возмещение убытков



Дело № 2-2100/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2011 года г.Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе

председательствующего Романютенко Н.В.,

при секретаре Суховей Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лосева ВП к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о возмещении убытков,

У С Т А Н О В И Л:

Лосев В.П., действуя через своего представителя Пономареву Е.А., обратился в суд с иском к ответчику с указанными требованиями.

В их обоснование ссылается на то, что является <данные изъяты> вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение льгот, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Ленинского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, с Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула в его пользу взысканы недоплаченные суммы возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере

Полагает, что к моменту взыскания суммы возмещения вреда здоровью, которая незаконно не доплачивалась ответчиком, денежные средства обесценились в связи с инфляцией. Несвоевременная их уплата повлекла возникновение убытков в размере

При этом основывает свои требования на положениях ст.15 Гражданского кодекса РФ, а также на разъяснениях, содержащихся в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 года №7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда здоровью в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики.

Истец Лосев В.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Пономарева Е.А., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении требований.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула Булатникова О.М. возражала против заявленных требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для взыскания убытков.

Представители третьих лиц Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, Федеральной службы по труду и занятости надлежащим образом извещены о месте и времени разбирательства по делу, в суд не явились по неизвестным причинам.

Суд, с учетом мнения участников по делу, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, представителя Управления социальной защиты населения Ленинского района г.Барнаула, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами спора, Лосев В.П. является <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ ему назначена к выплате ежемесячная денежная компенсация вреда здоровью на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - ДД.ММ.ГГГГ

Частью 3 статьи 5 указанного Закона (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда (МРОТ).

В соответствии с частью 3 ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, внесшего изменения в ст.5 базового закона, суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума (ВПМ) в целом по Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового закона (в ред. от 12.02.2001) и ч.3 ст.2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста ВПМ за год в целом по Российской Федерации.

До внесения соответствующих изменений в законодательство выплата сумм возмещения вреда подлежала ежегодной индексации в зависимости от роста ВПМ в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме.

Однако размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с п.25 ч.1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ), размеры выплат, установленные в соответствии с п.15 ч.1 ст.14 или п.4 ч.1 ст.15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1) и ч.1-2 ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции настоящего Федерального закона, индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30.12.2001 года № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 24.12.2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005 - 2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями от 25 мая 2005 г. №326; от 27 декабря 2004 № 847 "; от 7 мая 2005 №292; от 25 апреля 2006 № 246; от 21 марта 2007 № 171 "; от 21 декабря 2007 №914, от 16 декабря 2009 №1024 ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 №1079 установлено, что с 1 января 2011 года индексация ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций осуществляется исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», с применением коэффициента 1,065. Этим же постановлением с 01 января 2011 года установлен размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для <данные изъяты> - 2637 рублей 75 копеек.

Указанные выше коэффициенты применялись и применяются ответчиком самостоятельно при индексации денежной суммы возмещения вреда здоровью, назначенной Лосеву В.П., что подтверждается сведениями Управления социальной защиты населения по Ленинскому района г.Барнаула.

Так, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он получал , с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - , с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - .

Дополнительно ежемесячные выплаты были проиндексированы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в применением иного механизма индексации решением Ленинского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-8).

Данным решением, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в пользу истца взыскана недополученная денежная компенсации в размере с Управления социальной защиты за счет средств федерального бюджета.

Также судом постановлено, что с ДД.ММ.ГГГГ в пользу истца подлежит выплате денежная компенсация вреда здоровью в размере с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

С учетом индексации с ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачивается денежная компенсация в размере (л.д.23).

Указанное решение исполнено своевременно, доводов о задержке выплат присужденных судом денежных сумм истцом не приводится.

Действительно, положения части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают меры антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что суммы ежемесячной компенсации, назначенные истцу ответчиком, индексировались как Управлением социальной защиты населения, так и судом на основании предусмотренных действующим законодательством механизмов индексации сумм возмещения вреда здоровью. В данном случае суд не усматривает нарушений прав истца задержкой выплаты либо недоплатой каких-либо денежных сумм за спорный период.

Позиция истца и его представителя о том, что причиненные убытки по недоплаченным ежемесячным платежам необходимо взыскать на основании п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №35 от 14 декабря 2000 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. №7 и от 11 мая 2007 г. №23, является ошибочной и основана на неправильном толковании норм материального права.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Лосева ВП к Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о возмещении убытков оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Романютенко

Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2011 года