2-АП-211/10
Мировой судья
ФИО6го участка Номер обезличен
... ...
Павлюченко Ю.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дата обезличена г. ...
... суд ... в составе:
судьи ФИО0,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания ...» на решение мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... ... от Дата обезличена года по гражданскому делу по иску ФИО3, ФИО4 к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания ...» о признании незаконным включение в квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг доначислений, перерасчете коммунальных платежей, которым: исковые требования удовлетворены, признано незаконным включение в квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг на жилое помещение по адресу: ..., ..., ..., ... строки «доначисление теплоснабжение за 2008 год», обязать Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания ...» исключить из квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг по адресу: ..., ..., ..., ... строку «доначисление теплоснабжение за 2008 год», также возложена на ответчика обязанность произвести ФИО3, ФИО2 перерасчет жилищно-коммунальных услуг за жилое помещение по адресу: ..., ..., ..., ...Дата обезличена год и зачесть уплаченную за услугу «утилизацию твердых бытовых отходов» сумму в размере 349 руб. 99 коп. в счет будущих платежей за коммунальные услуги, взыскано с ответчика в пользу истцов в счет возмещения морального вреда по 300 руб. каждому, расходы по составлению иска в сумме по 400 руб., в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 600 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3, ФИО4 обратились к мировому судье с вышеуказанным иском к ОАО «Домоуправляющая компания ...» (далее - ОАО «ДК ...»). Исковые требования мотивированы тем, что они являются собственниками квартиры по адресу: ..., ..., ..., .... Дата обезличенаг. они обратились к ответчику с заявлением о перерасчете размера платы за услугу «теплоснабжение за 2008г.», поскольку в январе 2010г. ответчик произвел «доначисление» платы за данную услугу в размере 726 руб. 22 коп. Данные действия ответчика неправомерны, нарушают их права как потребителей жилищно-коммунальных услуг. ... суда ... признаны незаконными действия ответчика по включению в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг строки «ТБО утилизация», в связи с чем, взимание платы за данную услугу с Дата обезличенаг. не производится. Дата обезличенаг. они обратились к ответчику с заявлением о перерасчете платы за данную услугу за 2009г. В 2009г. за данную услугу они оплатили 349 руб. 99 коп. Указанными действиями ответчика им причинен моральный вред. В связи с этим, просят признать незаконным включение в квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг доначисления за теплоснабжение за 2008г., обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «утилизацию ТБО» за 2009г., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 5000 руб.
Мировым судьей судебного участка Номер обезличен ... ... вынесено вышеуказанное решение от Дата обезличена года.
Ответчик не согласился с решением мирового судьи и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить и в удовлетворении исковых требований истцам отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что в соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном ФИО5 Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением ФИО5за Номер обезличен от Дата обезличена года. В соответствии с п.19 указанных правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Законодательством не предусмотрено изменение норматива потребления, установленного органом местного самоуправления в зависимости от продолжительности отопительного сезона. Норма установлена на 1 календарный год и должна быть оплачена потребителем в полном объеме. Установить размер платы за теплоснабжение в отопительный сезон в начале года, при котором установленная норма будет оплачена потребителем в полном объеме за фактическое количество дней подачи тепловой энергии, не возможно. В соответствии с п. 15 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведние, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Норматив потребления коммунальных услуг при отсутствии индивидуальных приборов учета- это месячный объем ( количество потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении платы за коммунальные услуги). Исходя из положений ст. 157 ЖК РФ, п.п. 15, 19 Правил размер платы за отопление в жилом помещении определяется согласно нормативу потребления теплоэнергии. Законодательными органными ... была предоставлена возможность гражданам оплачивать за теплоснабжение как круглогодично, так и в отопительный период по их выбору, при этом отопительный сезон устанавливался на период 7 месяцев. Соответственно отопительный сезон при по сезонной оплате длился 213 дней, т.е. с 01.10. по 30.04., независимо от фактического начала и конца отопительного сезона. Расчетным периодом при расчете круглогодичной и посезонной оплаты является календарный год. Законодательством не предусмотрено изменение норматива потребления, установленного органом местного управления в зависимости от продолжительности отопительного сезона. В состав платы за содержание и ремонт жилья утилизация ТБО в силу ст. 154 ЖК РФ не входит.
Истцы, третье лицо ООО «РИЦ» в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Представитель истцов, представитель ответчика в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела. Просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи от Дата обезличена года по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.
ФИО6 установлено, что ФИО3 и ФИО4 являются сособственниками квартиры по адресу: ..., ..., ..., ..., указанный жилой дом находится в управлении ОАО «Домоуправляющая компания ...» с Дата обезличена года, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Согласно квитанций, выданных истцам на оплату жилищно-коммунальных услуг, в квитанции за январь 2010 г. включена строка «доначисление теплоснабжение» за 2008 г., начислено 726 руб. 22 коп.
Из квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг за 2009г. следует, что с истцов взималась плата за содержание и ремонт жилья, а также дополнительная плата за утилизацию ТБО.
По мнению суда, установление управляющей компанией платы за доначисление теплоснабжения за 2008г. и платы за утилизацию ТБО истцам, проживающим в многоквартирном жилом доме, находящемся в ее управлении, является незаконным, противоречащим требованиям действующего жилищного законодательства.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 154 ЖКРФ.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за такую коммунальную услугу, как теплоснабжение, определяется как произведение тарифа и количества потребленной энергии. Согласно ст. 544 ГК РФ оплата тепловой энергии производится за фактически принятое бытовым потребителем количество энергии в соответствии с данными учета энергии. В свою очередь, количество потребленной тепловой энергии определяется по приборам учета, а при их отсутствии - по нормативам, утвержденным органами местного самоуправления (ст. 157 ЖК РФ)
В зависимости от оборудованности многоквартирного дома коллективными и индивидуальными приборами учета потребления коммунальных ресурсов Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам установлено несколько способов определения размера платы за коммунальные услуги исходя из способа определения объемов потребленных коммунальных услуг.
При этом размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Общий объем (количество) потребленной тепловой энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между собственниками жилых помещений расчетным путем в установленном порядке, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям (п. 7 Правил).
При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается: при наличии индивидуальных (квартирных) приборов учета - в соответствии с пунктом 16 Правил; при отсутствии индивидуальных приборов учета - в соответствии с пунктом 19 Правил.
Установленный порядок расчетов обязательств по внесению платы за коммунальные услуги предусматривает оплату коммунальных услуг, необходимых для содержания общего имущества дома.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входит доначисление за теплоснабжение.
Мировой судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета истцам платы за теплоснабжение за 2008 год и взимание с них платы в январе 2010 года.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрена возможность осуществления перерасчета размера обязательств по внесению платы за коммунальные услуги в связи с временным или постоянным отсутствием потребителей в принадлежащем собственнику жилом помещении (подп. 54 - 59), а также при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность (подп. 60 - 74).
Как следует из ч.11 ст. 162 ЖК РФ и п. Дата обезличена Договора управления многоквартирным домом от Дата обезличенаг., управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, потребителей и исполнителей жилищно-коммунальных услуг направило разъяснение о том, какая деятельность по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов подлежит государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением ФИО5 от Дата обезличенаг. Номер обезличен, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от Дата обезличенаг. Номер обезличенФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Федеральный закон) регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии со статьей 2 Федерального закона признается организацией коммунального комплекса.
Установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.
Федеральный закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, по выгребу ( откачке) жидких отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Стоимость указанных услуг устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов.
Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.
Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.
При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых отходов.
Таким образом, действия ответчика по установлению в январе 2010 г. и взиманию с истцов платы за услугу «доначисление за теплоснабжение за 2008г.», а также по установлению и взиманию с истца платы за услугу по утилизации твердых бытовых отходов, являются незаконными.
Как следует из представленных квитанций, истцами в 2009г. оплачено за утилизацию ТБО 349 руб. 99 коп.
Учитывая вышеизложенное, ОАО «Домоуправляющая компания ...» обязано произвести перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг за жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ..., за 2009 год и зачесть уплаченную истцами за услугу «утилизацию твердых бытовых отходов» сумму в размере 349 рублей 99 копеек в счет будущих платежей за коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» в пользу истцов с ответчика ОАО «Домоуправляющая компания ...» подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Мировой судья обоснованно взыскал с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере 300 руб. каждому. При этом, мировой судья учел фактические обстоятельства дела, характер и степень нарушения прав истцов со стороны ответчика.
ФИО6е расходы взысканы с ответчика в строгом соответствии с положением ст.ст. 98,103 ГПК РФ.
Поскольку мировой судья при рассмотрении дела не допустил нарушений норм процессуального и материального права, оснований для отмены, либо изменения решения мирового судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, суд,
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка Номер обезличен ... ... от Дата обезличена года по гражданскому делу по иску ФИО3, ФИО4 к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания ...» о признании незаконным включение в квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг доначислений, перерасчете коммунальных платежей - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания ...» - оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в момент вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
ФИО6 ФИО0