о предоставлении жилого помещения



Дело №2-2551/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2010 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

Судьи Тютькиной З.А.,

При секретаре Кобылкиной Д.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Павла Филипповича к мэрии г.Ульяновска о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности по выдаче сертификата на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Иванов П.Ф. обратился в суд с вышеуказанным иском. Свои требования мотивировал тем, что является участником Великой отечественной войны, инвалидом 2 группы. В собственности жилья не имеет. Он проживает в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ..., которая была получена его зятем Финогентовым В.Ю. в 1994 году без его участия. Квартира приватизирована его дочерью и ее сыном. Истец обратился в мэрию г.Ульяновска о выделении ему жилья за счет государства, но ему было отказано на том основании, что жилплощадью он обеспечен. Полагает данный отказ незаконным. В соответствии с Указом Президента РФ №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов» он должен быть обеспечен жильем независимо от материального положения. Поскольку собственное жилье у него отсутствует, он должен быть признан нуждающимся в предоставлении жилья. Просил суд признать за ним право на обеспечение жильем за счет государства как участника ВОВ, обязать ответчика выделить ему квартиру или выдать сертификат на приобретение жилья.

В судебном заседании истец не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель истца адвокат Чашленков С.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании пояснил, что истец проживал в собственном доме в ... Ульяновской области. С возрастом ему стало затруднительно себя обслуживать, в связи с чем, в 2003 году он переехал к своей дочери в Ульяновск. В настоящее время он проживает в благоустроенной трехкомнатной квартире жилой площадью 77,10 кв.м, собственником жилья являются его дочь и внук. В квартире проживают 6 человек, истец чувствует себя стесненным в жилищных условиях. Истец является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы по общему заболеванию, но на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением никогда не стоял. Все зарегистрированные граждане проживают одной семьей, ведут совместное хозяйство.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска в судебном заседании иск Иванова П.Ф. не признала, пояснила, что истец обеспечен учетной нормой жилья. В квартире, в которой он проживает, зарегистрировано 5 человек, оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется.

Представитель 3 лица Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании установлено, что истец является инвалидом второй группы по общему заболеванию, участником, ветераном Великой Отечественной войны.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».

Как установлено в судебном заседании истец на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял и не состоит.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой было принято решение за №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек.

Из материалов дела следует, что истец с 06.05.2003 года зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: ... общей площадью 98,17 кв.м., жилой площадью 55,81 кв.м, что следует из справки формы №8 и технического паспорта на жилое помещение.

Вместе с ним по указанному адресу зарегистрированы: дочь истца FIO12 (собственник 1/2 доли квартиры), зять истца FIO3, внучка истца FIO11, внук истца FIO10 (собственник 1/2 доли квартиры).

Согласно договору передачи доли в праве общей собственности на дом с надворными постройками Номер обезличен от 10.04.2006 года л.д.27), в собственность FIO14 и FIO10 в порядке приватизации передано 52/100 доли жилого дома по адресу: .... От приватизации данного жилого помещения отказались FIO3, Иванов П.Ф., FIO13

Допрошенный в судебном заседании свидетель FIO15 в судебном заседании пояснил, что является мужем внучки истца, и без регистрации проживает в доме по адресу: ..., ...

Данное обстоятельство, по мнению суда, не имеет юридического значения по делу, поскольку ФИО17 не зарегистрирован по указанному адресу, довод представителя истца о необходимости учитывать факт проживания ФИО18 при определении нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, не состоятельный.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из материалов дела следует, что у истца иного жилья в собственности не имеется. Принадлежавший истцу на праве собственности жилой дом по адресу: ... общей площадью 30,71 кв.м, был продан истцом на основании договора купли-продажи от 21.01.2004 г.

Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ).

Как следует из материалов дела дочери истца FIO14 принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: ...

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности и(или) занимаемых по договорам социального найма нескольких жилых помещений (ч. 2 ст.51 ЖК РФ).

Следовательно, при определении нуждаемости должна учитываться, в том числе, площадь данного жилого помещения.

Исходя из размера учетной нормы жилого помещения - 12 кв.м. истец является обеспеченным жилым помещением и не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с нормами действующего законодательства.

Жилье, в котором проживает истец, аварийным не признано, пригодно для проживания. Степень благоустройства дома соответствует степени благоустройства населенного пункта.

Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, Иванов П.Ф. не может быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, и, следовательно, исковые требования Иванова П.Ф. о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении на мэрию обязанности по выдаче сертификата на приобретение жилья удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Иванова Павла Филипповича к мэрии г.Ульяновска о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности по выдаче сертификата на приобретение жилья оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд.

Судья З.А. Тютькина