Дело №2-2797/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 октября 2011 года г.Барнаул Ленинский районный суд г. Барнаула в составе: председательствующего судьи Е.Н. Ненашевой при секретаре О.А. Радь, с участием прокурора И.Г. Сивухиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора <адрес> в интересах Иванниковой В.К. к ООО «ДЕЗ №» <адрес>, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по <адрес> о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, установил: Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах Иванниковой В.К., реабилитированного лица, к ООО «ДЕЗ №» <адрес>, Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее Главалтайсоцзащита), Управлению социальной защиты населения по <адрес>, в котором просил признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению Иванниковой В.К. 50% льготы за отопление, исходя из социальной нормы площади жилья; возложить на ответчика ООО «ДЕЗ №» <адрес> обязанность произвести расчет денежного эквивалента 50% льготы за отопление, исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м. с момента подачи иска в суд; возложить обязанность на ответчиков Главалтайсоцзащиту, УСЗН по <адрес> произвести Иванниковой В.К. назначение 50% льготы за отопление, исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м. с момента подачи иска в суд. В обоснование исковых требований ссылается на то, что Иванникова В.К. является <данные изъяты> и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ, ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». В силу п. 5 ч. 1 ст. 2 закона Алтайского края от 03.12.2004г. № 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной п. 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 – P = S х N х T, где S – общая площадь отапливаемого помещения, N – норматив потребления тепловой энергии на отопление, T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ. Однако в нарушение установленных норм, Иванниковой В.К. предоставление льгот на оплату жилого помещения осуществляется неправильно. Общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м., а расчет льготы произведен на <данные изъяты> кв.м., т.е., исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади, тогда как в соответствии с п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, размер платы за потребленную тепловую энергию, рассчитывается, исходя из общей площади отапливаемого помещения. В связи с чем истец имеет право на расчет и назначение 50 % льготы за отопление, исходя из общей площади жилья. Исковое заявление предъявлено в порядке ст.45 ГПК РФ. В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал, дал пояснения, аналогичные изложенным в описательной части решения. Истец Иванникова В.К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 5, 15). Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по <адрес> – Булатникова О.М. исковые требования не признала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве. Представитель ответчика ООО «ДЕЗ №» <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил (л.д. 13). Представитель ответчика Главалтайсоцзащита в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв, в котором просил об исключении из числа ответчиков и привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Главалтайсоцзащиту, УСЗН по <адрес>, полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению без указания на необходимость применения нормативов потребления тепловой энергии. В отзыве ссылался на то, что Главное управление и Управление социальной защиты населения по <адрес> являются ненадлежащими ответчиками, поскольку не производят расчет денежного эквивалента меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. На основе данного расчета органы социальной защиты населения определяют общий размер компенсации и осуществляют ее выплату непосредственно льготополучателю (л.д. 23-24). Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил (л.д. 12). В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке. Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав и проанализировав в совокупности письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. В соответствии со ст.16 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года №1761-1 реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в Федеральном бюджете на очередной финансовый год. На основании п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Согласно ст. 2 Закона Алтайского края №156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 4 данного закона, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг). Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией <адрес>. Судом установлено, что Иванникова В.К. является <данные изъяты>, данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства № (л.д.9). Также установлено, что Иванникова В.К. является собственником жилого помещения – <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д. 8). В соответствии с выпиской их технического паспорта общая площадь <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д. 6). Согласно информации Управления социальной защиты населения по <адрес>, истцу Иванниковой В.К. с ДД.ММ.ГГГГ года назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 10). В соответствии с «Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры (п. 14 правил). В силу п.15 Правил, расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил). Согласно п. 29 Правил, организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке. Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. 37,38 Правил). Исходя из содержания данных норм права, суд приходит к выводу о том, что информацию о льготной площади для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление предоставляет Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула, а организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента. Из анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения. В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. В силу п. 14 «Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (п. 17-20 Правил). Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306, норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета. Согласно Приложению №1 к данным Правилам, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения. Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26 января 2010 года №290, норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Управлением социальной защиты населения по <адрес> необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения. При данных обстоятельствах, суд полагает, что Управлением социальной защиты населения по <адрес> в ООО «ДЕЗ №» <адрес>, которое является посредником между организацией-поставщиком и потребителями, необоснованно представлена информация для расчета денежного эквивалента о льготной площади жилого помещения истца Иванниковой В.К. – <данные изъяты> кв.м. В связи с этим, суд полагает необходимым возложить на ответчика Управление социальной защиты населения по <адрес> обязанность назначить и выплачивать Иванниковой В.К. сумму компенсаций расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метра общей площади жилого помещения. Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, то суд полагает необходимым возложить на ООО «ДЕЗ №» <адрес> обязанность произвести расчет денежного эквивалента суммы льготы по оплате отопления, исходя из общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м. Суд соглашается с доводами прокурора о необходимости восстановления нарушенного права со дня обращения истца в суд, и в рамках заявленных требований, возложить на ответчиков ООО «ДЕЗ №» <адрес> и Управление социальной защиты населения по <адрес> выше указанные обязанности со дня предъявления настоящего иска в суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. На основании ч. 9 ст. 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (п. 33-34 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг). Поскольку, из содержания указанных нормативно-правовых актов следует, что в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26 ноября 2010 года №100-ЗС «О краевом бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов» (приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то, соответственно, обязанность по правильному исчислению денежного эквивалента льгот по оплате отопления истцу Иванниковой В.К. возложена на Управление социальной защиты населения по <адрес>. В связи с чем, суд приходит к выводу, что действиями/бездействием ответчика Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне права истца не нарушены и в удовлетворении исковых требований к данному ответчику следует отказать. Таким образом, суд полагает необходимым исковые требования заявленные прокурором в интересах Иванниковой В.К. к ООО «ДЕЗ №» <адрес> удовлетворить в части, возложив на ответчика ООО «ДЕЗ №» <адрес> обязанность произвести Иванниковой В.К. расчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метра общей площади жилого помещения – квартиры №, расположенной в <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; на ответчика Управление социальной защиты населения по <адрес> - произвести назначение и выплату Иванниковой В.К. компенсации оплаты стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метра общей площади жилого помещения – квартиры №, расположенной в <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Требование прокурора о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению Иванниковой В.К. 50% льготы за отопление, исходя из социальной нормы площади жилья, не являются самостоятельными, так как охватываются требованиями о возложении на ответчиков обязанности по расчету денежного эквивалента и назначении и выплате компенсации оплаты стоимости услуги по отоплению, в связи с чем не подлежат дополнительному удовлетворению в качестве самостоятельных. руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах Иванниковой В.К. удовлетворить в части. Обязать ООО «ДЕЗ №» <адрес> произвести Иванниковой В.К. расчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метра общей площади жилого помещения – квартиры №, расположенной в <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управление социальной защиты населения по <адрес> произвести назначение и выплаты Иванниковой В.К. сумм компенсаций расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метра общей площади жилого помещения – квартиры №, расположенной в <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении оставшейся части исковых требований, заявленных Прокурором <адрес> в интересах Иванниковой В.К., отказать. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула. Председательствующий: Е.Н. Ненашева. Решение в окончательной форме изготовлено 26 октября 2011 года. По состоянию на 27.10.2011г. не вступило в законную силу.