Дело № 2-2573/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 октября 2011 года г.Барнаул Ленинский районный суд г.Барнаула в составе: председательствующего Лучинкина С.С. при секретаре Марчук Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Вебера А.А. к муниципальному унитарному предприятию «Дирекция единого заказчика № <адрес>» (далее МУП «ДЕЗ № <адрес>»), Главному управлению <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Вебера А.А. с требованиями к ответчикам о признании незаконными действий по расчету и назначению Веберу А.А. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении обязанности на МУП «ДЕЗ № <адрес>» рассчитать Веберу А.А. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> с момента подачи искового заявления в суд; возложении обязанности на Главное управление <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управление социальной защиты населения по <адрес> произвести Веберу А.А. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> с момента подачи искового заявления в суд. В обоснование заявленных требований указал, что Вебер А.А. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, ст.16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и Законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной п.1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307): P=S* N *Т, где S - общая площадь отапливаемого помещения, N - норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Несмотря на это расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии Веберу А.А. незаконно произведен из расчета социальной нормы, а не общей площади жилого помещения. В дальнейшем прокурор уточнил исковые требования, а именно уточнил общую площадь жилого помещения – <данные изъяты>., просил рассчитать денежный эквивалент 50% льготы за отопление и произвести назначение 50% льготы за отопление исходя из указанной общей площади жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Сивухина И.Г. на исковых требованиях настаивала, указав на необходимость предоставления истцу данной льготы в указанном порядке с даты обращения в суд. Представитель ответчика- Управления социальной защиты населения по <адрес> Булатникова О.М. исковые требования не признала, пояснив, что управление является ненадлежащим ответчиком. Материальный истец Вебер А.А. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом. При обращении к прокурору просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель ответчика - Главного управления <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще. Предоставил суду письменный отзыв на исковое заявление. Представитель ответчика МУП «ДЕЗ № <адрес>», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, письменных возражений по иску не представил. Представитель третьего лица ООО «Вычислительный центр ЖКХ», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием, или о рассмотрении дела в свое отсутствие, не представил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. В судебном заседании установлено, что истец Вебер А.А. является реабилитированным лицом и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> Истец является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на вышеуказанное жилое помещение (л.д.13), в котором помимо истца проживает и зарегистрирована его супруга Вебер Л.М. (л.д.10). Решением Управления социальной защиты населения по <адрес> «О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» истцу Веберу А.А. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что подтверждается информацией УСЗН по <адрес> (л.д.7). При этом, согласно предоставленной информации датой первоначального обращения является ДД.ММ.ГГГГ Исходя из предоставленных Управлением социальной защиты населения по <адрес> сведений, льготная площадь по топлению истцу определена в размере 42 кв.м., с учетом проживающего совместно и зарегистрированного с истцом члена семьи, исходя из чего произведен расчет денежной компенсации. В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (пп.5 п.1 ст.2 Закона). В силу положений ч.2 ст.6 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки, которые установлены нормативными правовыми актами, указанными в п.8 ст.1 закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами <адрес>, указанными в ст.1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населенно по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона). В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес>, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона. В соответствии с п.11,12 Правил решение о назначении компенсации применяется руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14). В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес> по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил). Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п.31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.37,38 Правил). Судом установлено, что, в соответствии с пунктом 27 Правил, между Управлением социальной защиты населения по Ленинскому г.Барнаула и МУП «ДЕЗ 1 Ленинского района г.Барнаула», заключено соглашение об информационном обмене № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 2.1.1. которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению. Поставщик, в силу пункта 2.2.1 Соглашения, обязуется в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению. Согласно приложению №1 «Формат сведений» реквизиты графы 19 «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от общей площади. Организация – поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22,23, 28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат). Таким образом, суд приходит к выводу, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление обозначается Управлением социальной защиты населения по <адрес>. Данный вывод можно сделать и из содержания пункта 2.1.2 Соглашения, согласно которому на Управлении социальной защиты населения по <адрес> лежит обязанность направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему Соглашению, при возникновении обстоятельств, влияющих на право получения компенсации, а также влекущих изменение размеров денежных эквивалентов. Из содержания данного Соглашения следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента. Из анализа действующего законодательства суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения, исходя из следующего. Согласно статье 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. В силу пункта 14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, (пункт 16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (пункты 17-20 Правил). Норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №306). Согласно Приложению №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения. Постановлением администрации г.Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26.01.10 №290 норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости. Таким образом, суд приходит к выводу, что Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения. Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, то с учетом того, что в МУП «ДЕЗ № <адрес>» Управлением социальной защиты населения по <адрес> представлена информация для расчета денежного эквивалента с учетом площади жилого помещения 42 кв.м., то суд возлагает обязанность на Управление социальной защиты населения по <адрес> указывать площадь жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки истцу Веберу А.А. в размере <данные изъяты>., начиная с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, суд возлагает на МУП «ДЕЗ № <адрес>» обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> начиная с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита) (пп. 33.34 Правил). Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.2010 года №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу правильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула. Поэтому суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований к Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поскольку со стороны данного ответчика с соответствии с предоставленными полномочиями по реализации Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» нарушения прав истца не допускались, а поэтому исковые требования к указанному ответчику заявлены необоснованно. Обязанность ответчиков предоставить истцу льготы в вышеуказанном порядке подлежат исполнению с даты обращения в суд с настоящим иском, учитывая установленный законом заявительный характер назначения гражданам льгот. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: Иск прокурора <адрес> в интересах Вебера А.А. удовлетворить частично. Признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика № <адрес>», Управления социальной защиты населения по <адрес> по расчету и назначению Веберу А.А. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья. Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Дирекция единого заказчика № <адрес>» обязанность рассчитать Веберу А.А. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на Управление социальной защиты населения по <адрес> обязанность произвести Веберу А.А. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части в удовлетворении иска отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней. Судья С.С.Лучинкин Верно: судья ___________________________ С.С.Лучинкин решение не вступило в законную силу на 24.10.2011 г.к