о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки



Дело №2-553/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2012 года г.Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи Е.Н. Ненашевой

при секретаре О.А. Радь,

с участием прокурора Е.Ю. Мищенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Степновой М.Д. к МУП ДДД, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки,

установил:

Прокурор Ленинского района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах Степновой М.Д., реабилитированного лица, к МУП ДДД, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула, в котором просил признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению Степновой М.Д. 50% льготы за отопление, исходя из социальной нормы площади жилья; возложить на ответчика МУП ДДД обязанность произвести расчет денежного эквивалента 50% льготы за отопление, исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м. с момента подачи иска в суд; возложить обязанность на ответчика УСЗН по Ленинскому району г. Барнаула произвести Степновой М.Д. назначение 50% льготы за отопление, исходя из общей площади жилого помещения – <данные изъяты> кв.м. с момента подачи иска в суд.

В обоснование исковых требований ссылается на то, что Степнова М.Д. является <данные изъяты> лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ, ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». В силу п. 5 ч. 1 ст. 2 закона Алтайского края от 03.12.2004г. № 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги. Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной п. 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 – P = S х N х T, где S – общая площадь отапливаемого помещения, N – норматив потребления тепловой энергии на отопление, T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ. Однако в нарушение установленных норм, Степновой М.Д. предоставление льгот на оплату жилого помещения осуществляется при общей площади жилого помещения <данные изъяты> кв.м., всего на <данные изъяты> кв.м., т.е., исходя из социальной нормы.

Исковое заявление предъявлено в порядке ст.45 ГПК РФ.

В судебном заседании прокурор, являющийся процессуальным истцом, уточнил исковые требования, указав, что в исковом заявлении ошибочно указана общая площадь жилого помещения <данные изъяты> кв.м., тогда как верной, согласно свидетельству о государственной регистрации права, является площадь <данные изъяты> кв.м. Именно исходя из указанной площади помещения истец и просит понудить ответчиков к совершению указанных в требованиях действий.

Материальный истец Степнова М.Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.15).

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула, – Булатникова О.М. исковые требования не признала в полном объеме, полагая УСЗН ненадлежащим ответчиком, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях по иску.

Ответчик МУП ДДД, будучи надлежаще извещенным о месте и времени проведения судебного заседания, не явился.

Привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица Главалтайсоцзащита, полагала требования прокурора не обоснованными в связи с тем, что УСЗН является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, просила в иске в указанной части отказать (л.д.16, 17-18).

Представитель третьего лица ООО ХХХ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.

В соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, судом определено о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке.

Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав и проанализировав в совокупности письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора, с учетом их уточнения, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.16 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года №1761-1 реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в Федеральном бюджете на очередной финансовый год.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.

Согласно ст. 2 Закона Алтайского края №156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 4 данного закона, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона.

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг).

Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.

Судом установлено, что собственником жилого помещения – <адрес>, является Степнова М.Д. на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д.7).

Также, судом установлено, что Степнова М.Д. является <данные изъяты> лицом, данное обстоятельство подтверждается копией удостоверения (л.д.6).

В соответствии с информацией Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула общая площадь квартиры <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из расчета льготы на <данные изъяты> кв.м. (л.д. 9, 20,21).

Вместе с тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права, общая площадь жилого помещения – квартиры <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м (л.д.7).

В соответствии с «Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами.

Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры (п. 14 правил).

В силу п.15 Правил, расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).

Согласно п. 29 Правил, организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке.

Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. 37,38 Правил).

Исходя из содержания данных норм права, суд приходит к выводу о том, что информацию о льготной площади для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление предоставляет Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула, а организация-поставщик несет ответственность за правильность исчисления денежного эквивалента с учетом предоставленных Управлением параметров для исчисления денежного эквивалента.

Из анализа действующего законодательства, суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения.

В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

В силу п. 14 «Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п.16 Правил). Данными Правилами установлены нормативы потребления только сжиженного газа в баллонах и твердого топлива (п. 17-20 Правил).

Согласно п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306, норматив потребления коммунальной услуги - месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета.

Согласно Приложению №1 к данным Правилам, размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.

Постановлением администрации города Барнаула «Об оплате жилищно-коммунальных услуг» от 26 января 2010 года №290, норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих во всех видах жилищного фонда, независимо от формы собственности по отоплению определен в размере 0,02-0,033 гкал. на 1 кв.м. площади в связи с установлением уровня платежей по всем видам услуг в размере 100% от их стоимости.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула необоснованно для организации-поставщика, производящей исчисление эквивалента мер социальной поддержки, указывается площадь жилого помещения для расчета льгот по отоплению, отличающаяся от общей площади жилого помещения.

При данных обстоятельствах, суд полагает, что Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула в МУП ДДД, которое является посредником между организацией-поставщиком и потребителями, необоснованно представлена информация для расчета денежного эквивалента о льготной площади жилого помещения истца Степновой М.Д.

В связи с этим, суд полагает необходимым возложить на ответчика Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула обязанность назначить и выплачивать Степновой М.Д. сумму компенсаций расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метра общей площади жилого помещения.

Поскольку расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, то суд полагает необходимым возложить на МУП ДДД обязанность произвести расчет денежного эквивалента суммы льготы по оплате отопления, исходя из общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м.

Суд соглашается с доводами прокурора о необходимости восстановления нарушенного права со дня обращения истца в суд, и в рамках заявленных требований, возложить на ответчиков МУП ДДД и Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула выше указанные обязанности со дня предъявления настоящего иска в суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ч. 9 ст. 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.

Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (п. 33-34 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Таким образом, суд полагает необходимым исковые требования, заявленные прокурором в интересах Степновой М.Д. к МУП ДДД удовлетворить, возложив на ответчика МУП ДДД обязанность произвести Степновой М.Д. расчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метра общей площади жилого помещения – квартиры <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг; на ответчика Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула - произвести назначение и выплату Степновой М.Д. компенсации оплаты стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метров общей площади жилого помещения – квартиры <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

Требование прокурора о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению Степновой М.Д. 50% льготы за отопление, исходя из социальной нормы площади жилья, не являются самостоятельными, так как охватываются требованиями о возложении на ответчиков обязанности по расчету денежного эквивалента и назначении и выплате компенсации оплаты стоимости услуги по отоплению, в связи с чем, не подлежат дополнительному удовлетворению в качестве самостоятельных.

Рассматривая вопрос о возмещении судебных издержек, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

С учетом положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика - ДДД подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Степновой М.Д. удовлетворить.

Обязать ООО ДДД произвести Степновой М.Д. расчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метра общей площади жилого помещения – квартиры <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

Обязать Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула произвести назначение и выплаты Степновой М.Д. сумм компенсаций расходов по оплате стоимости услуги по отоплению, исходя из расчета <данные изъяты> квадратных метра общей площади жилого помещения – квартиры <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

Взыскать с МУП ДДД, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Барнаула.

Председательствующий: Е.Н. Ненашева.

Решение в окончательной форме принято 24 февраля 2012 годаВСТУПИЛО В СИЛУ 18.04.2012г