взыскание суммы



Дело № 2-АП-274/10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2010 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Кондрашине В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном производстве гражданское дело по исковому заявлению Истоминой Е.Д. к Следственному отделу по Засвияжскому району Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области, Следственному управлению Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области, Министерству финансов Российской Федерации, прокуратуре Ульяновской области о взыскании процессуальных издержек,

УСТАНОВИЛ;

Истомина Е.Д. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Следственному отделу по Засвияжскому району Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области, Следственному управлению Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области о взыскании процессуальных издержек, просила взыскать с ответчиков задолженность по оплате процессуальных издержек в сумме 8 050 руб.

Исковые требования мотивировала тем, что является адвокатом Ульяновской областной коллегии адвокатов и, в соответствии с требованиями ст.ст. 50, 51 УПК РФ в период 2007-2008г.г. участвовала по требованию следователей на предварительном следствии. Следователи после окончания следствия, как правило, сразу же выносят постановления о выплате процессуальных издержек. По постановлениям бухгалтерией следственного управления должна производиться оплата труда адвоката, однако за 2007 год истице не выплачено 2 000 руб. по постановлению следователя Акимова В.Ю. от 19.10.2007г. по делу в отношении Захаровой О.И. За 2008 год не выплачено 6 050 руб. по постановлениям от 04.04.2008г. по делу в отношении Маршалова - 4 950 руб., по делу в отношении Таминдаровой - 1 100руб. Истомина Е.Д. просила суд взыскать в ее пользу задолженность по оплате процессуальных издержек.

Решением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района города Ульяновска от 15 июня 2010 года исковые требования Истоминой Е.Д. удовлетворены. Суд решил - взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Истоминой Е.Д. денежные средства в сумме 8 050 руб. В иске к Следственному отделу по Засвияжскому району Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области, Следственному управлению Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области, прокуратуре Ульяновской области отказать.

Не согласившись с данным решением, Министерство финансов РФ подало апелляционную жалобу, в которой указало, что согласно Положению о Министерстве финансов Минфин России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций. Перечень функций предусмотрен п.1. Положения, в котором отсутствует функция по исполнению обязательств иных бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета. В обжалуемом решении отсутствует нормативное обоснование взыскания средств с Минфина России. Суду следовало принять во внимание, что в силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Суду следовало привлечь в порядке субсидиарной ответственности собственника имущества органов прокуратуры - публично-правовое образование Российскую Федерацию. На основании пункта 3 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию по обязательствам созданным ими учреждений выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета. Главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к Прокуратуре Ульяновской области является Генеральная прокуратура Российской Федерации, следовательно, к участию по данному делу должна быть привлечена Генеральная прокуратура Российской Федерации в порядке статьи 158 БК РФ. Просит отменить решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.
Ульяновска от 15.06.2010 по иску Истоминой Е.Д. в связи с неправильным применением норм материального права. Вынести новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований Истоминой Е.Д. в отношении Минфина России.

В судебном заседании истица на иске настаивала, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители ответчиков Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области, прокуратуры Ульяновской области в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель Министерства финансов РФ в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Нормы материального и процессуального законодательства мировым судьей применены правильно.

Мировой судья обоснованно указал в решении, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002г. № 63-ФЗ размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующею в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 400 от 04.07.2003г. установлено, что Министерством финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной год предусматриваются органами государственной власти Российской Федерации, наделенными полномочиями по назначению адвокатов, по соответствующим статьям функциональной и экономической классификации расходов федерального бюджета средства на оплату труда адвокатов. Оплата труда адвоката производится по его заявлению на основании постановления органа дознания, органа предварительного следствия, прокурора или суда, направляется в соответствующую финансовую службу для перечисления указанных в нем средств на текущий счет адвокатского образования. Перечисление средств на текущий счет адвокатского образования осуществляется в течение 30 дней с даты получения постановления.

Судом установлено, что Истоминой Е.Д. не оплачены процессуальные издержки по постановлению от 04.04.2008г. в сумме 1 100 руб. по делу в отношении Таминдаровой Л.А., по постановлению от 04.04.2008г. в сумме 4 950 руб. по делу в отношении Маршалова В. В., по постановлению от 19.10.2007г. в сумме 2 000 руб. по делу в отношении Захаровой О.И.

По всем трем уголовным делам следственные действия были закончены в 2007г., дела переданы в суд.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 года «О федеральном бюджете на 2006 год». Федеральным законом от 19.12.2006 года «О федеральном бюджете на 2007 год» на обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора и суда в уголовном судопроизводстве были предусмотрены определенные средства из федерального бюджета.

В 2007 году оплата труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению следователей прокуратуры Ульяновской области производилась за счет средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели прокуратуре Ульяновской области на соответствующий финансовый год.

Таким образом, оплачивать труд адвоката - истицы Истоминой Е.Д. в указанные годы должна была прокуратура Ульяновской области.

Федеральным законом от 05 июня 2007г. № 87-ФЗ внесены изменения в Закон «О прокуратуре Российской Федерации», где в статье 11 п. 4 указано, что в систему органов прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, а Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 01 августа 2007г. № 1004 утверждено Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации. В соответствии с пунктом 15 раздела 111 Следственный комитет является юридическим лицом. Указанный пункт Положения вступил в силу с 01.01.2008 года.

12 декабря 2007г. утверждено 1 Положение о Следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ульяновской области. В соответствии с пунктом 20 раздела 3 Следственное управление по Ульяновской области является юридическим лицом.

Таким образом, Следственное управление, является вновь созданным юридическим лицом и не может является правопреемником прокуратуры Ульяновской области, не должно отвечать по ее долговым обязательствам перед истцом. Между прокуратурой Ульяновской области и Следственным управлением не имеется какого-либо разделительного баланса, либо передаточного акта, в котором указывалось бы на то, что долговые обязательства прокуратуры области передаются следственному управлению. Как указывалось выше, прокуратура Ульяновской области и Следственное управление с 01.01.2008 г. являются разными юридическими лицами, каждый имеет отдельный баланс.

Пункт 9 п.п. 19 Положения о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации указывает, что Следственный комитет осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и обеспечение деятельности Следственного комитета, однако данное Положение вступило в законную силу с 01.01.2008 г.

Поскольку правоотношения между истцом и прокуратурой Ульяновской области возникли в 2006-2007г.г., когда соответствующая статья расходов на эти цели имелась у прокуратуры Ульяновской области, то бюджетное обязательство по оплате труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов прокуратуры, является обязательством органов прокуратуры.

Между тем, поскольку с 2008 года бюджетные ассигнования на обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора предусматриваются только Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации, а прокуратура Ульяновской области на конец 2007 год исчерпала средства на выплату денежного вознаграждения адвокатам, то суд считает необходимым данное вознаграждение в пользу истицы взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, учитывая нижеследующее.

В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Собственником имущества органов прокуратуры является публично-правовое образование Российская Федерация.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 328-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Ульяновска от 15 июня 2010 года по гражданскому делу по иску Истоминой Е.Д. к Следственному отделу по Засвияжскому району Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области, Следственному управлению Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ульяновской области, Министерству финансов Российской Федерации, прокуратуре Ульяновской области о взыскании процессуальных издержек, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции обжалованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу после его вынесения.

Судья - Л.Н.Матвеева