о перерасчете размера компенсации по оплате отопления



Дело № 2-2551/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2011 года              г. Барнаул

Ленинский районный суд г.Барнаула в составе:

председательствующего Шевченко В.А.

при секретаре Варт О.Н.

с участием прокурора Прощалыгиной Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Габова А.И. к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд в интересах Габова А.И. с требованиями к ответчикам о признании незаконными действий по расчету и назначению Габову А.И. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении обязанности на ООО «<данные изъяты><адрес>» (далее ООО «<данные изъяты>») рассчитать Габову А.И. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 43,6 кв.м с момента подачи искового заявления в суд, возложении обязанности на Главное управление <адрес> по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управление социальной защиты населения по <адрес> произвести Габову А.И. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 43, 6 кв.м. с момента подачи искового заявления в суд.

В обоснование заявленных требований указал, что Габов А.И. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, ст.16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и Законами субъектов Российской Федерации. Согласно п.5 ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной п.1 приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ): P=S* N *Т, где S - общая площадь отапливаемого помещения, N - норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несмотря на это расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии Габову А.И. незаконно произведен из расчета социальной нормы – 42 кв.м., а не из общей площади жилого помещения.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Барнаула Прощалыгина Н.Г. на исковых требованиях настаивала, указав на необходимость предоставления истцу данной льготы в указанном порядке с даты обращения в суд, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.

Материальный истец Габов А.И. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, письменных возражений по иску не представил.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула Булатникова О.М. исковые требования не признала, пояснив, что Управление является ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика - Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил отзыв, в котором исковые требования не признал, пояснив, что в полномочия Главалтайсоцзащиты не входит непосредственное назначение и предоставление гражданам ежемесячных денежных выплат, пособий, компенсаций и других выплат. Полномочиями по приёму заявлений для назначения и выплаты мер социальной поддержки наделены территориальные органы социальной защиты населения по месту проживания льготной категории граждан. Ходатайствовал об исключении из числа ответчиков и привлечении к участию в деле в качестве третьего лица.

Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием, или о рассмотрении дела в свое отсутствие, не представил.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Истец является собственником вышеуказанного жилого помещения и как видно из представленных документов общей площадью – 43,2 кв.м. (л.д. 12,13), в котором помимо него проживает и зарегистрирована – Х (л.д.19).

В судебном заседании установлено, что истец Габов А.И. является реабилитированным лицом и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью 43,2 кв.м. (л.д.6).

Решением Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула «О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» истцу Габову А.И. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что подтверждается информацией УСЗН по Ленинскому району г.Барнаула (л.д.36).

Исходя из предоставленных Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула сведений, льготная площадь по отоплению истцу определена в размере 42 кв.м., с учетом проживающего совместно и зарегистрированного с истцом члена семьи, исходя из чего произведен расчет денежной компенсации (л.д.6).

В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (пп.5 п.1 ст.2 Закона).

В силу положений ч.2 ст.6 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки, которые установлены нормативными правовыми актами, указанными в п.8 ст.1 закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в ст.1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населенно по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст.4 Закона).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.

В соответствии с п.11,12 Правил решение о назначении компенсации применяется руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п.14).

В силу п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п.27 Правил).

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п.31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.37,38 Правил).

Судом установлено, что, в соответствии с пунктом 27 Правил, между Управлением социальной защиты населения по Ленинскому г.Барнаула и ООО «<данные изъяты>», заключено соглашение об информационном обмене от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 2.1.1. которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению.

Поставщик, в силу пункта 2.2.1 Соглашения, обязуется в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению.

Согласно приложению «Формат сведений» реквизиты графы 19 «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от общей площади.

Организация – поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22,23, 28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).

Таким образом, суд приходит к выводу, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление обозначается Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула. Данный вывод можно сделать и из содержания пункта 2.1.2 Соглашения, согласно которому на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула лежит обязанность направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему Соглашению, при возникновении обстоятельств, влияющих на право получения компенсации, а также влекущих изменение размеров денежных эквивалентов.

Из содержания данного Соглашения следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента.

Из анализа действующего законодательства суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения, исходя из следующего. Согласно статье 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу пункта 14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, (пункт 16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (пункты 17-20 Правил).

Норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ). Согласно Приложению к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Постановлением администрации г. Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26.01.10 №290 норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения.

Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком услуг, то с учетом того, что в ООО «<данные изъяты>» Управлением социальной защиты населения по <адрес> представлена информация для расчета денежного эквивалента с учетом площади жилого помещения 42 кв.м., то суд возлагает обязанность на Управление социальной защиты населения по <адрес> указывать площадь жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки истцу Габову А.И. в размере 43,2 кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, суд возлагает на ООО «<данные изъяты>» обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения в размере 43,2 кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.

Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита) (пп. 33.34 Правил).

Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.2010 года №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу правильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула.

Обязанность ответчиков предоставить истцу льготы в вышеуказанном порядке подлежат исполнению с даты обращения в суд с настоящим иском, учитывая установленный законом заявительный характер назначения гражданам льгот.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Габова А.И. удовлетворить.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула по расчету и назначению Габову А.И. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» обязанность рассчитать Габову А.И. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 43,2 кв.м с 05 сентября 2011 года.

Возложить на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула обязанность произвести Габову А.И. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 43,2 кв.м. с 05 сентября 2011 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней.

Судья В.А. Шевченко

Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2011 года.