Дело №2-3064/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 декабря 2011 года г.Барнаул Ленинский районный суд г. Барнаула в составе: председательствующего судьи Е.Н. Ненашевой при секретаре О.А. Радь, с участием прокурора Н.Е. Прощалыгиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Лаховой Г.П. к ТСЖ «<данные изъяты>», Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, установил: Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах Лаховой Г.П., реабилитированного лица, к ТСЖ «<данные изъяты>», Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула, в котором просил признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению Лаховой Г.П. 50% льготы за отопление, исходя из социальной нормы площади жилья; возложить на ответчика ТСЖ «<данные изъяты>» обязанность произвести расчет денежного эквивалента 50% льготы за отопление, исходя из общей площади жилого помещения – 44,60 кв.м. с момента подачи иска в суд; возложить обязанность на ответчика УСЗН по Ленинскому району г. Барнаула произвести Лаховой Г.П. назначение 50% льготы за отопление, исходя из общей площади жилого помещения – 44,60 кв.м. с момента подачи иска в суд. В обоснование исковых требований ссылается на то, что Лахова Г.П. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ, ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». В силу п. 5 ч. 1 ст. 2 закона Алтайского края от 03.12.2004г. № 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной п. 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 – P = S х N х T, где S – общая площадь отапливаемого помещения, N – норматив потребления тепловой энергии на отопление, T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ. Однако в нарушение установленных норм, Лаховой предоставление льгот на оплату жилого помещения осуществляется неправильно. Общая площадь жилого помещения составляет 44,60 кв.м., а расчет льготы произведен на 21,00 кв.м., т.е., исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади, тогда как в соответствии с п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, размер платы за потребленную тепловую энергию, рассчитывается, исходя из общей площади отапливаемого помещения. В связи с чем истец имеет право на расчет и назначение 50 % льготы за отопление, исходя из общей площади жилья. Исковое заявление предъявлено в порядке ст.45 ГПК РФ. В судебном заседании прокурор, являющийся процессуальным истцом, на удовлетворении исковых требований настаивал, дал пояснения, аналогичные изложенным в описательной части решения. Уточнил, что поскольку <данные изъяты> истицы - ФИО6, проживающий совместно с истицей, заявил и реализовал свое право на получение мер социальной поддержки, в том числе компенсации оплаты за отопление, по самостоятельному льготному основанию – как <данные изъяты>, прокурор уточняет размер требований в части объема прав истца, и просит об определении денежного эквивалента меры социальной поддержки, исходя из общей площади квартиры, но пропорционально приходящейся на Лахову ( как обладателя равной с ФИО7 доли в праве собственности на квартиру) доли в праве собственности на квартиру, равную 1/2, то есть на 22,3 кв.м (44,6 кв.м / 2 чел. х 1 чел.). Материальный истец Лахова Г.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула – Булатникова О.М. исковые требования не признала в полном объеме, полагая УСЗН ненадлежащим ответчиком, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях по иску. Представитель ответчика ТСЖ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил. Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты> ЖКХ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил. Привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица Главалтайсоцзащита, полагала требования прокурора не обоснованными в связи с тем, что УСЗН является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем просила в иске в указанной части отказать. В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, судом определено о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке. Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав и проанализировав в совокупности письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора, с учетом уточнения их относительно прав истицы на меры социальной поддержки в пределах приходящейся на Лахову доли в праве собственности на квартиру, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.16 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года №1761-1 реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в Федеральном бюджете на очередной финансовый год. На основании п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Согласно ст. 2 Закона Алтайского края №156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 4 данного закона, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг). Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края. Судом установлено, что собственником жилого помещения – <адрес>, является ФИО6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д. 8 об.). Лахова Г.П. и ФИО6 являются <данные изъяты>, жилое помещение – <адрес>, приобретена в собственность ФИО6 в период брака. Согласно действующему законодательству при определении долей в общем имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами (л.д. 8). В соответствии со ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением. Круг лиц, обязанных в соответствие с ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации содержать и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги (собственники помещения) полностью совпадает с кругом членов семьи истца, определение которых закреплено в ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из анализа указанных выше норм обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг является равной между всеми проживающими в жилом помещении. Судом установлено, что Лахова Г.П. является реабилитированным лицом, данное обстоятельство подтверждается копией удостоверения № (л.д. 7 об.). В соответствии с информацией Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула общая площадь <адрес> составляет 44,60 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из расчета льготы на 21,00 кв.м. (л.д. 5). Согласно сведениям, предоставленным Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула ФИО6 начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги производится с компенсацией, предоставленной по льготному основанию – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22, 32-39). В связи с изложенным, суд считает установленным, что ФИО9., являющийся собственником жилого помещения, заявил и реализовал свое право на получение компенсации, в том числе на отопление, по самостоятельному льготному основанию - ветеран труда. То обстоятельство, что ФИО7 не оспорен объем своего реализованного по самостоятельному основанию права на получение меры социальной поддержки по оплате за отопление, исходя из общей площади жилого помещения, но с учетом пропорционально приходящейся на него доли в праве собственности на квартиру, не влияет на разрешение настоящего спора по существу, и не влечет увеличение объема прав Лаховой по предусмотренному для нее и избранному в качестве правового в рамках настоящего дела основанию. Соответственно, объем прав Лаховой Г.П. в отношении мер социальной поддержки, ограничивается приходящейся на нее размером доли в праве собственности на жилое помещение, что составляет 1/2 от общей площади жилья, т.е. 22,3 кв.м. (44,6 : 2). Согласно части 8 статьи 3 Закона Алтайского края №156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» при наличии у гражданина права на получение компенсации на оплату одной и той же жилищно-коммунальной услуги по нескольким основаниям компенсация предоставляется по одному основанию по его выбору согласно письменному заявлению. Учитывая изложенное, поскольку доля предоставленных льгот истицы ограничивается объемом компенсаций, предоставленных ее супругу ФИО6 по самостоятельному льготному основанию, компенсация истице должна быть рассчитана только на долю расходов на оплату отопления, приходящуюся непосредственно на нее, то есть на 22,3 кв.м (44,6 кв.м / 2 чел. х 1 чел.) во избежание двойного учета доли расходов на оплату отопления, приходящаяся на собственника жилого помещения ФИО6, по самостоятельному льготному основанию и при получении компенсации истицей. В соответствии с «Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами. Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры (п. 14 правил). В силу п.15 Правил, расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил). Согласно п. 29 Правил, организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке. Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. 37,38 Правил). Исходя из содержания данных норм права, суд приходит к выводу о том, что информацию о льготной площади для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление предоставляет Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула, а организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента. Из анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения. В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. В силу п. 14 «Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (п. 17-20 Правил). Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306, норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета. Согласно Приложению №1 к данным Правилам, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения. Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26 января 2010 года №290, норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения. При данных обстоятельствах, суд полагает, что Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула в ТСЖ «<данные изъяты>», которое является посредником между организацией-поставщиком и потребителями, необоснованно представлена информация для расчета денежного эквивалента о льготной площади жилого помещения истца Лаховой Г.П. В связи с этим, суд полагает необходимым возложить на ответчика Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула обязанность назначить и выплачивать Лаховой Г.П. сумму компенсации расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета 44,60 квадратных метра общей площади жилого помещения, но пропорционально размеру приходящейся на нее доли в праве собственности на квартиру, в пределах нормативов потребления услуги по отоплению ( в случае установки в квартире счетчика потребления услуги). Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, то суд полагает необходимым возложить на ТСЖ «<данные изъяты>» обязанность произвести расчет денежного эквивалента суммы льготы по оплате отопления, исходя из общей площади жилого помещения в размере 44,60 кв.м., но пропорционально приходящейся на Лахову доли в праве собственности на жилое помещение, и в случае установки счетчика потребления услуги - в пределах нормативов потребления услуги по отоплению Суд соглашается с доводами прокурора о необходимости восстановления нарушенного права со дня обращения истца в суд, и в рамках заявленных требований, возложить на ответчиков указанные выше обязанности со дня предъявления настоящего иска в суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. На основании ч. 9 ст. 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (п. 33-34 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг). Требование прокурора о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению Лаховой Г.П. 50% льготы за отопление, исходя из социальной нормы площади жилья, не являются самостоятельными, так как охватываются требованиями о возложении на ответчиков обязанности по расчету денежного эквивалента и назначении и выплате компенсации оплаты стоимости услуги по отоплению, в связи с чем не подлежат дополнительному удовлетворению в качестве самостоятельных. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Лаховой Г.П. удовлетворить. Обязать ТСЖ «<данные изъяты>» произвести Лаховой Г.П. расчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате стоимости услуги по отоплению, с учетом приходящейся на нее 1/2 доли в праве собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>, т.е. исходя из 22,3 кв. м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг. Обязать Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула произвести назначение и выплаты Лаховой Г.П. компенсации оплаты стоимости услуги по отоплению, с учетом приходящейся на нее 1/2 доли в праве собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>, т.е. исходя из 22,3 кв. м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы, а участвующим в деле прокурором – кассационного представления, через Ленинский районный суд г. Барнаула. Председательствующий: Е.Н. Ненашева. Решение в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2001 года. По состоянию на 14.12.2011г. решение в законную силу не вступило.