решение о предоставлении льгот



№ 2-3092/11 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 декабря 2011 года г.Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего: судьи Завертайлова В.А.

при секретаре Дорониной Е.Н.,

с участием прокурора – помощника прокурора Ленинского района гор. Барнаула Прощалыгиной Н.Е., представителей на основании доверенностей ответчиков МУП «ДЕЗ № 1» Ленинского района г.Барнаула Еноткиной М.В., Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула Булатниковой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Барнаула в интересах Бесединой Н.И. к муниципальному унитарному предприятию (МУП) «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г.Барнаула, Управлению социальной защиты по Ленинскому району г. Барнаула о возложении обязанности,-

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г.Барнаула обратился в Ленинский районный суд г. Барнаула с иском в интересах Бесединой Н.И. о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении обязанности на МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г.Барнаула рассчитать Бесединой Н.И. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 60,60 кв.м с момента подачи искового заявления в суд; возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула произвести Бесединой Н.И. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 60,60 кв.м. с момента подачи искового заявления в суд.

В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района обратилась Беседина Н.И. с жалобой на неправильное предоставление льгот на оплату жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Беседина Н.И. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, статьей 16 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

Согласно пункта 5 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.

Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения №. 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307): P=S* N *Т, где S - общая площадь отапливаемого помещения, N - норматив потребления тепловой энергии на отопление, Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 01.04.2008г. согласно пункту 3 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.

Статьей 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС установлено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края.

Пунктом 8 указанной статьи предусматривается, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг).

Пунктом 37 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.

Жилой дом, в котором проживает истец, находится на обслуживании МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г.Барнаула. Общая площадь жилого помещения составляет 60,60 кв.м кв.м., а расчет льготы произведен на 42,00 кв.м., т.е. исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади.

Прокурор Прощалыгина Н.Е. уточнила исковые требования в части размера общей жилой площади, которая составляет 63,50 кв.м. На исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель на основании доверенности ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула Булатникова О.М. иск не признала, в обоснование непризнания исковых требований указывает, что Управление является ненадлежащим ответчиком, поскольку не производит расчет денежного эквивалента предоставляемой истцу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления; при расчете размера платы за потребленную тепловую энергию применяются краевые стандарты социальной нормы площади жилья. Так же возражала против начисления льготы на общую площадь 63,50 кв.м., поскольку в общую площадь квартиры входит площадь балкона 2,90 кв.м.

Третье лицо ООО «Вычислительный центр ЖКХ» о времени и месте судебного разбирательства по делу уведомлено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, ходатайств об отложении дела слушанием не заявило, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставило.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что иск подлежит частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что истец Беседина Н.И. является реабилитированным лицом, что подтверждается свидетельством №.... .

Беседина Н.И. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> и является собственником 1/2 доли, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №.... .

В квартире совместно с истицей проживает А., который в соответствии с действующим законодательством является членом семьи реабилитированного лица.

Согласно копии технического паспорта на вышеуказанную квартиру общая отапливаемая площадь квартиры (без балкона) составляет 60, 60 кв.м., то есть, утверждение прокурора о размере общей площади квартиры 63,50 кв.м. является ошибочным.

Решением Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула «О назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» истцу Бесединой Н.И. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 января 2011 года.

Исходя из предоставленной Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула информации, общая площадь по отоплению, количество человек, на которых распространяется льгота (2 человека) определены верно, однако льготная площадь по отоплению в размере 42,00 кв.м. рассчитана неверно.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Законом Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (пп.5 пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Закона).

В силу положений части 2 статьи 6 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки, которые установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8 статьи 1 закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населенно по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 4 Закона).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (далее Правила) продублированы и детализированы положения вышеназванного Закона.

В соответствии с пунктами 11, 12 Правил решение о назначении компенсации применяется руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (пункт 14).

В силу пункта 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 27 Правил).

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (пункт 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (пункты 37,38 Правил).

Судом установлено, что, в соответствии с пунктом 27 Правил, между Управлением социальной защиты населения по Ленинскому г.Барнаула и МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г.Барнаула заключено соглашение об информационном обмене №39 от 01.08.2010 года, согласно пункту 2.1.1. которого Управление обязуется ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику списки льготополучателей для осуществления им расчетов денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению в электронном виде. Поставщик, в силу пункта 2.2.1 Соглашения, обязуется в срок до 12-го числа предоставлять в Управление сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого лъготополучателя, указанного в переданном Управлением списке в электронном виде в формате, предусмотренном приложением 1 к настоящему соглашению.

Согласно приложению №1 «Формат сведений» реквизиты графы 19 «общая площадь жилого помещения» заполняется органом социальной защиты и только в случае, если стоимость услуг считается от общей площади.

Организация – поставщик (управляющая компания) заполняет только реквизиты граф 22,23, 28 (сумма оплаты полная, сумма льготы, количество комнат).

Таким образом, суд приходит к выводу что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление обозначается Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула. Данный вывод можно сделать и из содержания пункта 2.1.2 Соглашения, согласно которому на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула лежит обязанность направлять поставщику в электронном виде в формате, предусмотренном Положением 1 к настоящему Соглашению, при возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров денежных эквивалентов.

Из содержания данного Соглашения следует, что организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента.

Из анализа действующего законодательства суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения, исходя из следующего. Согласно статье 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» данной категории граждан производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу пункта 14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, (пункт 16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (пункты 17-20 Правил).

Норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета (пункт 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №306). Согласно Приложению №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26.01.10 №290 норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.

Суд возлагает обязанность на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула указывать площадь жилого помещения для расчета денежного эквивалента мер социальной поддержки истцу Бесединой Н.И. в размере 60,60 кв.м., начиная с 01 ноября 2011 года.

В связи с тем, что расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, суд возлагает на МУП «ДЕЗ №1» Ленинского района г.Барнаула обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления, исходя из общей площади жилого помещения в размере 60,60 кв.м., начиная с 01 ноября 2011 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.

Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита). (пункты 33.34 Правил)

Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.2010 года №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу правильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула.

Обязанность ответчиков предоставить истцу льготы в вышеуказанном порядке подлежат исполнению с даты обращения в суд с настоящим иском, учитывая установленный законом заявительный характер назначения гражданам льгот.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, -

р е ш ил:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Барнаула удовлетворить частично.

Признать незаконными действия муниципального унитарного предприятия (МУП) «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г.Барнаула, Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула по расчету и назначению Бесединой Н.И. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.

Обязать Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула для расчета компенсации Бесединой Н.И. по оплате отопления указывать общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> в размере 60,60 кв.м.

Обязать муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Дирекция единого заказчика № 1» Ленинского района г.Барнаула произвести расчет компенсации по оплате за отопление Бесединой Н.И. из расчета 60,60 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, начиная с 01 ноября 2011 года.

Обязать Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула производить выплату компенсации по оплате отопления Бесединой Н.И. из расчета 60,60 кв.м. общей площади жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, начиная с 01 ноября 2011 года.

В остальной части исковых требований прокурору Ленинского района г.Барнаула отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Ленинский районный суд гор. Барнаула в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2011 года.

Судья В.А.Завертайлов