2-2875/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 ноября 2011 года г.Барнаул Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего Амана А.Я., при секретаре Бугакове Д.В., с участием прокурора Мищенко Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Козловой Э.Г. к ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района», Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Козловой Э.Г. о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению ей 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; о возложении обязанности на ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» рассчитать Козловой Э.Г. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения - **** с момента подачи искового заявления в суд; о возложении обязанности на Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула произвести Козловой Э.Г. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – **** с момента подачи искового заявления в суд. Исковые требования мотивированы тем, что Козлова Э.Г. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, ст.16 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». На основании п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307, в которых при расчете учитывается общая площадь отапливаемого помещения. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края (ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС). Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг). Пунктом 37 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Жилой дом, в котором проживает истец, находится на обслуживании ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района». Как следует из представленной квитанции, общая площадь жилого помещения истца составляет ****., а расчет льготы произведен исходя из ****., т.е. исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади, что является нарушением прав льготополучателя. В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Барнаула Мищенко Е.Ю. на исковых требованиях настаивала, полагая, что обязанность по правильному выполнению требований законодательства должна быть возложена на ответчиков с даты обращения в суд – с 06 октября 2011 года. Истец Козлова Э.Г. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала. Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула Булатникова О.М., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных исковых требований возражала. Представитель ответчика ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Представитель ответчика Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В предоставленном письменном отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, а также просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель третьего лица ООО «Вычислительный центр ЖКХ», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил. На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав истца, прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению. В судебном заседании установлено, что Козлова Э.Г. является реабилитированным лицом, проживает по адресу: <адрес> Общая площадь жилого помещения истицы составляет **** Решением Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ей назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2010 года. Исходя из предоставленной Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула информации, льготная площадь по отоплению истцу определена в размере **** кв.м на трех проживающих, в том числе двух членов семьи льготополучателя – Козлова А.В., Козлова С.В. Исходя из этого размера площади производится расчет денежной компенсации по оплате услуг по отоплению. При этом, Козлова Э.Г. в судебном заседании указала, что в спорном жилом помещении помимо указанных лиц также проживают её внуки КСА и КСА, которые являются членами её семьи и которые были вселены в квартиру в данном статусе. Согласно ст.16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Законом Алтайского края от 03.12.2004 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (пп.5 пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Закона). В силу положений части 2 статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки, которые установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8 статьи 1 закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года 59-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 4 Закона). В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (далее Правила) продублированы положения вышеназванного Закона. В соответствии с пунктами 11, 12 Правил решение о назначении компенсации применяется руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства лъготополучателя. На основании пункта 14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, (пункт 16 Правил). Таким образом, при расчете платежа за отопление должен применяться действующий в настоящее время Порядок предоставления коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Пункт 15 Порядка устанавливает, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. В приложении №2 закреплено, что размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле: , где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал). Следовательно, платеж по отоплению рассчитывается из общей площади жилого помещения, при этом законодательно право на получение льготы по отоплению не ограничено размером социальной площади жилья, либо количеством проживающих лиц. Согласно п. 15 указанных выше Правил определения размера и выплаты компенсации расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. При этом именно организация-поставщик услуг несет ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации (п.37). Вместе с тем, орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 27 Правил). И орган социальной защиты, в свою очередь, несет ответственность за достоверность предоставляемых отчетов (пункты 38 Правил). Расчет денежного эквивалента производится самой организацией-поставщиком услуг, которая в полном объеме располагает сведениями об общей площади жилого помещения льготополучателя. С учетом изложенного, признавая необходимость исчисления и выплаты льготы по отоплению с учетом общей площади жилого помещения, суд возлагает обязанность на ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» и Управление социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула устранить нарушения прав льготополучателя Козловой Э.Г. по расчету и выплате ей компенсации по оплате отопления, определенной из количества проживающих лиц. В связи с тем, что расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, суд возлагает на ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения в размере ****., начиная 06.10.2011 года. В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита) (пункты 33.34 Правил) Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.2010 года №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу правильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула. Исковые требования к Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не подлежат удовлетворению, поскольку со стороны данного ответчика в соответствии с предоставленными ему полномочиями по реализации Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» нарушения прав истца не допускались, прокурором не приведено доводов и доказательств обоснованности требований к указанному ответчику. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: Иск прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Козловой Э.Г. удовлетворить частично. Признать незаконными действия ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района», Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула по расчету и назначению Козловой Э.Г. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья. Возложить на ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района» обязанность рассчитать Козловой Э.Г. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из расчета **** квадратных метра общей площади жилого помещения – <адрес>, начиная с 06.10.2011 года. Возложить на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула обязанность произвести Козловой Э.Г. назначение 50% льготы за отопление исходя из расчета **** квадратных метра общей площади жилого помещения – <адрес>, начиная с 06.10.2011 года. В остальной части в удовлетворении иска отказать. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула. Судья А.Я. Аман Решение в окончательной форме изготовлено 21 ноября 2011 года Верно Судья А.Я. Аман