о признании действмий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления



Дело №2-2722/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2011 года г.Барнаул

Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Аиповой Г.Ж.

при секретаре Ериной Е.В.,

с участием прокурора Мищенко Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Кузнецовой Е.Т. к товариществу собственников жилья «<данные изъяты>», управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Кузнецовой Е.Т. о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению ей 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении обязанности на товарищество собственников жилья «<данные изъяты>» рассчитать Кузнецовой Е.Т. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - <данные изъяты> кв.м. с момента подачи искового заявления в суд; возложении обязанности на управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула произвести Кузнецовой Е.Т. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - <данные изъяты> кв.м. с момента подачи искового заявления в суд.

В обоснование требований указывает, что Кузнецова Е.Т. является <данные изъяты> и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, статьей 16 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

На основании пункта 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с <данные изъяты> членов их семей. Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.

Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, в которых при расчете учитывается общая площадь отапливаемого помещения.

С ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 3 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 №126, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края (статья 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС). Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг).

Пунктом 37 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года №126, установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.

Жилой дом, в котором проживает истец, находится на обслуживании товарищества собственников жилья «<данные изъяты>». Как следует из представленных документов, общая площадь жилого помещения истца составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д.6,8,17). Расчет льготы произведен на <данные изъяты> кв.м. (л.д.18), что является нарушением прав льготополучателя.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Барнаула Мищенко Е.Ю. на исковых требованиях настаивала, полагая, что обязанность по правильному выполнению требований законодательства должна быть возложена на ответчиков с даты обращения в суд - с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Кузнецова Е.Т. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещена.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула Булатникова О.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, указав, что управление является ненадлежащим ответчиком, поскольку не производит расчет денежного эквивалента меры социальной поддержки.

Представитель ответчика товарищества собственников жилья «<данные изъяты>» Рогова Т.М., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители третьих лиц Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, общества с ограниченной ответственностью «Вычислительный центр Жилищно-коммунального хозяйства» надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (пп.5 пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Закона).

В силу положений части 2 статьи 6 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки, которые установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8 статьи 1 закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона.

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населенно по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 4 Закона).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года №126 (далее Правила) продублированы положения вышеназванного Закона.

В соответствии с пунктами 11, 12 Правил решение о назначении компенсации применяется руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства лъготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого лъготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.

В силу пункта 14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (пункт 16 Правил).

Согласно действующему в настоящее время Порядку предоставления коммунальных услуг, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 15).

При отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В приложении №2 закреплено, что размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:, где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Таким образом, платеж по отоплению рассчитывается из общей площади жилого помещения, при этом законодательно право на получение льготы по отоплению не ограничено размером социальной площади жилья.

Краевой стандарт социальной нормы 18 кв.м. на одного члена семьи из трех человек, установленный Постановлением Алтайского краевого законодательного собрания от 02 сентября 1997 года №251 «Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья» в данном случае не применим.

Согласно п.15 указанных выше Правил определения размера и выплаты компенсации расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

При этом именно организация-поставщик услуг несет ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации (пункт 37 Правил).

Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 27 Правил).

Орган социальной защиты, в свою очередь, несет ответственность за достоверность предоставляемых отчетов (пункты 38 Правил).

В соответствии с пунктом 27 Правил, между Управлением социальной защиты населения по Ленинскому г.Барнаула и обществом с ограниченной ответственностью заключено соглашение об информационном обмене №98 от 01 января 2011 года, согласно пункту 2.1.1 которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению в электронном виде. Поставщик, в силу пункта 2.2.1 Соглашения, обязуется в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению.

Согласно приложению №1 «Формат сведений» реквизиты графы 19 «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от площади жилья.

Организация – поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22, 23, 28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).

Таким образом, сведения о площади для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление обозначаются Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула.

Данный вывод следует и из содержания пункта 2.1.2 Соглашения, согласно которого на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула лежит обязанность направлять поставщику в электронном виде в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему Соглашению, при возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров денежных эквивалентов.

Из содержания данного Соглашения следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента.

Вместе с тем, расчет денежного эквивалента производится самой организацией-поставщиком услуг, которая в полном объеме располагает сведениями об общей площади жилого помещения льготополучателя.

С учетом изложенного, признавая необходимость исчисления и выплаты льготы по отоплению с учетом общей площади жилого помещения, суд возлагает обязанность на товарищество собственников жилья «<данные изъяты>» и Управление социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула устранить нарушения прав льготополучателя Кузнецовой Е.Т. по расчету и выплате ей компенсации по оплате отопления, определенной из социальной площади жилья.

В судебном заседании установлено, что Кузнецова Е.Т. является <данные изъяты>, проживает в <адрес> в <адрес> вместе с <данные изъяты> членами семьи ФИО и ФИО1, является собственником указанной квартиры, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м.. Решением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовой Е.Т. и членам семьи ФИО и ФИО1 предоставляется льгота исходя из площади жилого помещения <данные изъяты> кв.м..

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями заявления истца в прокуратуру (л.д.4), выписки из домовой книги (л.д.5), свидетельства , подтверждающего право на льготы как <данные изъяты> (л.д.7), свидетельства о государственной регистрации права (л.д.6), информацией о предоставляемых льготах (л.д.8), финансового лицевого счета (л.д.33), соглашения об информационном обмене (л.д.19-22), заявления истца о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.30-31), решением о назначении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, суд возлагает на товарищество собственников жилья «<данные изъяты>» обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

На Управление социальной защиты подлежит возложить обязанность по выплате денежного эквивалента льготы по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.

Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения, согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита) (пункты 33, 34 Правил)

Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26 ноября 2010 года №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу правильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

Иск прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Кузнецовой Е.Т. удовлетворить.

Признать незаконными действия товарищества собственников жилья «<данные изъяты>», Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула по расчету и назначению Кузнецовой Е.Т. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.

Возложить на товарищество собственников жилья «<данные изъяты>» обязанность рассчитать Кузнецовой Е.Т. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - <данные изъяты> кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула обязанность произвести Кузнецовой Е.Т. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - <данные изъяты> кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в кассационном порядке, путем подачи жалобы, а прокурором, участвующим в деле - кассационного представления, через Ленинский районный суд г.Барнаула.

Председательствующий Г.Ж. Аипова

Решение не вступило в законную силу на 10 ноября 2011 года.