Именем Российской Федерации 20 июня 2011 г. г. Барнаул Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: Председательствующего: судьи Завертайлова В.А. при секретаре Шабалиной Е.Н., с участием прокурора – помощника прокурора Ленинского района гор. Барнаула Сивухиной И.Г., представителя на основании доверенности ответчика Администрации Ленинского района г.Барнаула Серовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Барнаула к администрации Ленинского района г.Барнаула в интересах Черепанова Г.А.,- у с т а н о в и л: Прокурор Ленинского района г.Барнаула обратился в интересах Черепанова Г.А. в Ленинский районный суд гор. Барнаула с иском к администрации Ленинского района г.Барнаула. Просит восстановить срок на обжалование постановления администрации Ленинского района г.Барнаула от 30 марта 2010 года №..... об отказе в постановке на учет Черепанова Г.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; признать незаконным и отменить постановление администрации Ленинского района г.Барнаула от 30 марта 2010 года №..... об отказе в постановке на учет Черепанова Г.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать администрацию Ленинского района г.Барнаула поставить Черепанова Г.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных исковых требований указывает, что Черепанов Г.А. является участником Великой Отечественной войны. 10 марта 2010 года Черепанов Г.А. обратился в администрацию Ленинского района г.Барнаула с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Обжалуемым постановлением главы администрации района Черепанову Г.А. в постановке на учет отказано по мотивам продажи 8 ноября 2006 года дома <адрес> края общей площадью 34,5 кв. м и проживания в настоящее время в квартире <адрес> общей площадью 93,3 кв. метра. Оба основания отказа не соответствуют требованиям закона – ч.ч. 2,3,4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 4, ст. 6 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 года № 114- ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях», ряда статей Федерального закона «О ветеранах», Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», поскольку Черепанов Г.А. продал ранее имевшееся у него жилое помещение в <адрес> не с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а ввиду невозможности по состоянию здоровья (<данные изъяты>) проживать в неблагоусроенном жилом доме. Своевременно для защиты своего нарушенного права Черепанов Г.А. обратиться не мог в силу указанного состояния здоровья и преклонного возраста и правовой неосведомленности, принимал попытки добиться отмены незаконного постановления путем обращения в иные органы. В судебном заседании прокурор Сивухина И.Г. настаивала на удовлетворении заявленных требований по указанным основаниям в полном объеме. Представитель на основании доверенности ответчика Администрации Ленинского района г.Барнаула Серова В.В. заявленные исковые требования не признала. Истец Черепанов Г.А. о времени и месте судебного разбирательства по делу уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела слушанием не заявил, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставил. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Судом определено о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося участника процесса. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, документы, материалы гражданского дела, с учетом обстоятельств дела суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. При этом судом, несмотря на уточнение представителя ответчика Серовой В.В. о том, что отказано Черепанову Г.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий только по мотиву злоупотребления правом – продажи ранее имевшегося жилого дома, проверен и норматив общей площади, приходящийся на Черепанова Г.А. в занимаемом им в настоящее время жилом помещении, на соответствие положению действующего законодательства о праве постановке на указанный учет, поскольку в обжалуемом постановлении имеется ссылка на площадь жилого помещения, в котором Черепанов Г.А. проживает. Согласно частям 3,4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ «3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. 4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации» Статьей 52 Жилищного кодекса РФ закреплено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Далее, в ст. 50 названного Кодекса закреплено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В Алтайском крае такой порядок установлен Законом Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (с изменениями и дополнениями). Статьей 2 указанного законна в частности закреплено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования. Статьей 4 Закона определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства. Далее в указанной статье указан перечень документов, которые гражданин должен приложить к заявлению о принятии на учет. Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ закреплено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичное положение содержится в ст. 6 названного Закона Алтайского края, в которой дополнительно закреплено, что не считается намеренным ухудшением жилищных условий вселение в занимаемое жилое помещение членов семьи, не имеющих жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма. Согласно п. 1.1 Решения Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 г. N 294 Из выписки из домовой книги квартиры <адрес> следует, что Черепанов Г.А. зарегистрирован по месту проживания в указанном жилом помещении 2 ноября 2006 года. Также в квартире проживают О.П., В.О., Н.О., Д. Черепанов Г.А. вселен на жилую площадь, занимаемую Д., которая приходится ему <данные изъяты>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности серии №..... Дуплинская А.Г. является правообладателем ? доли в права общей долевой собственности на квартиру <адрес> общей площадью 93,9 кв. м., жилой площадью 57,8 кв. метра. Иными участниками общей долевой собственности на указанную квартиру являются О.П., В.О., Н.О., каждый по ? доли. Таким образом, учетная норма для Черепанова Г.А. при разрешении вопроса о постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий составляет 11,74 кв. метра. То есть приходящийся на его долю размер общей площади в квартире, где он проживает в настоящее время, дает ему право стоять в очереди на улучшение жилищных условий. Согласно справок ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» по Алтайскому краю Черепанов Г.А. в собственности жилых помещений не имеет, в приватизации квартиры <адрес> не участвовал. Материалами дела подтверждено, не оспаривается участниками процесса, что 10 марта 2010 года Черепанов Г.А. обратился в администрацию Ленинского района г.Барнаула с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Также материалами дела подтверждено, не оспаривается представителем администрации района, что Черепанов Г.А. является ветераном Великой Отечественной войны. В силу п.3 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями от 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 19, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 8 мая, 19 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября 2007 г., 1 марта, 14, 22 июля, 2 октября, 22 декабря 2008 г., 28 апреля, 29 июня, 18, 24 июля, 17, 21 декабря 2009 г., 6 мая, 2, 22, 27 июля, 9 декабря 2010 г.) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений. Согласно п.3ч.1 ст.15 названного Федерального закона участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Меры социальной поддержки инвалидов войны предусмотрены ст. 14 Закона «О ветеранах», в которой содержится аналогичная норма. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны быть обеспечены жильем в кратчайший срок. Поскольку на момент обращения с заявлением в администрацию Ленинского района г.Барнаула Черепанов Г.А. не был обеспечен жильем по установленным нормам, он имел право на постановку в очередь на улучшение жилищных условий. Договором от ДАТА подтверждено, что Черепанов Г.А., действительно ДАТА продал принадлежащий ему на праве собственности жилой дом <адрес> площадью 34,5 кв. метров вместе с надворными постройками и земельным участком, за <данные изъяты> (в обжалуемом постановлении ошибочно указано, что дом Черепановым Г.А. продан ДАТА). Однако сам факт продажи принадлежащего Черепанову Г.А. жилого дома не свидетельствует о злоупотреблении им своим правом в смысле, закрепленном ст. 53 Жилищным кодексом РФ, ст. 6 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (с изменениями и дополнениями). Допрошенная в качестве свидетеля Д. показала, что Черепанов Г.А. приходится ей отцом. Занимаемый им до ноября 2006 года дом являлся неблагоустроенным. В мае 2006 года умерла её, Д., мать и жена истца Черепанова Г.А. М.М., которая до этого проживала вместе с Черепановым Г.А. и оказывала ему помощь в ежедневном содержании. Отец, Черепанов Г.А., имеет преклонный возраст – сейчас <данные изъяты>, плохое состояние здоровья – <данные изъяты>, в настоящее время получил травму <данные изъяты> и может передвигаться на ограниченном расстоянии в квартире с использованием «ходунков». После смерти жены Черепанов Г.А. не мог самостоятельно проживать в неблагоустроенном доме, требовалось переселение его в благоустроенное жилое помещение. Поэтому принадлежащий Черепанову Г.А. жилой дом и был продан, а он поселен на принадлежащую жилую площадь. Показания свидетеля Д. в полном объеме подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: свидетельством о смерти №..... , согласно которому М.М. умерла ДАТА, справкой серии №..... Черепанова Г.А. Таким образом, злоупотребление правом при продаже жилого дома у Черепанова Г.А. отсутствует, он имел право состоять на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Ответчиком представлены доказательства того, что о вынесении обжалуемого постановления администрации района Черепанов Г.А. узнал не позже 5 мая 2010 года (штамп входящей корреспонденции на обращение Черепанов Г.А. в общественную приемную администрации края). Однако, учитывая социальную значимость нарушенного права Черепанов Г.А., его правовую неосведомленность, преклонный возраст, плохое состояние здоровья, суд находит, что срок на обжалование постановление администрации Ленинского района подлежит восстановлению. Оспариваемое постановление администрации подлежит отмене. Однако суд не наделен правом постановки гражданина на учет, о чем в исковом заявлении просит прокурор района. Для восстановления нарушенного права Черепанова Г.А. вопрос о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий подлежит передаче на разрешение администрации района и, соответственно, требования прокурора частичном удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,- р е ш и л : Исковые требования прокурора Ленинского района г.Барнаула удовлетворить частично. Признать незаконным и отменить постановление администрации Ленинского района г.Барнаула от 30 марта 2010 года №..... об отказе в постановке на учет Черепанова Г.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Возложить на администрацию Ленинского района г. Барнаула обязанность рассмотреть заявление от 10 марта 2010 года Черепанова Г.А. о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке. Прокурору Ленинского района г.Барнаула срок на обжалование постановления администрации Ленинского района г.Барнаула от 30 марта 2010 года №..... об отказе в постановке на учет Черепанова Г.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий восстановить. Прокурору Ленинского района г.Барнаула в удовлетворении исковых требований в остальной части отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ленинский районный суд гор. Барнаула в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение по делу составлено 24 июня 2011 года. Судья В.А. Завертайлов
"Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади
жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле"
(с изменениями от 19 февраля 2009 г.) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи. Общая площадь жилого помещения, занимаемого семьей в коммунальной квартире, для определения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, рассчитывается как сумма размеров общей площади занимаемой комнаты (комнат) и части площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире, пропорционально площади занимаемой комнаты (комнат).