о предоставлении жилищного сертификата



Дело № 2-3307/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2010г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

судьи Родионовой В.П.

при секретаре Пугачевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цоль Лили Эришевны к Мэрии города Ульяновска о предоставлении государственного жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилого помещения

у с т а н о в и л:

Истица обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом Ульяновской области от 06.05.2006г. №60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Родилась в Казахстане. Ее родители в начале 90-х годов переехали из Казахстана в Вешкаймский район Ульяновской области, проживали в заброшенных сельских домах Вешкаймского района. Истицу, ее братьев и сестер поместили в детские дома на основании Постановления главы администрации Вешкаймского района 14.10.1993г., а затем, решением Вешкаймского районного суда от 17.09. 1998г. ее родители лишены родительских прав в отношении истца и ее сестер и братьев. Она воспитывалась в Барановской школе-интернате, обучалась в профессиональном училище № 8. О том, что в Ульяновской области принят закон об обеспечении жильем детей-сирот, узнала случайно от ребят, с которыми вместе воспитывались в детских домах. Она не имеет жилья и постоянной работы. Уезжала в Московскую область на заработки, но вернулась в Ульяновск, так как возникли проблемы с проживанием и работой. В настоящее время имеет временную регистрацию в г.Ульяновске, но трудоустроиться не может, т.к. нет постоянной регистрации. На основании вышеизложенного и руководствуясь действующим законодательством РФ и Ульяновской области о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, просит обязать мэрию г.Ульяновска выдать жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья.

Истица Цоль Л.Э. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, поддержала доводы иска. Указала, что в настоящее время она временно зарегистрирована в г. Ульяновске в общежитии у сестры. Работает штукатуром- маляром ООО «Техкомплект». Самостоятельно решить вопрос с обеспечением себя жильем возможности не имеет.

Представитель мэрии города Ульяновска в судебное заседание не явился. В отзыве указал, что истица не относится к категории детей- сирот, не имеет права на получение сертификата. Просил в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.

Представитель Министерства образования Ульяновской области просил о рассмотрении дела без свого участия, в отзыве на иск указал следующее. В соответствии со статьёй 4 Закона Ульяновской области от 6 мая 2006 г. № 60-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, были переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в порядке, определённом главой 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, в компетенцию Министерства образования Ульяновской области не входит наделение детей-сирот жилищными сертификатами и определение права заявителя на его получение. Права детей-сирот на внеочередное обеспечение жильём, изначально были установлены Постановлением ЦК КПСС и МС СССР от 31.07.1987 № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Федеральным Законом от 21 декабря 2006 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», права детей-сирот, на получение жилья были закреплены в статье 8. Статьёй 8 Закона № 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со статьёй 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Полагает, что надлежащим ответчиком, является Муниципальное образование, в котором проживает истец.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). На уровне субъекта РФ - Ульяновской области принят Закон области от 06.05.2006 № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. В соответствии с указанным Законом. Ульяновская область наделила органы местного самоуправления : городских округов и муниципальных районов Ульяновской области на неограниченны срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Органы местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение нормативных актов и предоставляемых сведений о количестве детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство финансов Ульяновской области как представитель Казны субъекта РФ - Ульяновской области свои обязательства по финансированию предоставляемых мер социальной поддержки указанной категории выполнило в полном объеме. В иске просила отказать.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.2 п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.1 ст.8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Суд установил, что Цоль Лиля Эришевна родилась Дата обезличена.

Решением Вешкаймского районного суда Ульяновской области от 17 сентября 1998 года родители истца Цоль О.В. и Цоль Э. были лишены родительских прав в отношении дочери Лили.

Согласно справки, выданной администрацией ОГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Барановская специальная ( коррекционная ) школ- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья Николаевского района Ульяновской области, Цоль Л.Э. поступила в школу интернат из Областного Дома Детства 19 ноября 1993 года и воспитывалась до 08.09.2003 года, при этом находилась на полном государственном обеспечении, так как являлась сиротой. Выбыла на дальнейшее обучение в г. Новоульяновск, ПУ -8. Вопрос об обеспечении жильем Цоль Л.Э. по окончании интерната не решался.

В профессиональном училище №8 г. Новоульяновска истица обучалась в период с 01.09.2003 года по 22.08.2005 года находилась на полном государственном обеспечении.

В период с 28 октября 2005 года по 10 марта 2010 года истица имела регистрацию в доме ... Вешкаймского района, однако по указанному адресу не проживала, так как дом сгорел 10 мая 2007 года. Из справки начальника Управления образования администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской обалсти, Цоль Л.Э. жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья не выдавался и ее право на жилье на территории муниципального образования « Вешкаймский район» реализовано не было.

Согласно свидетельства № 874 о регистрации по месту пребывания, Цоль Л.Э. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Ульяновск, ... на период с 18 июня по 17 августа 2010 года.

Работает Цоль Л.Э. в г. Ульяновске в ООО « Техкомплект» в должности маляр - штукатур 3 разряда.

В ходе судебного заседания не установлен факт закрепления за истцом жилого помещения. По сведениям УФРС по Ульяновской области и по данным БТИ истец не имеет зарегистрированных прав на недвижимое имущество. Факт нахождения истицы на полном государственном обеспечении, подтвержденный материалами дела, свидетельствует о том, что она осталась без попечения родителей.

Право ребенка, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение ему условий для получения образования основано на положениях Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ и Закона об образовании в РФ об обязательности, бесплатности и общедоступности основного общего образования для каждого ребенка. Содержание этого права конкретизируется федеральным законодательством и другими нормативными правовыми актами РФ. Установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное обучение в государственных и муниципальных учреждениях начального профессионального образования на основе полного государственного обеспечения.

Как следует из приведенной выше ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» положения указанного закона распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

В соответствии со ст.3 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» от 6 мая 2006 года № 60-ЗО обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в размере не ниже социальных норм, установленных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области в соответствии с положениями Федеральных законов, а также настоящего закона.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 07.12.2006 г. № 350 утвержден «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», согласно которому орган местного самоуправления после постановки на учет Получателей, не имеющих закрепленного жилого помещения, формируют списки указанных лиц и ежегодно в срок до 1 июня направляют их в Департамент образования Ульяновской области. Департамент образования ежегодно формирует сводный список Получателей с целью обеспечения их жилыми помещениями на очередной финансовый год; подготавливает заявки о распределении средств, выделяемых из областного бюджета в виде субвенций на обеспечение жилыми помещениями Получателей на очередной финансовый год. Органы местного самоуправления предоставляют Получателям за счет субвенций, полученных из областного бюджета Ульяновской области, субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом. Сертификат вручается Получателю органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения о его выдаче.

Размер субсидии определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения для Получателя в соответствующих муниципальных образованиях Ульяновской области и установленной Правительством Ульяновской области средней стоимости одного квадратного метра жилого помещения в соответствующих муниципальных образованиях Ульяновской области.

Ульяновская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (ст.4 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 г. № 60-ЗО).

Правом формирования и представления в Департамент образования Ульяновской области списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и имеющих право на внеочередное предоставление жилья, а также выдачи жилищных сертификатов указанной категории граждан наделена мэрия г. Ульяновска. Ульяновская область обязана обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами в размере, предусмотренном Законом о бюджете на очередной финансовый год. При этом правом самопроизвольно уменьшать, либо увеличивать объем средств на указанные цели Правительство Ульяновской области не может.

Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.

На мэрию города Ульяновска следует возложить обязанность выдать вне очереди Цоль Л.Э. жилищный сертификат о выделении субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Цоль Лили Эришевны удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска выдать вне очереди Цоль Лиле Эришевны жилищный сертификат о выделении субсидии для приобретения жилого помещения с учетом нормы предоставления площади за счет средств субъекта Российской Федерации - Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья - В.П. Родионова