Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2010г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
При секретаре Алтусовой И.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Юсупова Ибрагима Мухаметрахимовича к мэрии города Ульяновска, Правительству Ульяновской области об обеспечении жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Юсупов И.М. обратился в суд с исковыми требованиями к мэрии города Ульяновска, Правительству Ульяновской области об обеспечении жилым помещением, указав в обоснование иска, что является ветераном Великой Отечественной Войны. 16 ноября 2009г. обратился в мэрию г. Ульяновска с письменным заявлением по вопросу признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. К заявлению приложил документы, подтверждающие факт наличия у него в собственности частного жилого дома, общей площадью 39.7 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская ..., в котором он не проживает более 2 лет по объективным причинам.
На свое первое обращение получил ответ, датированный 23.11.2009г., в котором сообщалось об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что до 01 марта 2005г. истец не состоял в очереди нуждающихся в жилье.
На второе обращение от 30 декабря 2009г. мэрией г. Ульяновска был дан повторный отказ со ссылкой на то, что истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечен жильем в месте проживания по учетной норме площади жилого помещения.
Считает отказ мэрии г. Ульяновска незаконным, грубо нарушающим его права.
С 1978г. по 2008г. он вместе с женой проживал в частном домовладении, общей площадью 39.7 кв.м., расположенном по адресу: ... Жилой дом по вышеуказанному адресу является неблагоустроенным жилым помещением: отопление- газовое, водоснабжение, ванна, канализация- отсутствуют.
После смерти жены Юсуповой Р.С., умершей в марте 2008г., истец, находящийся в преклонном возрасте, являющийся инвалидом 2 группы бессрочно, нуждающийся по характеру имеющихся у него заболеваний в постоянном постороннем уходе, вынужден был переехать на постоянное проживание в г. Ульяновск, к своей дочери Маштеевой Н.И. По приезду в город Ульяновск вселился в жилой дом, общей площадью 71.2 кв.м. по адресу: ..., собственником которого является его зять Маштеев Р.Х. Кроме истца, на указанной жилой площади проживает еще 5 человек: Маштеев Р.Х. (собственник), Маштеева Н.И. (его супруга), Маштеев Р.Р. (сын собственника), Маштеева Г.Р. (дочь собственника), Маштеева Д.Р. (внучка собственника). Таким образом, на каждого проживающего приходится по 11.87 кв.м. общей площади жилого помещения, что свидетельствует о том, что учетной нормой жилого помещения истец в месте постоянного проживания не обеспечен.
Кроме того, по действующим до 01 марта 2005г. Временным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утв. 26 декабря 1996г. инвалиды и участники Великой Отечественной Войны признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи была более 8 метров, но указанные лица проживали в жилых помещениях без удобств, либо с частичными удобствами (отсутствие центрального отопления, или канализации, или водопровода, или ванны).
Таким образом, по действующим до 01 марта 2005г. нормативно- правовым актам истец являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку проживал в неблагоустроенном жилом помещении: без ванны, водопровода, канализации, центрального отопления. В силу преклонного возраста, наличия множественных заболеваний, военных травм, проживания в отдаленной сельской местности он не знал о своих правах на обращение по вопросу постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В настоящее время, проживая в семье дочери в г. Ульяновске, ему стало известно о наличии у него права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а-ж» и «и» подпункта 1 статьи 2 настоящего ФЗ, предоставляются следующие меры социальной поддержки: (п.3)- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего ФЗ. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
В связи с вышеизложенным просит обязать мэрию г. Ульяновска обеспечить его жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
В судебное заседание истец не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель истца Маштеева Н.И. на удовлетворении исковых требований своего доверителя настаивала, дав суду аналогичные пояснения.
Адвокат Лагойда И.А., также представляющая интересы истца, суду дополнила, что стоимость частного дома, принадлежащего истцу на праве собственности, расположенного по адресу: ... по справке независимого оценщика составляет не более 90 000 рублей. Соответственно, продав данный объект недвижимости истец лишен возможности улучшить свои жилищные условия, поскольку данная сумма – 90 000 рублей несоизмеримо мала для покупки жилья в г. Ульяновске.
Представитель мэрии города Ульяновска Горничнова Л.Н. просила в иске Юсупову И.М. отказать, приведя в обоснование своей позиции следующие доводы.
30 декабря 2009г. от истца поступило письменное заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны 1941- 1945г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. По результатам рассмотрения данного обращения истцу был дан ответ, в котором сообщалось об отказе в удовлетворении данного требования по следующим основаниям.
Обеспечение жилыми помещениями ветеранов ВОВ осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, ФЗ РФ от 12.01.1995г. № 5- ФЗ «О ветеранах», которым предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления. Нуждающимися в жилье признаются граждане, не обеспеченные учетной нормой площади жилого помещения. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005г. учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. По представленным документам было установлено, что истец с 09.06.2009г. проживает в частном домовладении, общей площадью 71.2 кв.м. по адресу: г. Ульяновск, 1 пер. С. Лазо, д. 59, в котором, кроме истца, еще зарегистрировано 5 человек. Кроме того, с 1978г. по 22.05.2009г. истец был зарегистрирован в жилом помещении, представляющим собой частное домовладение, общей площадью 39.7 кв.м. по адресу: ... Согласно правоустанавливающих документов, данное домовладение принадлежит истцу на праве собственности. Учитывая оба жилых помещения- по адресу: Ульяновская область, Новомалыклинский район, с. Средний Сантимир, ул. Заречная, д. 13 и по адресу: ..., обеспеченность истца жильем превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную Решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005г.
Поскольку до 01 марта 2005г. истец не был поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылку его представителей на Временные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утв. 26 декабря 1996г., считает несостоятельной.
Представитель Правительства Ульяновской области Гусева Е.Н. просила в иске Юсупову И.М. отказать, дав суду следующие пояснения.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего ФЗ. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан (ст. 23.2).
Постановлением правительства Ульяновской области от 02 мая 2006г. № 138 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов. Государственная поддержка по обеспечению жильем участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством. Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.
Для получения свидетельства получатель должен представить в орган местного самоуправления муниципального образования соответствующие документы. Уполномоченный орган осуществляет прием документов и ежегодную сверку по итогам которой формирует списки получателей и до 01 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области (уполномоченный Правительством орган исполнительной власти Ульяновской области по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов).
Департамент на основе представляемых в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области. Департамент запрашивает от уполномоченных органов муниципальных образований документы, предусмотренные в пункте 8 настоящего Порядка, на получателей, находящихся в начале сформированного им списка, после чего выносит их на рассмотрение рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 16 ноября 2009г. Юсупов И.М. обратился в мэрию г. Ульяновска с письменным заявлением по вопросу признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. К заявлению приложил документы, подтверждающие факт наличия у него в собственности частного жилого дома, общей площадью 39.7 кв.м., расположенного по адресу: ..., в котором он не проживает более 2 лет по объективным причинам.
На свое первое обращение получил ответ, датированный 23.11.2009г., в котором сообщалось об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что до 01 марта 2005г. истец не состоял в очереди нуждающихся в жилье.
На второе обращение от 30 декабря 2009г. мэрией г. Ульяновска был дан повторный отказ со ссылкой на то, что истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечен жильем в месте проживания по учетной норме площади жилого помещения.
Суд находит данный отказ незаконным, а исковые требования Юсупова И.М. –подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны 1 группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров (в настоящее время для инвалидов Великой Отечественной войны - 22 квадратных метра) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).
Постановлением правительства Ульяновской области от 02 мая 2006г. № 138 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов. Государственная поддержка по обеспечению жильем участников ВОВ осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством. Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета в порядке очередности.
В соответствии с ранее действующими на территории Ульяновской области Временными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, утв. 26 декабря 1996г., утратившими силу 26 января 2006г. (основание- Постановление Законодательного собрания Ульяновской области № 46/32 от 26.01.2006г.) инвалиды и участники Великой Отечественной Войны признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи была более 8 метров, но указанные лица проживали в жилых помещениях без удобств, либо с частичными удобствами (отсутствие центрального отопления, или канализации, или водопровода, или ванны).
Таким образом, по действующим до 2006г. нормативно- правовым актам истец являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку проживал в неблагоустроенном жилом помещении по адресу: Ульяновская область, Новомалыклинский район, с. Средний Сантимир, ул. Заречная, д. 13 без ванны, водопровода, канализации, центрального отопления.
То обстоятельство, что в силу объективных причин, связанных с преклонным возрастом истца, наличием у него множественных заболеваний, приведших к инвалидности, военных травм, проживания в отдаленной сельской местности последний своевременно не был поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, правового значения в данном случае не имеет.
Истец, являющийся ветераном Великой Отечественной войны, являющийся по имеющимся у него условиям проживания, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но по объективным причинам своевременно не вставший в очередь нуждающихся, не может быть поставлен в неравное положение с такой же категорией граждан, своевременно вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 2005 года.
Документально подтверждается, что с 09 июня 2009г. истец проживает в жилом помещении по адресу: ... представляющим собой частный жилой дом, общей площадью 71.2 кв.м. Собственником указанного домовладения является зять истца Маштеев Р.Х. Кроме истца, на указанной жилой площади проживает еще 5 человек: Маштеев Р.Х. (собственник), Маштеева Н.И. (его супруга), Маштеев Р.Р. (сын собственника), Маштеева Г.Р. (дочь собственника), Маштеева Д.Р. (внучка собственника). Таким образом, на каждого проживающего приходится по 11.87 кв.м. общей площади жилого помещения, что свидетельствует о том, что учетной нормой жилого помещения истец в месте постоянного проживания не обеспечен.
Обязанность по обеспечению истца жилищным сертификатом на выделение субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета суд возлагает на мэрию г. Ульяновска. В удовлетворении исковых требований к Правительству Ульяновской области, являющемуся в рассматриваемом случае ненадлежащим ответчиком, Юсупову И.М. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Юсупова Ибрагима Мухаметрахимовича к мэрии города Ульяновска удовлетворить.
Обязать мэрию города Ульяновска предоставить Юсупову Ибрагиму Мухаметрахимовичу, являющемуся ветераном Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищный сертификат на выделение субсидии на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
В удовлетворении исковых требований Юсупову Ибрагиму Мухаметрахимовичу к Правительству Ульяновской области отказать в полном объеме.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА