Дело №2-2853/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 ноября 2011 года г.Барнаул Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Аиповой Г.Ж. при секретаре Кубаревой Ю.А., с участием помощника прокурора Ленинского района г.Барнаула Прощалыгиной Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Кондрашина С.А. к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, администрации <адрес> о признании незаконным отказ во включении в реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, возложении обязанности направить заявку на предоставление субсидии и включить в реестр, у с т а н о в и л: Прокурор Ленинского района г.Барнаула в интересах Кондрашина С.А. обратился в суд с иском к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, администрации <адрес> и просил признать незаконным решение управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Кондрашина С.А. в реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья; обязать администрацию <адрес> направить заявку на предоставление субсидии, заключение, анкету Кондрашина С.А. в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма, обязать управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить Кондрашина С.А. в реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. В обоснование требований истец указал, что в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Кондрашин С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кондрашин С.А. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. По итогам рассмотрения заявления Кондрашина С.А. и изучения всех документов администрацией <адрес> были направлены соответствующие документы в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для включения Кондрашина С.А. в реестр на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи анкета Кондрашина С.А. была возвращена в администрацию <адрес>, во включении его в соответствующий реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было отказано, так как за ним было закреплено жилое помещение. Вместе с тем, согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ акимата <адрес> о назначении попечительства над Кондрашиным С.А., у которого умерли оба родителя, жилое помещение за ним не закреплялось. Кроме того, в ходе технического обследования жилого помещения, принадлежавшего на праве собственности родителям Кондрашина С.А. по адресу: <адрес>, было установлено, что указанный дом на протяжении десятилетии находится в заброшенном состоянии и для проживания не пригоден, все сети коммуникаций отключены, квартиры не имеют дверных и оконных блоков; отсутствуют отопительное, сантехническое и газовое оборудование. Указанное изложено в заключении о наличии и сносе строений от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с решением управления федеральной миграционной службы России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Кондрашин С.А. приобрел гражданство Российской Федерации. В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Барнаула Прощалыгина Н.Е. и Кондрашин С.А. поддержали исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации <адрес> Серова В.В., действующая по доверенности исковые требования считает подлежащими удовлетворению, хотя администрация <адрес> все свои обязанности в отношении Кондрашина С.А. исполнила и готова снова направить его анкету с приложением всех материалов в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи. Представитель ответчика управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Козлов О.В. исковые требования не признал, так как прокурором пропущен срок исковой давности - три месяца, доказательств уважительности пропуска срока исковой давности не представлено. Во - вторых, отказ был вызван тем, что возникли сомнения в отсутствии жилья у Кондрашина С.А. в <адрес>. Органами местного самоуправления не установлено, что у Кондрашина С.А. отсутствует жилье. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям. Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1 Конституция РФ), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Из этого следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (ред. от 17 декабря 2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края (часть 3 статьи 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае". В соответствии с Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края", утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 года №8, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3.3). Учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья вышеназванным лицам возлагается на органы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 4.1); Лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления (пункт 4.2); Структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии. Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи. Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма (пункт 4.3). Субсидии направляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые затем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора (пункт 4.4). В силу положений части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность предоставления жилого помещения детям-сиротам возникает по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 5 Закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» от 12 декабря 2006 года право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют следующие категории граждан: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со статьей 4 этим Законом органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими. Органы местного самоуправления ежегодно до 01 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края). Согласно же статье 6 Закона, Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (статья 7). Согласно статье 13 Минской конвенции документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения (то есть апостиля). Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Кондрашин С.А. ДД.ММ.ГГГГ родился в <адрес> в <адрес>, его родителями были ФИО2 и ФИО1, которые умерли соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9,14,15). Постановлением акимата <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Кондрашину С.А. была назначена опекун ФИО, проживающая по адресу <адрес>, жилое помещение за Кондрашиным С.А. не закреплялось (л.д.13). Кондрашин С.А. проживает с ФИО по указанному адресу (л.д.10,11) и в собственности жилья не имеет (л.д.20-21). ФИО2 и ФИО1 имели в собственности <адрес> в <адрес> (л.д.17), заключением о наличии и сносе строений в процессе технического обследования установлено, что указанная квартира расположена в доме по <адрес> в <адрес>, который на протяжении последнего десятилетия находится в заброшенном состоянии и для проживания не пригоден. Все сети коммуникаций отключены, квартиры не имеют дверных и оконных блоков, отсутствует отопительное, сантехническое и газовое оборудование (л.д.16). На основании решения управления федеральной миграционной службы России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Кондрашин С.А. получил гражданство Российской Федерации (л.д.19), ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке его на учет для получения жилья или субсидии на приобретение жилья (л.д.7), постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кондрашин С.А. включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.23), была составлена анкета гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилья (л.д.25). ДД.ММ.ГГГГ управление Алтайского края по образованию и делам молодежи возвратило в администрацию <адрес> анкету Кондрашина С.А. на получение безвозмездной субсидии из краевого бюджета на строительство или приобретение жилья (л.д.26). Таким образом, Кондрашин С.А.. на момент постановки на учет как нуждающийся в жилье, являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имел право на внеочередное получение жилья. В связи с изложенным суд считает необходимым признать незаконным отказ во включении Кондрашина С.А. в реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Поскольку включить Кондрашина С.А. в указанный реестр невозможно без анкеты на получение безвозмездной субсидии из краевого бюджета на строительство или приобретение жилья, которую вернули в администрацию <адрес>, суд считает необходимым возложить на администрацию <адрес> направить указанные документы в управление <адрес> по образованию и делам молодежи и возложить обязанность на управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить Кондрашина С.А. в реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку нарушенные права подлежат восстановлению с момента их нарушения. Доводы представителя ответчика управления Алтайского края по образованию и делам молодежи о том, что решение об отказе в о включении в указанный реестр не принималось и прокурором пропущен трехмесячный срок обжалования действии органа местного самоуправления, предусмотренный главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что нет доказательств отсутствия у Кондрашина С.А. жилья в <адрес>, по мнению суда не обоснованны, поскольку в данном случае спор о праве на льготу, которая не предоставлена, прокурор в интересах Кондрашина С.А. за защитой его прав обратился в исковом порядке и это его право. Указанные доводы не могут быть основанием для отказа в иске, поскольку соблюдение порядка включения в указанный реестр сведений о нуждающихся в жилье – это обязанность органов местного самоуправления и вины истца в том, что отказ не оформлен в виде решения нет и неисполнение органами власти своих обязанностей не может влиять на права истца. Документы об отсутствии жилья в <адрес> истцом представлены. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Кондрашина С.А. к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, администрации <адрес> о признании незаконным отказ во включении в реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, возложении обязанности направить заявку на предоставление субсидии и включить в реестр удовлетворить. Признать незаконным отказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от ДД.ММ.ГГГГ во включении Кондрашина С.А. в реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Обязать администрацию <адрес> края направить заявку на предоставление субсидии, заключение, анкету Кондрашина С.А. в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма. Обязать управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить Кондрашина С.А. в реестр лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Г.Ж. Аипова Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2011 года. Решение не вступило в законную силу на 02 декабря 2011 года