Дело № 2- 344/2011 год РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 июля 2011 года г. Барнаул Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Бредихиной С.Г. при секретаре Пузыревой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Ленкина А.А. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации г. Барнаула, Администрации Ленинского района г. Барнаула о признании права на внеочередное получение жилья, возложении обязанности предоставить жилое помещение, установил: Прокурор обратился в суд с иском к ответчикам - Администрации г. Барнаула, Администрации Ленинского района г. Барнаула о возложении обязанности по предоставлению Ленкину А.А. вне очереди жилого помещения по договору социального найма не менее 22 квадратных метров общей площади. В ходе рассмотрения дела истцом в качестве ответчика привлечено Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, третьи лица - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула. В процессе рассмотрения дела согласно последних уточненных исковых требований прокурор просил признать за Ленкиным А.А. право на внеочередное получение жилья и обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Ленкину А.А. нуждающемуся в улучшении жилищных условий по договору социального найма во внеочередном порядке не менее 33 квадратных метров общей площади. В обосновании требований указывая, что Ленкин А.А. является <данные изъяты>. Проживает по адресу; <адрес> совместно с <данные изъяты> На основании заявления Ленкиным Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № Ленкина Н.М. вместе с <данные изъяты> А.А. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, среди больных группы «А» и среди семей, имеющих детей-инвалидов (<данные изъяты>). На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № Ленкин А.А. включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний имеющих право на предоставление им жилых помещений, очередность №. Ленкин А.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановление правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). Совместное проживание с Ленкиным А.А. в одной квартире невозможно. Согласно выписки из домовой книги в квартире зарегистрированы: <данные изъяты> и истец. Тот факт, что Ленкин А.А. является сособственником квартиры по <адрес>, не имеет значения, так как основанием для предоставления жилого помещения является невозможность совместного проживания в одной квартире с больным. Невыполнение ответчиком обязанности по предоставлению истцу жилого помещения нарушает закрепленные законом права последнего. Истец Ленкин А.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии ( л.д.11). В судебном заседании прокурор на иске настаивает, пояснив, что основанием для предоставления является ст. 57 ЖК РФ, предоставление А.А. жилого помещения как лицу вставшему на учет в ДД.ММ.ГГГГ, страдающим тяжелой формой хронического заболевания. Остальные основания указаны для сведения. Ответчик Администрации г. Барнаула в лице представителя в судебное заседание не явился, представив отзыв на уточненное исковое заявление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 53). Ответчик Администрации Ленинского района г. Барнаула по доверенности Скопенко М.Н. в судебном заседании ранее данные пояснения поддерживает, оставляет разрешение иска на усмотрение суда. Ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в лице представителя в судебное заседание не явился, извещен о времени месте рассмотрения дела надлежащим образом, представив отзыв на уточненное исковое заявление (т.2 л.д.72-75). Третье лицо Администрация Алтайского края, в лице представителя в судебное заседание не явилось, представив отзыв ( т.2 л.д.55-63). Третьи лица - Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании истец проживает в <адрес> В квартире числятся зарегистрированными и проживают истец Ленкин А.А., <данные изъяты> (л.д.119,126,208). Ленкин А.А. является собственником ? доли указанного жилого помещения, совместно с <данные изъяты> При этом <данные изъяты> отказалась от участия в приватизации (л.д.205 т.1). В судебном заседании свидетель Л. (л.д.230 т.1) пояснила, что квартира состоит из двух комнат: 10 кв.м. и 17 кв.м. В квартире зарегистрированы, <данные изъяты>. Помимо зарегистрированных в квартире проживает <данные изъяты>. <данные изъяты> отказалась от приватизации квартиры, так как состояла на очереди на получение жилья. <данные изъяты> является <данные изъяты>. У семьи <данные изъяты> свой бюджет. У них с <данные изъяты> разные бюджеты, она приучает его к самостоятельности, он покупает продукты. <данные изъяты> сам распоряжается деньгами. Она спрашивала почему их не поставили на очередь среди инвалидов, что психические больные должны стоят в отдельной очереди она и раньше знала, она настаивала на включении, и только в ДД.ММ.ГГГГ у них приняли документы. В соответствии с ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, призванных по установленным настоящим кодексом или федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии со ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Фз «О социальной защите инвалидов РФ» меры социальной поддержка по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок реализации государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов, на территории города Барнаула (т. 1 л.д.56-59). Указанный порядок реализации государственных полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории города Барнаула разработан в целях оказания мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления им субсидий на приобретение (строительство) жилья за счет субвенции, поступающих из Федерального фонда компенсаций, образовавшегося в федеральном бюджете. При этом право на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета имеют категории граждан, в том числе инвалиды вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями, переданных Российской Федерации Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан. При этом органы местного самоуправления наделяются указанными государственными полномочиями в отношении категорий граждан, в том числе инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Как установлено в судебном заседании на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № «Жилищные вопросы» <данные изъяты> принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основания, среди больных групп «А» и среди семей, имеющих детей-инвалидов. В ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Ленкин А.А. включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края (постановление администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ № « О рассмотрении заявления Ленкина А.А.», ему определена очередность № (т.1 л.д.24). В ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № «Жилищные вопросы» принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и среди больных групп «А». В ДД.ММ.ГГГГ М. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет нуждающихся в жилых помещениях среди инвалидов (Постановление администрации Ленинского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № «Жилищные вопросы»(т.1 л.д.7-8,47-49). По сообщению <данные изъяты> л.д. 93- Главным управлением сформирован список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, по Алтайскому краю. На основании списков, полученных от органов местного самоуправления. В указанный список Ленкин А.А. включен как <данные изъяты> с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ и будет обеспечен жилищной субсидией в порядке очередности. Прокурор же просит обеспечить жильем Ленкина как страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищным условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Полномочия по предоставлению жилья на условиях социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, реализуется органами местного самоуправления ( ч.3 ст. 57 ЖК РФ). В соответствии с ч.5 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Так, пунктом п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса перечне. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Для признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилья не имеет значение, идет ли речь о коммунальной квартире, в которой проживает несколько семей, или об отдельной квартире, где две или более семьи проживают по одному договору. Не имеет значение также и то, что граждане (все или их часть) являются собственниками всей квартиры (жилого дома) или собственником отдельных комнат и т.д. Не принимаются во внимание, как размер занимаемого жилого помещения, так и факт наличия (или отсутствия) родственных отношений между семьями. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: в квартире проживает несколько семей; в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; проживание с этими больными в одной квартире невозможно; у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемое по договору социального найма; проживание же в квартире одной семьей, в составе которой имеется подобный больной, самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не является. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. Также постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и их семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления льгот, п. 2 которых установлено, что основаниями для признания инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Из смысла вышеуказанных норм правом на внеочередное обеспечение жилым помещением обладают только граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, и целью предоставления жилья является отселение такого гражданина, в связи с невозможностью проживания с ним в одной квартире. Судом установлено, что Ленкин А.А., <данные изъяты>, является <данные изъяты> ( л.д.5 т.1.) Находится под диспансерным наблюдением в <данные изъяты> (л.д.69-70,106 т.1). Согласно специального Перечня заболеваний, которым следует руководствоваться при применении названного основания признания граждан нуждающимся в жилых помещениях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, включающий в своем составе следующие заболевания: 1. Активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза; 2. злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; хронические и затяжные психически расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, и другие. Невозможность совместного проживания с такими больными в одной квартире должны подтверждаться заключением органов здравоохранения. Медицинское заключение выдается врачебно-консультационными комиссиями (ВКК) лечебно-профилактических учреждений по месту жительства или по месту работы больного и заверяется руководителем учреждения. При отсутствии такой комиссии в лечебно-профилактическом учреждении больному выдается заключение, подписанное лечащим врачом и главным врачом. Ленкину А.А. выдано заключение врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого последний <данные изъяты> подпадает под перечень постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства РФ (т.1 л.д.112,6). Кроме того, имеется заключение врачебной комиссии <данные изъяты> согласно, которого Ленкин А.А. в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № имеет право на пользование дополнительной жилой площадью (л.д.112 т.1). Невозможность проживания с истцом, страдающим таковым недугом, подтверждена пояснениями допрошенного специалиста - лечащего врача С., пояснившей, что заболевание Ленкина относится к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Совместное проживание опасно как для самого Ленкина, так и для окружающих. У Ленкина параноидальная симптоматика, она включает в себя <данные изъяты> У таких людей вырабатывается негативизм к окружающим. У <данные изъяты> Ленкина <данные изъяты>, поэтому она неуравновешенна, возможны неконтролируемые вспышки гнева, в это время Ленкин <данные изъяты>, возможны последствия (т.2 л.д.16-17). Изложенное подтверждает право истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с п.3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: 1) учет муниципального жилищного фонда; 2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; 7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений; 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; 9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; 9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений; 10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Анализируя изложенное, с учетом позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, следует, что ст. 57 ЖК РФ не возлагает на органы местного самоуправления каких либо дополнительных обязанностей по предоставлению жилых помещений. Органы местного самоуправления имеют полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального фонда только малоимущим гражданам либо иным категориям, но только в случае наделения данных органов установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Согласно под.5 п. 2 ст. 5 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №- ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют - иные категории граждан, определенные федеральным законом и (или) законом Алтайского края. Истец входит в перечень категорий граждан, установленный ст. 5 Данного Закона АК. Согласно статьи 8 Указанного закона норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина. Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях предусмотренных жилищным кодексом Российской Федерации. В иных случаях, с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается превышение указанной нормы на всю семью или на одиноко проживающего гражданина не более чем на половину нормы предоставления, установленной на одного члена семьи или одного проживающего гражданина соответственно. Исходя из положений ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд рассматривает настоящее дело только в пределах заявленного искового требования. Как следует из письма Администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ за № на имя Начальника управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - Администрация города Барнаула, ссылаясь на ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года № 136 –ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» указывая, что правом на обеспечения жилыми помещениями за счет краевого жилищного фонда пользуются иные категории граждан, учитывая, что Ленкин А.А. является <данные изъяты> а также страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых хронических заболеваний, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно, направило дело Ленкина А.А. для рассмотрения вопроса о включении в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма жилищного фонда Алтайского края (т. 1 л.д.226-227). К ответчикам Администрации г. Барнаула, Администрации Ленинского района г. Барнаула, согласно уточненного иска, требований не заявлено. Руководствуясь ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Барнаула Алтайского края в интересах Ленкина А.А. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, Администрации г. Барнаула, Администрации Ленинского района г. Барнаула о признании права на внеочередное получения жилья, возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворить частично. Признать за Ленкиным А.А. право на внеочередное предоставления жилого помещения по договору социального найма. Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Ленкину А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее 33 квадратных метров общей площади. В иске к Администрации г. Барнаула, Администрации Ленинского района г. Барнаула отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья С.Г. Бредихина Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2011 года. Верно судья: С.Г. Бредихина