями общего пользования понимает территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Статьей 41 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Основная часть проекта планировки территории подлежит утверждению, и должна включать в себя в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии (ст.42 ГрК РФ).
Таким образом, красные линии наносятся в месте расположения территории, которая находится в общем пользовании согласно планировки территории, по землеустроительной и градостроительной документации. И законом не предусмотрено возможности изменения назначения земельного участка и перевода его в категорию территории общего пользования без корректировки проектных документов лишь путем нанесения красных линий.
При рассмотрении данного дела органом местного самоуправления не представлено доказательств принятия уполномоченными органами решения об изменении планировки территории. Какие-либо решения о нанесении красных линий на территории, на которой расположен спорный земельный участок, также отсутствуют.
В судебном заседании из пояснений представителя Комитета по архитектуре и развитию города установлено, что проект детальной планировки на данную территорию отсутствует.
Представленная в судебное заседание копия из книги № красных линий г.Барнаула, в которой приводятся расчеты (л.д.37-39), не содержит указания на адрес участка № по <адрес>, а также отметок об утверждении и основаниях составления. В этом документе имеется отметка о выполнении ДД.ММ.ГГГГ, имеется подпись (по словам представителя Комитета по строительству, архитектуре и развитию города) главного архитектора г.Барнаула в ДД.ММ.ГГГГ году. Вместе с тем, надлежащих расшифровок должностей, персональных данных должностных лиц, подписавших этот расчет, не содержится.
Представленные в судебное заседание фрагменты топопланов на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, оценены судом. Действительно, указанные топопланы содержат красные линии, нанесенные на территории земельного участка по <адрес>. Сам участок также выделен на плане (л.д.40-43).
Вместе с тем, в судебном заседании не представилось возможным установить, кем, когда и на основании чего были нанесены красные линии. На копиях данных топографических планов отсутствуют какие-либо отметки об утверждении этих планов. Представитель Комитета по строительству, архитектуре и развитию города сослалась на нормативный документ, содержащий общие требования, а именно Инструкцию о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, утв. постановлением Госстроя РФ от 06.08.19998 №18-30.
Иных доказательств того, в каком порядке были нанесены красные линии, не представлено.
Вместе с тем, красные линии и линии градостроительного регулирования наносятся по документам территориального планирования и (или) действующим нормативным документам, на что указано в решении Барнаульской городской Думы от 27.12.2006 №440 «Об утверждении временных правил застройки города Барнаула». Нанесение, учет, корректировку красных линий и линий градостроительного регулирования осуществляет Комитет по строительству, архитектуре администрации г.Барнаула.
Нормативные правила ГрК РФ предусматривают положения о документах территориального планирования (ст.9), в том числе о том, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (ст.18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ст.24 ГрК РФ).
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Согласно ст.28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
На необходимость проведения публичных слушаний обращено внимание в Приказе Министерства регионального развития РФ от 13.11.2010 №492 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов», в Письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 23.05.2008 №ВБ-2323/02.
Заявитель ссылается на то обстоятельство, что узнала о наличии оспариваемых красных линий только при обращении в уполномоченные органы по вопросу оформления прав на занимаемый ею земельный участок.
При этом не оспаривала тот факт, что до этого право пользования участком и жилым домом, расположенным на нем, не было оформлено. Однако к ее дому подведены коммуникации – электроснабжение, водоотведение. За потребление этих ресурсов она несет расходы.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, красные линии в том виде, как они первоначально были нанесены, нарушали права и законные интересы заявителя на кадастровое оформление фактически используемого земельного участка, а также на оформление правоустанавливающих документов.
В настоящее время с целью реализации ГрК РФ, Закона Алтайского края от 29.12.2009 №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края», на основании материалов по итогам проведения публичных слушаний и согласования проекта Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, Барнаульской городской Думой принято решение от 26.02. 2010 №245 «Об утверждении генерального плана Городского округа - города Барнаула Алтайского края». Генеральный план городского округа разработан в 2007 - 2009 годах ФГУП "РосНИПИ урбанистики" (г.Санкт-Петербург) по заданию администрации города Барнаула на расчетный срок до 2025 года с выделением первой очереди строительства до 2015 года.
Пунктом 1.4 установлено, что Генеральный план городского округа включает в себя текстовые и графические материалы, содержание и состав которых установлен статьей 23 ГрК РФ.
Основными этапами реализации Генерального плана городского округа обозначены: разработка и утверждение Плана реализации Генерального плана городского округа; разработка и утверждение Правил землепользования и застройки городского округа; разработка документации по планировке территорий городского округа, в том числе проектов планировки и проектов межевания застроенных и подлежащих застройке территорий городского округа.
В судебном заседании представителем Комитета были даны пояснения о том, что проект по планировке в настоящее время находится на стадии разработки.
Таким образом, в судебном заседании не нашли подтверждения обстоятельства, что действия Комитета по нанесению красных линий совершены на основании положений действующего законодательства.
Доводы отзыва на заявление Харламовой А.В. о том, что заявитель указывает различные даты приобретения жилого дома, расположенного на земельном участке, не относятся к существу разрешаемых требований, поскольку указанные обстоятельства не могут влиять на законность действий по нанесению красных линий, которые как уже было отражено выше, должны наноситься уполномоченными органами строго в соответствии с законом и на основании утвержденных в установленном порядке документов.
Указанные обстоятельства, отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих законность оспариваемых действий органа местного самоуправления, позволяют сделать вывод о том, что заявление Харламовой А.В., права которой нарушены действиями Комитета по строительству, архитектуре и развитию города, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 245, 254 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:Заявление Харламовой АВ об оспаривании действий Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула по нанесению красных линий, возложении обязанности отменить красные линии на топографическом плане земельного участка удовлетворить.
Признать действия Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула по нанесению красных линий на топографический план земельного участка по <адрес>, в г.Барнауле от ДД.ММ.ГГГГ №, шифр № незаконными.
Возложить на Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула обязанность удалить красные линии с топографического плана земельного участка по <адрес>, в г.Барнауле.
Взыскать с Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в доход муниципального образования г.Барнаул государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Барнаула.
Судья Н.В.Романютенко
решение не вступило в законную силуа