Дело №2-2025/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 сентября 2011 года г. Барнаул Ленинский районный суд г. Барнаула, Алтайского края в составе: председательствующего Бредихиной С.Г., при секретаре Пузыревой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Крайнова А.А. к Товариществу собственников жилья «Западный-63», Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, установил: Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах Крайнова А.А. о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению Крайнову А.А. 50% льготы, за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении обязанности на ТСЖ «Западный-63» рассчитать Крайнову А.А. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 45,5 кв.м. с момента подачи искового заявления в суд; возложении обязанности на Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула произвести Крайнову А.А. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 45,5 кв.м. с момента подачи искового заявления в суд. Исковые требования мотивированы тем, что Крайнов А.А. является ветераном труда и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На основании п.4 ч.1 ст. 3 Закона Алтайского края от 31 октября 2008 года № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307, в которых при расчете учитывается общая площадь отапливаемого помещения. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края (ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС). Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг). Пунктом 37 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Жилой дом, в котором проживает истец, находится на обслуживании ТСЖ «Западный-63». Как следует из представленной квитанции, общая площадь жилого помещения истца составляет 45,5 кв.м., а расчет льготы произведен исходя из 33,00 кв.м., т.е. исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади, что является нарушением прав льготополучателя. Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Крайнова А.А. к Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о признании действий незаконными, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, прекращено. В процессе рассмотрения дела исковые требования были уточнены (л.д.85-86), согласно которых прокурор, действуя в интересах истца Крайнова А.А., просил признать незаконным действия ответчика по расчету и назначению Крайнову А.А. 50% льготы, за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; обязать ТСЖ «Западный» рассчитать Крайнову А.А. денежный эквивалент 50% льготы, за отопление исходя из общей площади жилого помещения - 45,5 кв.м. с момента подачи искового заявления в суд; обязать Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула произвести Крайнову А.А. назначение 50% льготы, за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 45,5 кв.м. с момента подачи искового заявления в суд. В судебном заседании прокурор Сивухина И.Г. на уточненных исковых требованиях настаивала, по основаниям изложенным в исковом заявлении. Истец Крайнов А.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, имеется его заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула Булатникова О.М., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных исковых требований возражала. Представитель ответчика ТСЖ «Западный-63» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщил, ранее в судебном заседании представитель ответчика пояснял, что они поддерживают позицию УСЗН. Крайнову была предоставлена льгота в соответствии с социальной нормой. Реестром льготников владеет УСЗН, все льготники были переданы УСЗН с апреля 2008 года. Они считают, что УСЗН правильно начисляют льготы. УСЗН проверяет расчет их, у них все сходится. Крайнову предоставляет льгота в пределах социальной нормы, на одиноко проживающего человека она составляет 33 кв.м. Крайнов проживает один. Третье лицо ООО «Вычислительный центр ЖКХ» в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и проанализировав в совокупности письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В целях реализации предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Алтайским краевым Советом народных депутатов принят Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" и Закон Алтайского края от 27 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии со ст. 3, Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация 50 процентов расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами <адрес>. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Согласно ст. 2 Закона Алтайского края №156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 4 данного закона, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (пункт 7 статьи 4). Аналогичные положения закреплены в пунктах 3 и 7 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Администрации края от 01 апреля 2008 года № 126. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг). Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края. Судом установлено, что Крайнов А.А., <данные изъяты>, является <данные изъяты>, данное обстоятельство подтверждается копией удостоверения (л.д. 9). Также установлено, что Крайнов А.А. является собственником ? доли жилого помещения – <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д.69). Крайнов А.А. проживает и зарегистрирован в квартире один, что следует из пояснений ответчика и представленной выписки из домовой книги ( л.д.84). Собственником ? доли является К. В соответствии с выпиской их технического паспорта общая площадь <адрес> составляет 45,5 кв.м. (л.д.7,77). Решением Управления социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Крайнову А.А., а также информации о данных, занесенных в программный комплекс «Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в которой имеется строка о размере льготной площади по жилью – 33,00 кв.м. (л.д.29-30). Решение имеет указание на дату первоначального назначения компенсации: ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с «Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденными постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры (п. 14 правил). В силу п.15 Правил, расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил). Согласно п. 29 Правил, организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке. Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. 37,38 Правил). Исходя из содержания данных норм права, суд приходит к выводу о том, что информацию о льготной площади для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление предоставляет Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула, а организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента. Из анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения. В силу п. 14 «Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (п. 17-20 Правил). Норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета (п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306). Согласно Приложению № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения. Аналогичная позиция содержится в Приложении № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения. Поскольку спор между сторонами имеет место по расчету и назначению компенсации, исходя из общей площади жилого помещения либо исходя из социальной нормы жилой площади, суд разрешая спор в пределах заявленных требований возлагает на ТСЖ «Западный-63» обязанность произвести расчет денежного эквивалента суммы льготы по оплате отопления, исходя из общей площади жилого помещения, а на орган социальной защиты населения обязанность произвести назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения -45,5 кв.м. Суд соглашается с доводами прокурора о необходимости восстановления нарушенного права со дня обращения истца в суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Крайнова А.А. удовлетворить. Признать незаконными действия Товарищества собственников жилья «Западный-63», Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула по расчету и назначению Крайнову А.А. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья. Возложить на Товарищество собственников жилья «Западный-63» обязанность рассчитать Крайнову А.А. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 45,5 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ Возложить на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула обязанность произвести Крайнову А.А. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 45,5 кв.м с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула. Судья: С.Г. Бредихина Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2011 года Верно судья: С.Г. Бредихина