решение по обжалованию отказа в предоставлении земельного участка



№ 2-2380/11 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2011 г. г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего: судьи Завертайлова В.А.

при секретаре Дорониной Е.Н.,

с участием представителей на основании доверенностей заявителя Полуэктовой Е.В. Лукьянова А.Н., администрации Ленинского района г.Барнаула Серовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полуэктовой Е.В. по обжалованию отказа администрации Ленинского района гор. Барнаула в предоставлении земельного участка,-

у с т а н о в и л:

Полуэктова Е.В. обратилась в Ленинский районный суд гор. Барнаула с заявлением о признании незаконными отказов Главного управления имущественных отношений Алтайского края (Главалтайсоцзащита) и администрации Ленинского района г.Барнаула от 12.07.2011 г. в предоставлении земельного участка для индивидуального строительства и ведения дачного хозяйства и садоводства.

В обоснование требований заявления указывает, что 05.07.2011 года обратилась в Главное управление имущественных отношений Алтайского края и администрацию Ленинского района г.Барнаула с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства по программе «Молодая семья» и семьям, имеющим ребенка инвалида. Однако письмами от 12.07.2011 года ей отказали в рассмотрении данного заявления со ссылкой на то обстоятельство, что она не состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает отказы незаконными, так как имеет дочь Полуэктову Е.Д. , родившуюся 7 сентября 2005 года, которая заключением МСЭ признана <данные изъяты>. В соответствие с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Аналогичное положение закреплено в п. 17 Постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 66-ФЗ от 5 апреля 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, а в соответствие со ст. 2.1 Закона Алтайского каря № 88-ЗС от 16 декабря 2002 года органы местного самоуправления муниципальных районов ежегодно устанавливают количество и местонахождение земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства, участки должны быть предоставлены бесплатно и в границах муниципального района или городского округа, на территории которых граждане постоянно проживают молодым семьям при возрасте каждого из супругов до 35 лет, иным категориям граждан в соответствие с законодательством РФ. В обжалуемых ответах положения законодательных актов РФ игнорируются, в них необоснованно указано, что для реализации права на льготное получение земельного участка для указанных целей ей необходимо стать в очередь на улучшение жилищных условий.

Заявление Полуэктовой Е.В. принято к производству Ленинского районного суда гор. Барнаула с возбуждением гражданского дела. В ходе судебного разбирательства по указанному гражданскому делу требования заявителя к Главалтайсоцзащите выделены в отдельное производство, требования к администрации Ленинского района г.Барнаула рассмотрены в настоящем гражданском деле.

В судебном заседании представитель на основании доверенности заявителя Полуэктовой Е.В. Лукьянов А.Н. на удовлетворении заявленных требований по указанным основаниям настаивал.

Представитель на основании доверенности администрации Ленинского района г.Барнаула Серова В.В. считает заявленные требования необоснованными, просила отказать в их удовлетворении.

Заявитель Полуэктова Е.В. о времени и месте судебного разбирательства по делу уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела слушанием не заявила, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставила. При таких обстоятельствах у суда отсутствуют препятствия для рассмотрения дела в отсутствие не явившегося участника процесса.

Заслушав пояснения представителей участников процесса, исследовав представленные доказательства, документы, материалы гражданского дела, с учетом обстоятельств дела суд находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Представителем администрации района не отрицается, подтверждено материалами дела, что в администрации Ленинского района г.Барнаула Полуэктовой Е.В., заявителем по настоящему делу, направлено и администрацией получено обращение о предоставлении земельного участка. Данное обращение поступило и зарегистрировано в администрации района ДАТА за входящим номером №.... В обращении содержится просьба о первоочередном предоставлении земельного участка для различных нужд, в том числе и для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства. В обоснование просьбы Полуэктова Е.В. ссылается, что имеет ребенка-инвалида, а также подпадает под программу «Молодая семья».

Письмом от ДАТА за исходящим №... первый заместитель главы администрации Ленинского района разъяснил основания и порядок предоставления земельных участков для испрашиваемых нужд. Фактически в предоставлении земельных участков отказано.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Далее, согласно п. 17 "Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Порядок представления документов на получения земельного участка для указанных целей в указанных нормативных актах не установлен, также в них не определен орган, ответственный за предоставления земельного участка.

При этом, исходя из позиции, высказанной заявителем Полуэктовой Е.В. ранее в судебном заседании, о том, что она не просила о предоставлении земельного участка бесплатно, просила предоставить земельный участок вне очереди, суд отмечает, что с 9 ноября 2001 года вступил в законную силу Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями) (далее ЗК РФ).

Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса (в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона). Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Таким образом, для целей индивидуального жилищного строительства ЗК РФ не предусматривает выделения вновь земельного участка бесплатно. При получении права на земельный участок для индивидуального жилищного строительства через проведение торгов понятие внеочередности бессмысленно.

Согласно ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

При этом в соответствие с взаимосвязанными положениями ст.ст. 9,10 ЗК РФ органы власти субъекта федерации и муниципальные органы распоряжаются земельными участками, находящимися в их собственности.

Поскольку Земельный Кодекс РФ имеет большую юридическую силу относительно указанных выше Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» в части порядке выделения земельных участков для определенных нужд, а заявителем Полуэктовой Е.В. при обращении в администрацию Ленинского района гор. Барнаула не выполнены требования о порядке истребования земельных участков для индивидуального строительства и других нужд, отказ администрации района в предоставлении земельного участка не может быть признан незаконным.

Поскольку ЗК РФ предусматривает возможность предоставления земельных участков для нужд индивидуального жилищного строительства в платном порядке (через аукцион), для реализации прав граждан, закрепленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принят Закон Алтайского края от 16 декабря 2002 г. N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (с изменениями от 30 апреля, 4 июня, 7 июля, 30 сентября 2003 г., 10 июля 2007 г., 3 июля 2009 г., 5 марта, 7 мая, 4 июня, 1 ноября 2010 г., 6 января, 5 сентября 2011 г.)

Согласно ст. 2.1 указанного Закона Алтайского края право на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства имеют том числе:

д) молодые семьи, возраст каждого из супругов в которых не превышает 35 лет, одинокие матери (отцы), имеющие несовершеннолетних детей;

е) иные категории в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельные участки предоставляются гражданам без проведения торгов на период строительства индивидуальных жилых домов в аренду на пять лет. Повторное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, осуществляемое в соответствии с настоящей статьей, не допускается. Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов ежегодно устанавливают количество и местоположение земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства. Земельные участки предоставляются исходя из наличия свободных земель в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей устанавливается Администрацией Алтайского края.

Постановлением Администрации Алтайского края от 2 марта 2010 г. N 68 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (с изменениями и дополнениями) утвержден «Порядок предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков"

Согласно указанному порядку, земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставляется гражданам, стоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по их заявлению.

Заявитель Полуэктова Е.В. не отрицает, что не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, согласно п. 6 статьи 4 Закона Алтайского края от 4 февраля 2007 г. N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" (с изменениями и дополнениями) орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет следующие полномочия:

осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков оформляемых (переоформляемых) для эксплуатации жилых домов, в том числе незавершенных строительством или самовольно созданных, а также земельных участков предоставляемых для размещения индивидуальных металлических и сборных железобетонных гаражей, индивидуальных погребов и хозяйственных построек, палаток, лотков, киосков, комплексов мелкорозничной торговли и иных объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, право собственности на которые не подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке; а также земельных участков, предоставляемых гражданам для огородничества, садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям или их членам в собственность.

Таким образом, администрация района гор. Барнаула не наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, выделяемыми для целей индивидуального жилищного строительства, разрешает лишь вопрос о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Согласно статье 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с изменениями и дополнениями) обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

В соответствие с "Порядком предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденному Решение Барнаульской городской Думы от 26 августа 2008 г. N 808 (с изменениями и дополнениями) предоставление земельных участков садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям или их членам, а также для огородничества осуществляется на основании заявлений граждан, поданных в комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула. Таким образом отказ администрации Ленинского района г.Барнаула в предоставлении участка Полуэктовой Е.В. и для этих целей не может быть признан незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,-

р е ш и л :

Полуэктовой Е.В. в удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ленинский районный суд гор. Барнаула в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу составлено 24 октября 2011 года.

Судья В.А. Завертайлов