Дело №12-74/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 апреля 2012 года г. Барнаул Судья Ленинского районного суда г.Барнаула Лучинкин С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Щеголевой Н.Г. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Барнаула от 07 февраля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Щеголевой Н.Г., УСТАНОВИЛ: Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Барнаула от 07 февраля 2012 года должностное лицо Щеголева Н.Г. подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ст.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мировым судьей установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>., Щеголева Н.Г. являясь индивидуальным предпринимателем, в аптеке по адресу: <адрес>, в нарушение требований ч.4 ст.17 Закона Алтайского края №94-ЗС от 14.09.2006 г. (ред.от 07.11.2011 г.). «О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае» без рецепта, выписанного в установленном законом порядке, незаконно продала два стандарта лекарственного препарата «Седал М», в состав которого входит кодеин, свободная реализация которого ограничена законодательством, чем совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ст.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не согласившись с данным постановлением мирового судьи, Щеголева Н.Г. обратилась с жалобой, в которой просила отменить указанное постановление мирового судьи, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указала, что вопросы производства наркотических средств и порядок их использования находятся в ведении Российской Федерации. Лекарственный препарат «Седал М» в соответствии с ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» не включен в перечень наркотических средств и психотропных препаратов, оборот которых в Российской Федерации ограничен, либо в отношении которого установлены меры контроля. Указанный выше препарат является препаратом с малым содержанием кодеина, в связи с чем в отношении данного препарата ограничения, касающиеся его отпуска по рецепту вступают в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ Учитывая вышеизложенное, считает свое привлечение к административной ответственности незаконным. Кроме того, в качестве доводов жалобы указывает на то, что дело рассмотрено в ее отсутствие, без надлежащего извещения, а также на нарушения процессуального законодательства, допущенные сотрудниками полиции при составлении административного материала. В судебном заседании защитники Щеголевой Н.Г.- Вялых В.Н. и Мозоль Ж.Ш. на удовлетворении жалобы настаивали, сославшись на доводы, изложенные в ней. Пояснили, что розничная стоимость препарата «<данные изъяты>» в аптеке Щеголевой Н.Г. составляет <данные изъяты>., в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ два стандарта лекарства не могли быть приобретены за <данные изъяты>. Цена препарата <данные изъяты> за 1 стандарт является ниже закупочной. Щеголева Н.Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени уведомлена надлежащим образом, об отложении дела не просила, доказательств уважительности причин неявки суду не представила. Суд читает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Судом, в соответствии с положениями ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении проверено в полном объеме, независимо от доводов жалобы. Изучив жалобу, выслушав пояснения защитников, допросив свидетеля ФИО6, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Диспозиция ст.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. В ходе рассмотрения дела мировой судья пришел к выводу о том, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>., Щеголева Н.Г., являясь индивидуальным предпринимателем, в аптеке по адресу: <адрес>, в нарушение требований ч.4 ст.17 Закона Алтайского края №94-ЗС от 14.09.2006 г. (ред.от 07.11.2011 г.). «О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае» без рецепта, выписанного в установленном законом порядке, незаконно продала два стандарта лекарственного препарата «Седал М», в состав которого входит кодеин, свободная реализация которого ограничена законодательством. Между тем, данный вывод мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным. В силу подп.м ст.71 Конституции Российской Федерации вопросы производства наркотических средств и порядок их использования находятся в ведении Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи с обращением, отпуском и реализацией лекарственных средств, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (ст.1). В силу ст.3 названного Закона законодательство об обращении лекарственных средств состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч.1); действие настоящего Федерального закона распространяется на обращение наркотических лекарственных средств и психотропных лекарственных средств с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах (ч.2). Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности устанавливает Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - Федеральный закон №3-ФЗ), которым определено, что законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п.1 ст.3). Пунктом 1 ст.2 Федерального закона №3-ФЗ предусмотрено, что наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки: - список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее Список 1), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 14 настоящего Федерального закона (в ред. ФЗ от 19.07.2007 г. №134-ФЗ, от 14.06.2011 г. №139-ФЗ); - список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список 2). Согласно п.2 ст.2 этого же Федерального закона Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г. №681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» кодеин, кодеин N-окись, а также ряд лекарственных препаратов - таблеток, содержащих кодеин в сочетании с другими фармакологическими активными веществами, включены в список 2. В силу п.5 ст.2 Федерального закона №3-ФЗ в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки 2, 3 или 4 и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные настоящим Федеральным законом. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с приведенной нормой Правительством Российской Федерации принято постановление от 20.07.2011 г. №599 «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (далее - Постановление №599), которым установлено, что в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки 2, 3 и 4 перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее - препараты с малым содержанием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров), за исключением препаратов, являющихся лекарственными препаратами, содержащими кроме наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, применяются предусмотренные законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах меры контроля, касающиеся наркотических средств, пеихотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в соответствующих препаратах (п.1). В отношении препаратов с малым содержанием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, являющихся лекарственными препаратами, содержащими кроме наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, применяются предусмотренные законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах следующие меры контроля: - запрет пересылки в почтовых отправлениях, в том числе международных, а также пересылки под видом гуманитарной помощи, за исключением случаев, когда при чрезвычайных ситуациях указанные препараты направляются в конкретные субъекты Российской Федерации в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации; - отпуск физическим лицам указанных препаратов, предназначенных для медицинского применения, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. При этом отпуск физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей осуществляется по рецепту врача (фельдшера) (п.2 Постановления №599). Согласно п.4 Постановления №599 в части, касающейся отпуска по рецепту врача (фельдшера) физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей, оно вступает в силу с 1 июня 2012 года. Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что вопросы регулирования порядка обращения лекарственных препаратов, в том числе содержащих наркотические средства, находятся вне пределов ведения субъектов Российской Федерации. Порядок отпуска физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей урегулирован федеральным законодательством, которое предусматривает, что отпуск таких препаратов по рецепту врача (фельдшера) будет введен с 1 июня 2012 года. В силу ч.1,5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что отношения, возникающие в связи с обращением, отпуском и реализацией лекарственных средств, регулируются федеральным законодательством. Порядок отпуска физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей также регулируется федеральным законодательством, которое предусматривает, что отпуск таких препаратов по рецепту врача (фельдшера) будет введен с 1 июня 2012 года. При указанных обстоятельствах, при рассмотрении настоящего дела, мировому судье следовало руководствоваться Законом, имеющим большую юридическую силу. Анализируя в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении, и рассмотрении дела мировым судьей, реализация лекарственных препаратов с малым содержанием кодеина не была ограничена, в связи с чем в действиях Щеголевой Н.Г. отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Жалобу Щеголевой Н.Г. удовлетворить. Постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Щеголевой Н.Г. отменить. Производство по делу прекратить. Согласовано:судья_______________: С.С.Лучинкин Проверил: помощник судьи ___________ ___________________________ Е.А.Мамайкина