Дело №2-1792/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 6 июля 2011 года Ленинский районный суд г. Барнаула в составе: председательствующего судьи Симон С.И. при секретаре Суховей Т.В. с участием прокурора Сивухиной И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Юнга В.Ф. к МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в суд в интересах Юнга В.Ф. с иском к МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению истцу 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья. Просит возложить на МУП «ДЕЗ №1 Ленинского района г. Барнаула» обязанность рассчитать Юнгу В.Ф. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – ...... с момента подачи искового заявления в суд, возложить на Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула произвести Юнгу В.Ф. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – ...... с момента подачи искового заявления в суд. В обоснование ссылается на то, что Юнг В.Ф. является ..... и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ, ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной п. 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 – P = S х N х T, где S – общая площадь отапливаемого помещения, N – норматив потребления тепловой энергии на отопление, T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ. Несмотря на это, ответчиком МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула, на обслуживании которого находится жилой дом №....., расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии производит из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора Сивухина И.Г. на исковых требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в виде льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50%. Меры социальной поддержки в виде льгот по оплате тепловой энергии необходимо предоставлять исходя из общей площади жилого помещения. Истец Юнг В.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен лично, о чем имеется уведомление. Представитель ответчика МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула по доверенности Еноткина М.В. против удовлетворения исковых требований возражает, указывая на то, что с 2007 года МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула не производит никаких расчетов, а только предоставляет информацию о количестве проживающих и зарегистрированных лиц. Решение о начислении льгот принимает Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула. Также указала на то, что меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяется как на реабилитированных лиц, так и на членов их семей. Однако, внуки к членам семьи не относятся. Полагает, что они являются ненадлежащими ответчиками. Ответчик Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на исковое заявление указывает на то, что Главное управление и Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула являются ненадлежащими ответчиками по заявленным требованиям, так как не производят расчет денежного эквивалента меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. На основе данного расчета органы социальной защиты населения определяют общий размер компенсации и осуществляют ее выплату непосредственно льготополучателю. Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов возложена на организации-поставщики услуг. При перерасчете МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула размера полагающейся Юнгу В.Ф. компенсации расходов на оплату отопления, соответствующие денежные суммы будут выплачены истцу Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула в бесспорном порядке. Кроме того, в качестве членов семьи, на которых распространяются данные меры социальной поддержки, истцом заявлено 3 человека. Однако, согласно выписке из домовой книги в жилом помещении вместе с истцом проживают еще 5 человек, двое из них зарегистрированы в июле 2010 года. Следовательно, с августа 2010 года компенсация могла быть рассчитана только на долю площади жилого помещения, приходящуюся на четырех человек, то есть на ..... Фактически с августа 2010 года по март 2011 года компенсация расходов на отопление рассчитывалась на площадь ......, так как истцом своевременно не подано заявление об изменении состава семьи. В соответствии с Законом Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», компенсация расходов для Юнга В.Ф. должна рассчитываться исходя из фактического объема услуги по отоплению, потребленного и оплаченного им как лицом, имеющим льготу и в пределах норматива потребления, установленного компетентным органом. Полагает, требования прокурора о предоставлении 50% компенсации по оплате за отопление, исходя из общей площади жилого помещения без указания на необходимость применения нормативов потребления указанной коммунальной услуги, а также учета проживающих совместно с истцом членов семьи удовлетворению не подлежат. Ответчик Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. Третье лицо ООО «Вычислительный центр ЖКХ» о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в Федеральном бюджете на очередной финансовый год. На основании п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Согласно ст. 2 Закона Алтайского края №156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 4 данного закона, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг). Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края. В судебном заседании установлено, что Юнг В.Ф. является ....., что подтверждается свидетельством ххх, выданным ххх Комитетом по социальной поддержке населения администрации Ленинского района г. Барнаула. Также установлено, что Юнг В.Ф. является собственником 1/3 доли в праве собственности на квартиру №...... Другими сособственниками данной квартиры по 1/3 доли являются А.. и Н., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности. Как следует из выписки из домовой книги, Юнг В.Ф. зарегистрирован и проживает в указанной квартире с ххх. Кроме истца, в квартире зарегистрированы и проживают члены его семьи – ..... Л.., ..... М.., ..... И. – с ххх и ..... Б.. и С. – с ххх В соответствии с выпиской их технического паспорта общая площадь квартиры №..... составляет ..... Согласно информации Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула, истцу Юнгу В.Ф. с ххх назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Исходя из предоставленных Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула сведений, льгота распространяется на четырех человек и льготная площадь по отоплению, исходя из которой производится расчет денежной компенсации, составляет ..... В соответствии с «Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры (п. 14 правил). В силу п.15 Правил, расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил). Согласно п. 29 Правил, организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке. Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. 37,38 Правил). Исходя из содержания данных норм права, суд приходит к выводу о том, что информацию о льготной площади для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление предоставляет Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула, а организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента. Из анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения. В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. В силу п. 14 «Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (п. 17-20 Правил). Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306, норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета. Согласно Приложению №1 к данным Правилам, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения. Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26 января 2010 года №290, норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения. При данных обстоятельствах, суд полагает, что Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула в МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г.Барнаула, которое является посредником между организацией-поставщиком и потребителями, необоснованно представлена информация для расчета денежного эквивалента о льготной площади жилого помещения истца Юнга В.Ф. - ..... В связи с этим, суд полагает необходимым возложить на ответчика Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула обязанность указывать для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки истцу Юнгу В.Ф. площадь жилого помещения в размере ..... Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, то суд полагает необходимым возложить на МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения в размере ..... Суд находит возможным согласиться с позицией прокурора, и в рамках заявленных требований, возложить на ответчиков МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула и Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула выше указанные обязанности со дня предъявления настоящего иска в суд, то есть с 6 июня 2011 года. На основании ч. 9 ст. 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (п. 33-34 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг). Поскольку, из содержания указанных нормативно-правовых актов следует, что в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26 ноября 2010 года №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность правильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления истцу Юнгу В.Ф. лежит на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула. В связи с чем, суд приходит к выводу, что действиями/бездействием ответчика Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне права истца не нарушались и в удовлетворении исковых требований к данному ответчику следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Юнга В.Ф. удовлетворить частично. Признать незаконными действия Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула по указанию для расчета компенсации расходов на оплату отопления Юнгу В.Ф. для МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула исходя из социальной нормы площади жилья. Обязать МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г. Барнаула произвести Юнгу В.Ф. расчет компенсации по оплате за отопление из расчета ......, общей площади жилого помещения, расположенного по ....., начиная с 6 июня 2011 года. Обязать Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула производить Юнгу В.Ф. выплату компенсации по оплате за отопление исходя из расчета ......, общей площади жилого помещения, расположенного по ул. ....., начиная с 6 июня 2011 года. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула. Судья С.И. Симон