о возложении обязанности ограничить доступ к интернет сайту



Дело №2-1553/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июля 2012 года г.Барнаул

Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Аиповой Г.Ж.,

при секретаре Кубаревой Ю.А.,

с участием помощника Барило Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности ограничить доступ к интернет сайту,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и иском к обществу с ограниченной ответственностью «Компания СибГруппИнвест» о возложении обязанности на ответчика ограничить доступ к Интернет сайту <данные изъяты>. путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP- адресов указанного сайта.

В обоснование требований указывает, что прокурорской проверкой установлено, что на указанном сайте размещается реклама товаров, запрещенных к свободной реализации на территории Российской Федерации. А именно размещена реклама курительных смесей <данные изъяты> и <данные изъяты>, содержащих в своем составе <данные изъяты>, оборот которых запрещен Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об усилении надзора за реализацией курительных смесей", так как они обладают психотропным, наркотическим действие, содержат ядовитые компоненты и представляют потенциальную опасность для человека.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 года №1186 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств»в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен в раздел «Наркотические средства» включены <данные изъяты>.

Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» обеспечивает доступ на указанный сайт, что противоречит системе организационно-правовых и иных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, существенным элементом которого является здоровье человека.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Барнаула Барило Л.М. настаивала на исковых требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», действующая по доверенности, Деревнина Е.И. иск прокурора не признала, пояснив, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» является оператором связи, не предоставляет доступ к информации и не распространяет информацию, а только предоставляет доступ к Информационно-телекоммуникационной сети Интернет не несет ответственность за содержание информации, передаваемой и получаемой абонентами и (или) пользователями при пользовании телематическими услугами связи. Ответчик не создавал информацию, размещенную на указанном сайте, не является её обладателем и не получал на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к такой информации и не несет обязанности обладателя информации по ограничению доступа к ней. Действия ответчика как оператора связи по ограничению доступа к информации и распространению информации будут противоречить законодательству Российской Федерации о связи и законодательству об информации, информационных технологиях и о защите информации. Ответчик не является ни интернет-регистратором, делегировавшим доменные имена сайта, указанного в иске, ни хостинг-провайдером, предоставившим технические площадки для размещения сайта указанного в иске, ни владельцем серверного оборудования, на котором физически расположена информация, содержащаяся на сайте, указанном в иске, ни обладателем информации, содержащейся на сайте, указанном в иске, ни владельцем доменных имен сайта, указанного в иске. Сайт, указанный в иске, расположен на сервере, предоставляющем интернет-хостинг. Организации, предоставляющие данную услугу, при такой схеме не гарантируют привязку доменного имени к IP- адресу. Под одним IP- адресом может быть доступно несколько сайтов. Сайт, указанный в иске может быть доступен через разные IP- адреса в связи со спецификой работы провайдера. Хостинг компании или перемещения сайтов на другие хостинги. Установление ограничения по IP- адресу сейчас в дальнейшем приведет, и будет приводить в будущем к ограничению других сайтов, не указанных в иске. Кроме того, оборудование ответчика, как оператора связи, не позволяет осуществлять блокировку сайтов по доменным именам. Такие возможности могут иметься у организаций, которые регистрируют доменные имена. Если ограничить доступ к сайту путем добавления на пограничных маршрутизаторах правил фильтрации предполагаемых IP- адреса сайта, то одновременно может быть ограничен доступ ко всем сайтам, расположенным на сервере с данным IP- адресом, независимо от тематики. Также следует учитывать, что если, владелец сайта, указанного в иске, сменит хостинг-провайдера (изменит IP- адрес сайта), такой сайт вновь будет доступен. Так же возможно обращение не напрямую к заблокированному IP- адресу сайта, указанного в иске, а через анонимные прокси-серверы, доступные в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и получение доступа к информации, расположенной на таком сайте.

Выслушав пояснения помощника прокурора Барило Л.М., представителя ответчика, исследовав и проанализировав в совокупности письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом провозглашено статьёй 29 Конституции Российской Федерации. Следовательно, вся деятельность юридических и физических лиц, связанная с информацией должна соответствовать законам Российской Федерации.

Статьёй 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» определено что, под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

Указанное определение по аналогии применимо и к настоящему спору.

Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами (часть 3 статьи 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры запрещена статьёй 7 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством (статья 38 Федерального закона «О рекламе»).

Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации (статья 1).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно пункту 1 статьи 10 названного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 1 статьи 9 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации, которое устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Пунктом 3 статьи 17 предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хране5нию информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 апреля 2009 года №23 "Об усилении надзора за реализацией курительных смесей"запрещен оборот на территории Российской Федерации курительных смесей, содержащих в составе <данные изъяты>.

Исходя из положений статей 1, частей 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 08 января 1998 года №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества; профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании; наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в соответствующие списки. Указанный перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 названного Федерального закона государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится, в том числе на принципе приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирования деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

Согласно статьям Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

В силу положений части 3 статьи 64 Федерального закона от 07 июля 2003 года №126-ФЗ "О связи" приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года №126-ФЗ является оператором связи и оказывает телематические услуги связи на основании лицензии , действующей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, (л.д.78-81) и в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу пункта 26 названных Правил оказания телематических услуг связи ответчик обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

Из представленных суду скриншотов информации (л.д.24-26) на странице сайта <данные изъяты> об ограничении доступа к которому просит прокурор, содержится информация, содействующая обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, о положительном их воздействии на организм человека, о способах применения. Суд считает правомерными заявленные прокурором требования и подлежащими их удовлетворению.

В соответствии с пояснениями свидетеля ФИО, работающего ведущим инженером отдела эксплуатации сети в обществе с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» у ответчика в эксплуатации находится машрутизатор <данные изъяты> (л.д.127).

Привлеченный к участию в деле специалист ФИО <данные изъяты> Алтайского государственного технического университета имени ФИО пояснил, что ограничение доступа возможно, в том числе путем блокирования соответствующих запросов от абонентов к ДНС-серверу ответчика, а также путем фильтрации трафика и полного блокирования доступа к IP-адресу Интернет-сайтов на пограничных маршрутизаторах. Последнее повлечет прекращение доступа на другие сайты, расположенные на указанных IP-адресах. Имеющееся оборудование ответчика не позволяет ограничить доступ только на указанные сайты. Необходимо дорогостоящее оборудование.

Доводы ответчика об отсутствии технической возможности ограничить доступ к указанным материалам, не принимаются судом, поскольку отсутствие технической возможности при имеющемся оборудовании ограничить доступ к указанным сайтам, не может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку ответчик, занимаясь деятельностью по оказанию телематических услуг, обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правилами оказания телематических услуг, лицензией и договором.

Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому, принимая решение об осуществлении указанного вида деятельности, ответчик должен был полагать, что необходимы будут материальные затраты, чтобы осуществлять деятельность в соответствии с законом.

Доводы ответчика, что он не является владельцем указанной информации, ни интернет-регистратором, ни хостинг-провайдером, ни владельцем серверного оборудования, на котором физически расположена информация, также о том, что требуемые прокурором меры могут повлечь перемещение указанных сайтов на другие адреса, суд находит несостоятельными, поскольку вопрос заключается в создании условий, при которых бы граждане, пользующиеся услугами по доступу к сети Интернет, не имели возможности посетить указанные сайты, ответчик должен самостоятельно изыскивать способы и средства для отслеживания информации, размещенной на сайтах.

Довод что ответчик не является обладателем информации, расположенной на Интернет-сайтах несостоятелен, поскольку указанный довод не имеет отношения к требованиям об ограничении передачи информации. Ответчик, предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. Ответчик в силу закона должен принять меры по ограничению доступа к Интернет-сайтам и страницам Интернет-сайтов, содержащих информацию, содействующую обороту наркотического средства, психотропных и сильнодействующих веществ.

Главный специалист-эксперт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ФИО пояснила суду, что по решению суда ограничение доступа к другим сайтам возможно и в случае жалоб других пользователей, чьи права будут нарушены, ответчик не будет за это нести ответственность, поскольку это будет происходить по решению суда.

Исходя из изложенного суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить и возложить на ответчика обязанность ограничить доступ к Интернет-сайту <данные изъяты>. путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов указанного сайта.

В соответствии с правилами статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при подаче иска в суд прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу стать 103 указанного процессуального закона издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход государства на счет местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей, в соответствии с положениями статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Иск прокурора г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности ограничить доступ к интернет сайту удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ограничить доступ к Интернет-сайту <данные изъяты> путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP- адресов указанного сайта.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в доход государства на счет местного бюджета государственную пошлину <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Барнаула.

Председательствующий: Г.Ж. Аипова

Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2012 года.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29.08. 2012 года уточнены мотивировочная и резолютивная часть решения в части наименования ответчика и ограниченении доступа к Интернет-сайту имененем <данные изъяты> вместо <данные изъяты> Решение вступило в законную силу 29 августа 2012 года.