о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



2-2986/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2010 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи А.В.Маслюковой,

при секретаре М.И.Спиридоновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пака М.М. к мэрии города Ульяновска о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л :

Пак М.М. обратился в суд с иском, измененным в ходе судебного разбирательства, к мэрии города Ульяновска об обязании мэрии города Ульяновска признать Пака М.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г.

Иск мотивирован тем, что он в 1986 году выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Является пенсионером Министерства Обороны РФ. Пенсия и компенсационные выплаты как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС истцу назначены и выплачиваются Военным комиссариатом Ульяновской области. 17.01.2009г. истец прописан и проживает как квартирант по адресу г. Ульяновск .... Никакого жилья истец не имеет. 12.02.2010г. истец обратился с письменным заявлением в мэрию города Ульяновска о поставки его на льготную очередь по обеспечению жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. 09.03.2010г. (исходящий номер 580-11) отделом по учету и распределения жилой площади Мэрии города Ульяновска о поставке истца на очередь на улучшение жилищных условий отказал. С данным решением Мэрии города Ульяновска истец не согласен, так как данное решение Мэрии г. Ульяновска не основано на законе.

В судебное заседание Пак М.М. не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Его представитель Дегтярев А.В. на измененном иске настаивал. На остальных исковых требованиях не настаивал, считал их преждевременными. Дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель мэрии города Ульяновска Павлеева Е.А. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что ЖК РФ на органы местного самоуправления возложена функция по постановке на учет только малоимущих граждан, нуждающихся в жилье. Вопрос постановки на учет граждан - участников Черонобыльской АЭС до настоящего времени законодательно не урегулирован.

Представитель ДСЗН Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указал, что Пак М.М. не стоит в очереди нуждающихся в органах местного самоуправления, в связи с чем не включен в сводные списки граждан-участников подпрограммы.

Представитель Военкомата Ульяновской области Шеремето Н.В. в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Пак М.М. в 1986 году выполнял работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Является пенсионером Министерства Обороны РФ.

Пенсия и компенсационные выплаты как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС истцу назначены и выплачиваются Военным комиссариатом Ульяновской области.

17.01.2009г. истец прописан и проживает как квартирант по адресу г. Ульяновск ... ..., ....

В период военной службы и после увольнения с военной службы Пак М.М. жилым помещением не обеспечивался.

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области и Ульяновского областного государственного предприятия Бюро технической инвентаризации Пак М.М. не имеет недвижимого имущества в собственности на территории Ульяновской области.

Истец обратился с письменным заявлением в мэрию города Ульяновска о поставки его на льготную очередь по обеспечению жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. 09.03.2010г. (исходящий номер 580-11) отделом по учету и распределения жилой площади мэрии города Ульяновска о поставке истца на очередь на улучшение жилищных условий отказал.

В удовлетворении заявленного требования было отказано с указанием на то, что вопрос постановки на учет категории граждан - участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, до настоящего времени законодательно не урегулирован.

Жилищным кодексом РФ на органы местного самоуправления возложена функция по постановке на учет только малоимущих граждан, нуждающихся в жилье.

В связи с этим, рассмотреть вопрос постановки истца в очередь на улучшение жилищных условий, как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, возможности не имеется.

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, гарантировал гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 этого Закона одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, распространял эту гарантию на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялась указанная льгота (пункт 3 части первой, часть четвертая статьи 14); гарантировал гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона, первоочередное разовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, распространял эту гарантию на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 3 части первой, часть вторая статьи 15).

Порядок реализации жилищных льгот также был единым, в том числе при предоставлении безвозмездной субсидии, как основной формы использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу (пункт 1 постановления Правительства РФ от 03.08.1996 № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», пункт 3 Положения, утвержденного этим постановлением).

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ изменены формы реализации предоставленных жилищных гарантий, льготы по обеспечению жилой площадью установлены одинаковые для всех вышеуказанных категорий граждан.

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 в редакции, действующей с 01.01.2005, гарантирует гражданам, указанным в пунктах 1, 2 и 3 части первой статьи 13 этого Закона, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.

Таким образом, федеральным законодателем при переходе с 01.01.2005 к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки сохранен достигнутый уровень защиты жилищных прав всех перечисленных категорий граждан, установлены равные гарантии по обеспечению жильем не только для граждан, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 13 Закона, но и в случае смерти этих граждан - для их семей.

Из содержания положений Постановления Конституционного Суда РФ № 18-П от 01.12.2007 по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 19.06.2002 № 11-П по делу проверки конституционности ряда положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О минимальном размере оплаты труда» и «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» следует, при переходе с 01.01.2005 к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности.

\

Как отмечено выше, до 01.01.2006 участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС обеспечивались жильем в рамках прежней Подпрограммы, входившей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на первом этапе (2002-2005 годы).

Лишение указанных лиц возможности участвовать в Подпрограмме, реализуемой в рамках указанной федеральной целевой программы на втором этапе (2006-2010), существенно снижает ранее достигнутый уровень защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности.

Таким образом, порядок обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 866, не позволяет гражданам, не допущенным к участию в действующей Подпрограмме, реально получить предоставляемую им федеральным законодательством меру социальной поддержки, что противоречит нормам Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 года N 17-П по делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) при внесении в законодательство изменений, касающихся форм обеспечения граждан жильем, законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда РФ изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.

Между тем введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.001.2005, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 01.01.2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 01.01.2005, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после даты - 01.01.2005). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

На основании вышеизложенного суд считает измененные исковые требования Пака М.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое требование Пака М.М. удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска поставить Пака М.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и включить в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья А.В.Маслюкова