ст. 111 ч. 4 УК РФ - 9 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии строгого режима



Дело № 1-63/11

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

18 марта 2011 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска под председательством судьи Булычева А.Р., с участием:

государственного обвинителя - старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Балашова М.В.,

подсудимого Белова С.С.,

защитника адвоката Аббасова Р.М., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Пртюковой И.В.,

а также с участием потерпевшего ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

БЕЛОВА С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, со средним специальным образованием, холостого, не работающего, проживающего по адресу: <адрес>, не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, -

У С Т А Н О В И Л:

Белов С.С. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей ФИО8

Преступление совершено подсудимым при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ в период с 01 часа 00 минут до 01 часа 10 минут, более точно время следствием не установлено, у находящегося в состоянии алкогольного опьянения в <адрес> Белова С.С. на почве личных неприязненных отношений возник преступный умысел на причинение тяжкого вреда здоровью ФИО8

Реализуя свои преступные намерения, осознавая тот факт, что ФИО7 находится в состоянии сильного алкогольного опьянения и значительно уступает ему в физической силе, Белов умышленно со значительной силой нанес сидящей на диване потерпевшей не менее 5 ударов руками в жизненно важную часть тела потерпевшей - голову, не менее 9 ударов руками в область расположения жизненно важных органов - грудную клетку, а также не менее 65 ударов руками по ногам и рукам потерпевшей.

В результате вышеуказанных преступных действий потерпевшей был причинен тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в виде закрытой тупой травмы головы: кровоподтеков на веках левого глаза, на левой щеке, в левой заушной области, кровоизлияния в слизистой оболочке губ в проекции резцов, разрыва слизистой оболочки верхней губы, кровоизлияния в мягкие ткани правой височной области, кровоизлияния под твердой мозговой оболочкой головного мозга справа и слева (объемом около 50 мл слева и 70 мл справа), кровоизлияний под мягкие мозговые оболочки головного мозга, повлекшей ДД.ММ.ГГГГ её смерть.

Кроме того, в результате противоправных действий Белова, потерпевшей были причинены не расценивающиеся как вред здоровью ссадина на левой передне-боковой поверхности шеи, множественные кровоподтеки на передне-боковых поверхностях грудной клетки, множественные кровоподтеки на передне-боковых поверхностях ног: по всем третям голеней и бедер (в количестве не менее 36-ти на правой ноге и 22-х на левой ноге), ссадины на правой голени, множественные кровоподтеки на тыльной поверхности кистей (в количестве 3-х на левой руке и 4-х на правой руке).

Подсудимый в судебном заседании признал себя виновным в смерти ФИО8, от дачи показаний отказался.

Из оглашенных в порядке ст. 276 УПК РФ показаний Белова С.С. в качестве подозреваемого и обвиняемого судом установлено, что со ФИО7 он был знаком давно, однако близко сошлись они примерно месяц-полтора до случившегося, как правило она жила у него дома, изредка ходила к себе для того, чтобы присмотреть за больным отцом.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 также находилась у него дома и они вместе распивали с ней спиртные напитки, около 21 часа легли спать.

Около 01 часа ночи он проснулся от того, что ФИО7 обмочилась в кровать, от чего разозлился, разбудил потерпевшую и нанес ей кулаками 3-4 удара в область головы, возможно бил её также и по другим частям тела, но не помнит.

О конфликте он рассказал своей матери и они выпроводили ФИО7 посреди ночи из дома, так как и раньше высказывали ей свое недовольство по поводу злоупотребления спиртным. На следующий день ФИО7 вновь пришла к ним домой и осталась ночевать, при этом под левым глазом у неё имелся кровоподтек, образовавшийся, как он понял, от его ударов.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 также находилась у него дома, выпивала принесенный с собой самогон, вечером ушла к себе домой в состоянии алкогольного опьянения. На следующее утро, ДД.ММ.ГГГГ он пришел к ней домой и на вопрос брата признался в том, что имевшийся у ФИО7 синяк причинил он в ссоре, возникшей из-за того, что она ночью обмочилась в постель.

После этого он ушел вместе со ФИО7 к себе домой, где она находилась весь день, осталась ночевать.

ДД.ММ.ГГГГ снова принесла домой самогон, он достал водку и они вместе стали употреблять спиртное, около 21 часа легли спать. Около 01 часа ночи он вновь проснулся от того, что ФИО7 обмочилась в постель, в порыве злости накричал на неё и около 3 раз ударил по лицу, после чего вытащил из под неё простынь и ушел в комнату к матери, где обо всем ей рассказал.

После разговора с матерью, спустя около 2-х часов, он вернулся к себе в комнату, где обнаружил ФИО7 лежащей в неестественной позе на диване головой вниз. Почувствовав неладное, он стал делать ей искусственное дыхание, мать побежала к соседям, вызвала бригаду скорой помощи, которые по приезду констатировали смерть ФИО7.

(л.д. 72-74, 101-102, 124-127,133-135)

В ходе следственных экспериментов и при проверке показаний на месте Белов С.С. подтвердил вышеизложенное и продемонстрировал механизм нанесения ударов ФИО8

( л.д. 84-90, 91-96, 103-116)

В судебном заседании подсудимый в целом подтвердил эти показания, заявив при этом, что допускает в качестве причины смерти ФИО7 её неоднократные падения на улице и дома в состоянии алкогольного опьянения, от которых она ударялась головой, и о которых он сообщал следователю ФИО5, почему данные пояснения отсутствуют в протоколе его допроса, пояснить не может. Вместе с тем в своих действиях он раскаивается, просит учесть, что любил ФИО7, планировал в будущем вылечить её от алкоголизма и связать с ней свою жизнь, причинять смерть ей не хотел, просто не рассчитал силу своих ударов.

По ходатайству государственного обвинителя судом допрошен в качестве свидетеля следователь следственного отдела по <адрес> СУ СК РФ по <адрес> ФИО5, который категорически опроверг данный факт, заявил, что показания обвиняемого отражены в протоколе допроса в полном объеме.

Суд не усматривает каких-либо нарушений при производстве следственных действий с участием Белова С.С., в каждом из которых принимал участие защитник, признает их допустимыми и достоверными доказательствами, доводы подсудимого расценивает как желание избежать предусмотренной законом ответственности за содеянное.

Вина подсудимого подтверждается также показаниями потерпевшего, свидетелей обвинения, другими доказательствами.

Так, мать подсудимого ФИО6, допрошенная судом в качестве свидетеля подтвердила в судебном заседании данные на стадии предварительного следствия показания и пояснила, что в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ проснулась от шума в соседней комнате, в которой её сын ругался на ФИО7. Зайдя в их комнату, она увидела ФИО7 сидящей в кресле со следами телесных повреждений на лице, которых до этого на ней не было. Сын пояснил ей, что сильно разозлился на ФИО7 и нанес ей несколько ударов по лицу из-за того, что та во сне обмочилась в постель. Поскольку они с сыном и ранее неоднократно высказывали неудовольствие по поводу её злоупотребления спиртным, они выпроводили её из дома и легли спать. Утром она снова пришла к ним, вплоть до ДД.ММ.ГГГГ жила у них, за исключением ночи с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ ноября, которую она провела у себя дома. Все это время они с сыном употребляли спиртное, жалоб на состояние здоровья от нее не поступало.

В ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ около 01 часа к ней в комнату пришел сын и сообщил, что ФИО7 вновь во сне обмочилась в постель, в связи с чем у них произошла ссора, в ходе которой он снова несколько раз ударил ее по лицу. Они проговорили несколько часов, после чего он ушел в свою комнату, через несколько минут позвал ее на помощь, поскольку ФИО7 не подавала признаков жизни. Как ей показалось, пульс у ФИО7 прощупывался, поэтому сын в течение около получаса делал ей искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, но безрезультатно, затем она от соседей вызвала скорую помощь. Приехавшие медицинские работники осмотрели ФИО7 и констатировали ее смерть, вызвали сотрудников милиции.

Потерпевший ФИО7 показал, что его родная сестра ФИО8 сожительствовала с Беловым С.С., периодически оставалась у него ночевать. ДД.ММ.ГГГГ сестра пришла домой ночью в состоянии алкогольного опьянения, со следами телесных повреждений на лице: в области левого глаза, уха и губ. На его вопрос о том, что произошло она ничего ответить не смогла, легла спать. На следующее утро она вновь ушла к Белову, где находилась примерно до 21 часа 10 минут, после чего вернулась ночевать. ДД.ММ.ГГГГ рано утром к ним домой пришел Белов С.С., который на его вопрос признался, что телесные повреждения его сестре причинил он, сделал это от злости за то, что она во сне обмочилась в постель. Поговорив между собой они (Белов со ФИО17) ушли, более он её живой не видел.

Ничего плохого он о подсудимом сказать не может, в состоянии сильного алкогольного опьянения он его никогда не видел, претензий морального, материального характера к нему не имеет.

Свидетель ФИО9 показала, что ФИО8 являлась ее соседкой, по характеру была спокойной и уравновешенной, но злоупотребляющей спиртным, что не нравилось её брату и отцу, вместе с тем конфликтов по этому поводу в их семье никогда не наблюдала. ДД.ММ.ГГГГ она видела ФИО7 около дома после 21 часа 00 минут со следами телесных повреждений на лице, впоследствии от её брата узнала, что их нанес её сожитель Белов С.С.

Свидетель милиционер ППСМ при УВД по <адрес> ФИО10 показал суду, что ДД.ММ.ГГГГ около 07 часов 35 минут в составе патрульного экипажа прибыл по указанию оперативного дежурного по адресу: <адрес>, где был обнаружен труп женщины. Возле указанного дома их встретили Белов С.С. и ФИО6, пояснили что сожительница подсудимого - ФИО7 накануне употребляла спиртное, во сне обмочилась в постель, поэтому Белов ушел в другую комнату, где провел несколько часов в разговоре с матерью, по возвращению обнаружил ФИО7 в неестественной позе, попытался оказать ей доврачебную медицинскую помощь, но безрезультатно.

Он вместе со своим коллегой ФИО11 визуально осмотрели труп женщины, обнаружили на нем множественные телесные повреждения на лице, шее, других частях тела, сообщили о результатах осмотра в дежурную часть УВД по <адрес>, дождались приезда следственно-оперативной группы.

Сам Белов С.С. свою причастность к вышеуказанным телесным повреждениям не признавал.

Свидетель ФИО11 дал суду аналогичные вышеприведенным показания.

Из оглашенных показаний свидетелей ФИО12 и ФИО13, проживающих по соседству с Беловыми, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 06 часов 40 минут к ним домой пришла ФИО6, которая вызвала по телефону скорую медицинскую помощь для ФИО8 - сожительницы ее сына, получившей, с её слов, алкогольное отравление.

(л.д. 64-66, 67-69)

В результате осмотра места происшествия - <адрес>, обнаружен труп ФИО8 с телесными повреждениями в области головы, туловища и конечностей. В ходе осмотра были изъяты: одеяло, брюки, свитер и футболка со следами вещества бурого цвета, похожего на кровь.

(л.д. 13-20)

В ходе выемки у Белова С.С. изъяты предметы одежды: трусы, футболка, спортивные штаны, в которых он находился ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

(л.д. 138-140)

В ходе предварительного следствия изъятые предметы осмотрены и приобщены к материалам дела в качестве вещественных доказательств.

(л.д. 141-144)

По заключению биологической судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ в пятнах на футболке, брюках, одеяле найдена кровь человека, происхождение которой от ФИО8 не исключается, в то же время от Белова С.С. она произойти не могла.

(л.д. 167-174)

По заключению судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ причиной смерти ФИО8 явилась закрытая тупая травма головы, сопровождающаяся кровоизлияниями под оболочки головного мозга и осложнившаяся вторичными кровоизлияниями в стволовые отделы мозга и отеком головного мозга.

Кроме того, при экспертизе трупа ФИО8 обнаружены телесные повреждения в виде множественных кровоподтеков на груди, руках, ногах, ссадин на ногах, участка осаднения на шее слева.

Все перечисленные повреждения образовались прижизненно. Совершение пострадавшей каких-либо активных действий после их получения не исключается.

(л.д. 148-160)

Данные вывод подтверждены также заключением комиссионной медицинской судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой все вышеуказанные телесные повреждения могли образоваться в срок от нескольких дней до 1-1,5 недели к моменту наступления смерти, возможно их причинение ДД.ММ.ГГГГ при обстоятельствах, изложенных Беловым С.С. при проведении с его участием следственных действий.

(л.д. 191-199)

Оснований подвергать объективность выводов высококвалифицированных экспертов, обладающих специальными познаниями в области судебной медицины, у суда не имеется.

С учетом количества и значительной силы приложения травмирующих воздействий в область расположения жизненно важных органов человека и в голову, суд полагает установленным, что подсудимый действовал с умыслом на причинение именно тяжкого вреда здоровью потерпевшей.

Проанализировав вышеперечисленные доказательства в их совокупности, суд признает каждое из них допустимым, а вину Белова С.С. установленной и доказанной в полном объеме, квалифицирует его действия по ч. 4 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

По заключению комиссионной амбулаторной судебно - психиатрической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ Белов С.С. психическим расстройством не страдал и не страдает в настоящее время. в момент совершения инкриминируемого ему деяния болезненных расстройств психической деятельности, в том числе временного характера не обнаруживал, находился в состоянии простого алкогольного опьянения, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается.

(л.д. 203-204)

Подсудимый и защитник с данной экспертизой согласны, у суда оснований не доверять её выводам также не имеется, поэтому суд признает Белова С.С. в отношении инкриминируемого ему деяния вменяемым.

Обстоятельствами, смягчающими наказание Белова С.С. суд признает фактическое признание вины в наступивших последствиях в виде смерти потерпевшей, раскаяние в содеянном, активное способствование расследованию преступления.

Обстоятельств, отягчающих его наказание, суд не усматривает.

Решая вопрос о виде и мере наказания, суд учитывает личность подсудимого, который ранее не судим, на учете в областной наркологической и психиатрической больнице не состоял, по месту жительства характеризуется удовлетворительно, а также позицию потерпевшего, не настаивающего на максимально суровом наказании.

Вместе с тем, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, оснований для применения к последнему ст. 73 УК РФ об условном осуждении суд не усматривает, достижение целей исправления и восстановление социальной справедливости суд видит исключительно в результате отбывания Беловым С.С. наказания в виде лишения свободы в условиях изоляции от общества.

Совокупность смягчающих наказание Белова С.С. обстоятельств и отсутствие отягчающих обстоятельств позволяет суду назначить ему наказание с учетом положений ст. 62 УК РФ.

Исковых требований потерпевшим не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, суд, -

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Белова С.С. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ (в редакции закона 26-ФЗ от 07 марта 2011 года) и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 9 (девять) лет 6 (шесть) месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения осужденному оставить без изменения, содержать его до вступления приговора в законную силу под стражей в ФБУ ИЗ 73/1 УФСИН России по <адрес>, срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

Вещественные доказательства - хранящиеся в СО по <адрес> СУ СК РФ по <адрес> трусы, две футболки, спортивные брюки, одеяло, брюки, свитер - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: А.Р. Булычев