о взыскании материального ущерба и морального вреда



Мировой судья Хаустова Е.В. Дело № 2- АП-369/10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2010 года гор. Ульяновск

Ленинский районный суд

В составе председательствующего судьи Першиной С.В.

При секретаре Алтусовой И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны РФ на решение мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Ульяновска от 24 сентября 2010г., которым суд решил:

Исковые требования Гамаевой Н.И. к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству финансов РФ, Министерству обороны РФ, Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» о взыскании материального ущерба и морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны РФ в пользу Гамаевой Н.И. в возмещение материального ущерба 44 000 рублей, судебные расходы в размере 1 000 рублей, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны РФ в пользу Гамаевой Н.И. в возмещение материального ущерба 44 000 рублей, судебные расходы в размере 1 000 рублей.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны РФ, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственность взыскать с Министерства обороны РФ госпошлину в размере 1 520 рублей в доход местного бюджета.

В части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, в части исковых требований к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству финансов РФ- отказать,

У С Т А Н О В И Л:

Гамаева Н.И. обратилась в суд к вышеперечисленным ответчикам с исковыми требованиями о возмещении материального ущерба, указав в обоснование иска, что 13 ноября 2009г., около 15 часов, на технической территории войсковой части 34236 (ФГУП 31 Арсенал», вследствие нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах со стороны должностных лиц названной части, на второй эстакаде мастерской № 2 цеха № 1 в ходе разделки и утилизации боеприпасов произошло возгорание пороха, находившегося в хранилище. Из-за указанного возгорания пороха произошел мощный взрыв, в результате которого истице был причинен имущественный вред- повреждена квартира по адресу: ул. Димитрова, д. 5 кв. 150 и имущество, находящееся в ней.

Поскольку в соответствии с дефектным актом ООО «ЛЕТО» кухонное окно, оконный блок с выходом на балкон, рама балконная подлежат замене, истицей был заключен договор подряда с указанной организацией, в соответствии с которым стоимость работ по восстановлению окна определена в размере 44 000 рублей.

Пожар на территории ФГУП «31 Арсенал», расположенного по адресу: г. Ульяновск, войсковая часть 34236, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области признан чрезвычайной ситуацией регионального уровня.

Распоряжением Правительства Ульяновской области от 13.11.2009г. № 665- пр «О введении режима чрезвычайной ситуации» для органов управления и сил регионального уровня Ульяновской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим чрезвычайной ситуации. Граница зоны чрезвычайной ситуации определена в пределах границ Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск».

В соответствии с положениями ст. 24 ФЗ от 21 1994г. № 68- ФЗ, финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации федерального и межрегионального характере являются расходным обязательством РФ; регионального и межмуниципального характера- расходным обязательством субъекта РФ; в границах (на территории) муниципального образования- расходным обязательством муниципального образования. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством РФ.

В рассматриваемом случае режим чрезвычайной ситуации носил региональный характер и по смыслу действующего законодательства финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации является расходным обязательством субъекта РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 9 Закона Ульяновской области от 30 декабря 1996г. «О защите населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям Правительства Ульяновской области относится организация и проведение аварийно- спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержание общественного порядке в ходе их проведения. При недостаточности собственных сил и средств Правительство Ульяновской области обращается к Правительству РФ за оказанием помощи.

Вышеназванные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ, а также могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета.

Нормами действующего законодательства финансирование ремонтно- восстановительных работ, проводимых в порядке ликвидации чрезвычайной ситуации регионального характера, возложено на субъект РФ, в связи с чем Правительство Ульяновской области должно выступить в качестве соответчика по делу.

Рассмотрев спор по существу, 24.09.2010г. мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского района г. Ульяновска принято вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением, Министерством обороны РФ подана апелляционная жалоба, в которой последний просит решение мирового судьи отменить, Министерство обороны РФ от субсидиарной ответственности по возмещению истице материального ущерба освободить.

По нормам действующего гражданского законодательства (ст. 11,14,24 ФЗ от 21.12.1994г. № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; ст. 26.3 Закона от 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»; ст. 9 Закона Ульяновской области «О защите населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») расходные обязательства субъекта по организации, проведению аварийно- спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ, а также могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, что и происходит в настоящее время.

Вместе с тем, содержащийся в решении суда вывод о взыскании денежных средств в пользу истицы в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны РФ в случае недостаточности денежных средств ФГУП «31 Арсенал» Минобороны РФ, носит неаргументированный характер.

Частью 1 и 2 статьи 7 ФЗ № 161- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрено, что унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. РФ не несет ответственность по обязательствам государственного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.

Таким образом, обязательным условием привлечения к субсидиарной ответственности является установленное на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда банкротство юридического лица, т.е. судебного акта о доведении ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России Министерством обороны РФ до банкротства, которого нет. При этом необходимым условием для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника является вина соответствующего лица в доведении до банкротства. Это следует из п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве и норм других федеральных законов.

Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения мирового судьи.

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.: осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред пазник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, пи доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Субъектами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, являются граждане и организации, то есть титульные владельцы источников повышенной опасности эксплуатирующие источник повышенной опасности в силу принадлежащего им права собствен гости, права полного хозяйственного ведения, права оперативного управления либо по другим основаниям.

Имущество ФГУП «31 Арсенал» МО РФ согласно п. 3.1. Устава принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, имея на праве хозяйственного ведения здания, осуществляет свою производственную деятельность в зданиях цехов № 1,2, 3, которые находятся на территории войсковой части № 34236.

Источником повышенной опасности признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами.

В соответствии с приложением № 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых имеются взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и газов.

ФГУП «31 Арсенал» МО РФ имело по состоянию на 13.11.2009 лицензию на утилизацию боеприпасов и их составных частей № 000188 БП - У от 10.12.2008 и сертификат безопасности взрывоопасного производства, выданный Федеральным агентством по промышленности от 22.112007 № БВОП 1.01.100226 сроком действия до 22.11.2010г.

ФГУП «31 Арсенал» МО РФ относится к опасному объекту, поскольку осуществляет эксплуатацию и ремонт взрывопожарных и вредных производств, испытание взрывчатых материалов промышленного изготовления, производств, хранение и распространение пиротехнических изделий, изготовление, переработку хранение и распространение метательных зарядов и взрывчатых материалов промышленного назначения и т.д.

Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, наступает как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств.

Постановлением заместителя руководителя военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону 13.11.2009 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 217 УК РФ.

Согласно названному постановлению, 13.11.2009 около 15 часов на технической территории в/ч 34236, дислоцированной о городе Ульяновске, вследствие нарушения правил безопасности на взрывоопасных объектах в здании №2 цеха 1 в ходе разделки и утилизации боеприпасов имело место возгорание пороха, находившегося в хранилище. В результате возгорания пороха произошел мощный взрыв здания №2 цеха №1.

Особенность правил ответственности за пред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, заключается в том, что для ее возложения необходимо наступление вреда и наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда. Вины причинителя в данных правоотношениях устанавливать не требуется.

Поскольку взрыв боеприпасов произошел в зданиях, принадлежащих ФГУП «31 Арсенал» МО РФ на праве хозяйственного ведения, вследствие деятельности ответчика на взрывоопасном объекте, следовательно, имеется причинная связь между его производственной деятельностью и наступившим вредом.

Войсковая часть 34236 в силу п. 2 ст. 17 ФЗ РФ «Об обороне» не имеет полномочий по осуществлению производственной деятельности.

Нахождение ФГУП «31 Арсенал» МО РФ на территории войсковой части юридического значения не имеет, поскольку закон предусматривает ответственность за вред, причиненный деятельностью ответчика, создающей повышенную опасность для окружающих, и ответственность, в этом случае, не зависит от месторасположения ответчика.

ФГУП «31 Арсенал» МО РФ является государственным унитарным предприятием, которое не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, указанное Министерство является федеральном органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны и имеет полномочия по осуществлению, размещению и оплате заказов на закупку, сервисное обслуживание, модернизацию, ремонт и утилизацию вооружения и военной техники; координирует заказы на разработку, закупку, сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники общего применения для войск воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники; запасные части и комплектующие изделия к ним, а также боеприпасы и другое имущество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.п. 48,49).

В силу Постановлений Правительства РФ от 29.12.2008 Д № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», от 06.06.2003 № 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственники имущества федерального государственного унитарного предприятии», от 03.12.2004 № 739 (с последующими изменениями и дополнениями) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственнике имущества федерального государственного унитарного предприятия» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного веления или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника -подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедуры банкротства; закрепляет находящиеся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задание по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации, связанных с передачей закрепленного за ним в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества и аренду; в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации полномочия осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, которое проводит реорганизацию федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации в форме слияния и присоединения, а также их ликвидации на основании решения Министерства обороны Российской Федерации.

Министерством обороны Российской Федерации было принято решение о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом Российской Федерации от 15.07.2010 № 304 создана ликвидационная комиссия по расформированию ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации.

С момента создания и регистрации ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (и. 3 ст. 62 ГК РФ) и наступает субсидиарная ответственность учредителя.

При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона) (п.24 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

Поскольку Министерство обороны является учредителем ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, которое не может в настоящее время удовлетворить требования кредиторов, и которое находится в стадии ликвидации по решению его учредителя, в силу п.7 ст. 114 и п. 3 ст. 56 ГК РФ Министерство обороны РФ обязано наряду с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ нести субсидиарную ответственность перед кредиторами.

В силу вышеизложенного, мировой судья обоснованно привлек Министерство обороны РФ к субсидиарной ответственности по возмещению причиненного истице ущерба вместе с ФГУП «31 Арсенал» МО РФ.

Размер материального ущерба, подлежащий возмещению истице, подтвержден допустимыми по делу доказательствами- дефектным актом ООО «ЛЕТО» и договором подряда; кроме того, сумма ущерба ответчиками по делу в рамках судебного разбирательства не оспаривалась.

Материальный и процессуальный закон мировым судьей применен правильно.

Все юридически значимые обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам судом дана надлежащая оценка.

Руководствуясь ст. ст. 328- 329 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района гор. Ульяновска от 24 сентября 2010г. по делу по иску Гамаевой Н.И. к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству финансов РФ, Министерству обороны РФ, Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» о взыскании материального ущерба и морального вреда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны РФ- без удовлетворения.

СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА