возложение обязанности произвести перерасчет



Дело № 2-2778/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2011 года              г.Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Артемьевой Л.А.,

при секретаре Ефимовой Н.И.,

с участием прокурора Мищенко Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Коваленко Т.В. к ТСЖ , Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления,

установил:

Прокурор Ленинского района г.Барнаула в интересах Коваленко Т.В. обратился в суд с иском о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению Коваленко Т.В. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении обязанности на ТСЖ рассчитать Коваленко Т.В. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м. с момента подачи искового заявления в суд; возложении обязанности на Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула произвести Коваленко Т.В. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 63,2 кв.м. с момента подачи искового заявления в суд.

В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района обратилась Коваленко Т.В. с жалобой на неправильное предоставление льгот на оплату жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Коваленко Т.В. является <данные изъяты> и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, статьей 16 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

Согласно пункта 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.

Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения №. 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307): P=S* N *Т, где S - общая площадь отапливаемого помещения, N - норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 01.04.2008г. согласно пункту 3 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года №126, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.

Статьей 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС установлено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края.

Пунктом 8 указанной статьи предусматривается, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг).

Пунктом 37 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.

Жилой дом, в котором проживает истец, находится на обслуживании ТСЖ . Как следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности, общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м., при этом согласно представленной квитанции об оплате коммунальных услуг расчет льготы произведен на <данные изъяты> кв.м., т.е. исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Барнаула Мищенко Е.Ю. на исковых требованиях настаивала, указав о необходимости предоставления истцу данной льготы в указанном порядке с даты обращения в суд, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ

Истец Коваленко Т.В., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, предоставил письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения иска.

Представитель ответчика Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В предоставленном письменном отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, а также просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика ТСЖ , надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, письменных возражений по иску не представил.

Представитель третьего лица ООО «ВЦ ЖКХ», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием, или о рассмотрении дела в свое отсутствие, не представил.

Основываясь на статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что истец Коваленко Т.В. является <данные изъяты>, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством (л.д. 5) и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (оборот л.д.11).

Истец является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на вышеуказанное жилое помещение (л.д.8), в котором помимо истца проживают еще 5 членов ее семьи: <данные изъяты> К, <данные изъяты> С.О., <данные изъяты> С.Р., <данные изъяты> С.В.и С.Т,.

Решением Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула «О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» истцу Коваленко Т.В. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36).

Исходя из предоставленных Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула сведений, льготная площадь по отоплению истцу определена в размере <данные изъяты> кв.м. с учетом проживающих совместно с истцом членов семьи, исходя из чего произведен расчет денежной компенсации (л.д.37).

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (пп.5 пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Закона).

В силу положений части 2 статьи 6 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки, которые установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8 статьи 1 закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населенно по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 4 Закона).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.

В соответствии с пунктами 11, 12 Правил решение о назначении компенсации применяется руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства лъготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого лъготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (пункт 14).

В силу пункта 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 27 Правил).

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (пункт 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (пункты 37,38 Правил).

Судом установлено, что, в соответствии с пунктом 27 Правил, между Управлением социальной защиты населения по Ленинскому г.Барнаула и ТСЖ- заключено соглашение об информационном обмене от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 2.1.1. которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению в электронном виде. Поставщик, в силу пункта 2.2.1 Соглашения, обязуется в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого лъготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению (л.д.38-40).

Согласно приложению «Формат сведений» реквизиты графы 19 «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от общей площади (л.д.43).

Организация – поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22,23, 28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).

Таким образом, суд приходит к выводу что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление обозначается Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула. Данный вывод можно сделать и из содержания пункта 2.1.2 Соглашения, согласно которого на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула лежит обязанность направлять поставщику в электронном виде в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему Соглашению, при возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров денежных эквивалентов.

Из содержания данного Соглашения следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента.

Из анализа действующего законодательства суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения, исходя из следующего. Согласно статье 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу пункта 14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, (пункт 16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (пункты 17-20 Правил).

Норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №306). Согласно Приложению №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26.01.10 №290 норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.

Таким образом, суд приходит к выводу что Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения.

Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, то с учетом того, что в ТСЖ Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула представлена информация для расчета денежного эквивалента с учетом площади жилого помещения <данные изъяты> кв.м., суд возлагает обязанность на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула указывать площадь жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки истцу Коваленко Т.В. в размере <данные изъяты> кв.м..

В связи с тем, что расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, суд возлагает на ТСЖ обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м..

Кроме того, учитывая установленный законом заявительный характер назначения гражданам льгот, суд находит возможным согласиться с позицией прокурора, и в рамках заявленных требований, возложить на ответчиков ТСЖ и Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула выше указанные обязанности со дня предъявления настоящего иска в суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.

Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита) (пункты 33.34 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.2010 года №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу правильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что действиями/бездействием ответчика Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне права истца не нарушались и в удовлетворении исковых требований к данному ответчику следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Коваленко Т.В., - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ТСЖ , Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула по расчету и назначению Коваленко Т.В. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.

Возложить на ТСЖ обязанность рассчитать Коваленко Т.В. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула обязанность произвести Коваленко Т.В. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней.

Судья: Л.А. Артемьева

Мотивированное решение изготовлено 08.11.2011 г.

Верно

Судья: Л.А. Артемьева.