о признании действий незаконными, возложении обязанности



Дело № 2 – 1608/12 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2012 года         г. Барнаул

Ленинский районный суд г. Барнаула в составе:

председательствующего Шевченко В.А.

при секретаре Останиной М.Е.

с участием прокурора Барило Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Вяткиной Э.А. к ООО <данные изъяты>, Управлению социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера компенсации по оплате отопления,

установил:

Прокурор Ленинского района г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах Вяткиной Э.А. о признании незаконными действий ответчиков по расчету и назначению ему 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья; возложении обязанности на ООО <данные изъяты> рассчитать Вяткиной Э.А. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 48, 2 кв.м. с момента подачи искового заявления в суд; возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула произвести истцу назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 48, 2 кв.м с момента подачи искового заявления в суд.

Исковые требования мотивированы тем, что Вяткина Э.А. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, статьей 16 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

На основании п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307, в которых при расчете учитывается общая площадь отапливаемого помещения.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края (ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС). Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг).

Пунктом 37 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года № 126, установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.

Жилой дом, в котором проживает истец, находится на обслуживании ООО <данные изъяты>. Как следует из представленной квитанции, общая площадь жилого помещения истца составляет 48,2 кв.м., а расчет льготы произведен исходя из 33,0 кв.м., т.е. исходя из социальной площади жилья, а не из общей площади, что является нарушением прав льготополучателя.

В судебном заседании прокурор Ленинского района г. Барнаула Барило Л.М. на исковых требованиях настаивала, полагая, что обязанность по правильному выполнению требований законодательства должна быть возложена на ответчиков с даты обращения в суд – с ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно пояснила, что в квартире зарегистрирована только истец, несовершеннолетняя К. в квартире не проживает. Порядок пользования жилым помещением между собственниками не определен, конкретные помещения за собственниками не закреплены, квартира в натуре не разделена.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула в судебное заседание не явился. В письменном отзыве против иска ответчик возражал против заявленных требований, так как на Управление социальной защиты населения не возлагается такой обязанности, как перерасчет по льготам и определении площади помещения, на которую распространяется льготное начисление.

Истец Вяткина Э.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте его проведения надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика ООО <данные изъяты>, представитель третьего лица ООО <данные изъяты>, представитель Главное управление АК по социальной защите населения надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Вяткина Э.А. является реабилитированным лицом, проживает по адресу: <адрес> Общая площадь жилого помещения истца составляет 48,20 кв.м.

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Вяткиной Э.А. ДД.ММ.ГГГГ. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в иске отказано. Л.д. 54 – 55.

Определением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении кассационного представления прокурора отказано, решение районного суда оставлено без изменения. Л.д. 76 -79.

Постановлением Президиума Алтайского краевого суда судебные постановления отменены с направлением дела на новое рассмотрение. Л.д. 105 - 110, поскольку судом не установлены и не проверены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.

В рамках повторного рассмотрения дела установлено, что решением Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из предоставленной Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула информации, льготная площадь по отоплению истцу определена в размере 33,00 кв.м.

Из этого размера площади производится расчет денежной компенсации по оплате услуг по отоплению.

Согласно ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Законом Алтайского края от 03.12.2004 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (пп.5 пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Закона).

В силу положений части 2 статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 №156 - ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки, которые установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8 статьи 1 закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года № 359 - ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона.

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями, осуществляющими начисление платежей населенно по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 4 Закона).

В Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 №126 (далее Правила) продублированы положения вышеназванного Закона.

В соответствии с пунктами 11, 12 Правил, решение о назначении компенсации применяется руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя.

В силу пункта 14 Правил размер компенсации определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры. Денежный эквивалент определяется по каждой жилищно - коммунальной услуге исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента, (пункт 16 Правил).

Таким образом, при расчете платежа за отопление должен применяться действующий в настоящее время Порядок предоставления коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307.

Пункт 15 Порядка устанавливает, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

При отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, платеж по отоплению рассчитывается из общей площади жилого помещения, при этом законодательно право на получение льготы по отоплению не ограничено размером социальной площади жилья.

Согласно п. 15 указанных выше Правил определения размера и выплаты компенсации расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

При этом именно организация-поставщик услуг несет ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации (п.37).

Вместе с тем, орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (пункт 27 Правил).

И орган социальной защиты, в свою очередь, несет ответственность за достоверность предоставляемых отчетов (пункты 38 Правил).

Сведения о площади для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление обозначаются Управлением социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула.

Кроме того, в спорной квартире значится проживающей одна Вяткина Э.А. и она является получателем услуги по отоплению. Несовершеннолетняя собственник жилого помещения на основании договора приватизации К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в квартире не проживает и услугами отопления не пользуется, что подтверждается выпиской из домовой книги и установлено вышеприведенными судебными постановлениями. Л.д. 7.

Порядок пользования жилым помещением между собственниками не определен, конкретные помещения за собственниками не закреплены, квартира в натуре не разделена, вид собственности определен как общая долевая собственность, что следует из договора приватизации. Л.д. 8.

С учетом изложенного, признавая необходимость исчисления и выплаты льготы по отоплению с учетом всей общей площади жилого помещения, суд возлагает обязанность на <данные изъяты> Управление социальной защиты населения по Ленинскому району города Барнаула устранить нарушения прав льготополучателя Вяткиной Э.А. по расчету и выплате ей компенсации по оплате отопления, определенной из социальной площади жилья.

В связи с тем, что расчет денежного эквивалента производится организацией -поставщиком, суд возлагает на ООО <данные изъяты> обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения в размере 48, 2 кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

На Управление социальной защиты подлежит возложению обязанность по выплате денежного эквивалента льготы по оплате отопления исходя из общей площади жилого помещения в размере 48, 20 кв.м., начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.

Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения согласно представленным заявкам. Заявка о потребности в средствах для выплаты компенсации ежемесячно до 25 числа месяца предшествующего отчетному направляется органами социальной защиты населения в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения (Главалтайсоцзащита) (пункты 33.34 Правил)

Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.2010 года №100-ЗС «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение №5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу правильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Ленинскому району г.Барнаула.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Вяткиной Э.А. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконными действия ООО «<данные изъяты>, Управления социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула по расчету и назначению Вяткиной Э.А. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.

Возложить на ООО «<данные изъяты> обязанность рассчитать Вяткиной Э.А. денежный эквивалент 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 48, 20 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Управление социальной защиты населения по Ленинскому району г. Барнаула обязанность произвести Вяткиной Э.А. назначение 50% льготы за отопление исходя из общей площади жилого помещения – 48, 20 кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.А. Шевченко

Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2012 года