спор о назначении пенсии



Дело № 2-1585/10

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

12 мая 2010 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Тютькиной З.А.,

при секретаре Черняевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моржака А.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области о зачете периодов работы по охране здоровья населения в специальный трудовой стаж для назначения пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Моржак А.А. обратился в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска о зачете периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Иск мотивирован тем, что 02.10.2009 г. он обратился в УПФ в Ленинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Специальный трудовой стаж на день обращения составил 30 лет 1 месяц 19 дней. Решением комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав от 31.12.09 г. в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано. Основанием для отказа послужило отсутствие необходимого стажа, дающего право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Не были включены периоды: с Дата обезличена по Дата обезличена в должности врача-стоматолога в Госпитале и поликлинике Министерства внутренних дел Казахской ССР; с Дата обезличена по Дата обезличена в должности инспектора-врача мед.управления Министерства внутренних дел Казахской ССР; с Дата обезличена года по Дата обезличена г. в должности врача-стоматолога в Республиканском госпитале с поликлиникой МВД Казахской ССР; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности врача по врачебному контролю во Всесоюзном физкультурно-спортивном ордена Ленина обществе «...»; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности массажиста в городской клинической больнице МСЧ завода им.... с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности врача-стоматолога в ГУЗ «...». С указанным решением Комиссии истец не согласен.

Просит суд включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периоды осуществления им работы по охране здоровья населения: с Дата обезличена.81 по Дата обезличена в должности врача-стоматолога в Госпитале и поликлинике Министерства внутренних дел Казахской ССР; с Дата обезличена года по Дата обезличена г. в должности врача-стоматолога в Республиканском госпитале с поликлиникой МВД Казахской ССР; с 13.02.1989 года по 10.11.1989 года в должности врача по врачебному контролю во Всесоюзном физкультурно-спортивном ордена Ленина обществе «...»; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности массажиста в городской клинической больнице МСЧ завода им....; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности врача-стоматолога в ГУЗ «...».

В судебном заседании истец Моржак А.А. поддержал заявленные исковые требования, пояснила суду, что имеет медицинское образование и более 30 лет занимается именно лечебной деятельностью. Пояснения дал, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Также указал, что у него имеется удостоверение массажиста, и в городской клинической больнице МСЧ завода им.... он работал именно в указанной должности, которая являлась должностью среднего медицинского персонала, поскольку не было ставки врача, он исполнял обязанности медицинского брата по массажу. Во всесоюзном обществе «...» он работал врачом врачебного контроля в диспансере общества, исполнял обязанности врача спортивной медицины. Он осуществлял врачебный контроль за спортсменами общества, осуществлял медицинские осмотры, вел поликлинический прием, отпускал процедуры, готовил спортсменов на сборы.

Представитель ГУ УПФ РФ в Ленинском р-не г. Ульяновска Корнилина С.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истцу было отказано в назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ввиду отсутствия у него необходимого 30 летнего стажа работы. Решение комиссии считает законным и обоснованным.

Представитель 3 лица ГУЗ «...», привлеченного судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, извещался.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом, в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что Дата обезличена г. Моржак А.А. обратился в УПФ в Ленинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Однако ему было отказано в назначении пенсии решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска (Протокол № 1738 от 31.12.2009 г.).

Учтенный ответчиком специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсией по старости в связи с осуществлением лечебной деятельностью - 25 лет 1 месяц 29 дней.

В специальный стаж истца, дающий право на назначение пенсии, не были засчитаны периоды его работы с Дата обезличена по Дата обезличена в должности врача-стоматолога в Госпитале и поликлинике Министерства внутренних дел Казахской ССР; с Дата обезличена по Дата обезличена в должности инспектора-врача мед.управления Министерства внутренних дел Казахской ССР; с Дата обезличена года по Дата обезличена г. в должности врача-стоматолога в Республиканском госпитале с поликлиникой МВД Казахской ССР; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности врача по врачебному контролю во Всесоюзном физкультурно-спортивном ордена Ленина обществе «...»; с 11.11.1990 года по 14.01.1991 года в должности массажиста в городской клинической больнице МСЧ завода им....; с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности врача-стоматолога в ГУЗ «...».

Основанием отказа послужило то, что наименование должностей истца в указанные периоды и наименование лечебных учреждений не предусмотрены ни Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, ни Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, ни Списками профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 646.

Суд не может согласиться с данным утверждением по следующему основанию.

Судом установлено, что Моржак А.А., Дата обезличена года рождения, в Дата обезличена году поступил в Алма-Атинский государственный медицинский институт, и в Дата обезличена году окончил полный курс названного института по специальности «стоматология», решением государственной экзаменационной комиссии от 29.06.80 г. ему присвоена квалификация врача-стоматолога, о чем свидетельствует диплом серии ЕВ №Номер обезличен

Как следует из трудовой книжки истца, в период с Дата обезличена по Дата обезличена он работал в должности врача-стоматолога в Госпитале и поликлинике Министерства внутренних дел Казахской ССР, и в период с Дата обезличена года по Дата обезличена г. - в должности врача-стоматолога в Республиканском госпитале с поликлиникой МВД Казахской ССР.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. №499) утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как следует из Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в разделе наименование учреждений указано - госпитали всех наименований (п.6), поликлиники всех наименований (п.9), в разделе наименование должностей - врачи-специалисты всех наименований.

Кроме того, из имеющейся в пенсионном деле истца справки, выданной «Санаторием Казахстан», Республиканский госпиталь с поликлиникой МВД Казахской ССР 05.07.93 г. был переименован в Центральный госпиталь с поликлиникой МВД Республики Казахстан; 19.01.99 г. он был реорганизован в Центральный госпиталь МВД республики Казахстан; 14.12.99 г. реорганизован в Республиканское государственное казенное предприятие «Санаторий Казахстан» МВД Республики Казахстан, 24.11.2000 г. переименовано в Республиканское государственное казенное предприятие «Лечебный комплекс «Казахстан» МВД Республики Казахстан, 27.04.2004 г. реорганизовано в Акционерное общество «Санаторий Казахстан».

Таким образом, лечебные учреждения, в которых в спорные периоды работал истец, являлись государственными учреждениями здравоохранения, осуществляющими деятельность по охране здоровья населения.

Приказ Минздрава РФ от 6 ноября 2009 г. N 869 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" содержит должностные обязанности Врача-специалиста, и Требования к его квалификации: Высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", ….., без предъявления требований к стажу работы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" утвержден новый Список.

Пунктом 3 данного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществило соответствующую дифференциацию, основанную на объективных критериях оценки характера труда и функциональных обязанностей различных категорий работников, сохранив за лицами, осуществлявшими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, право на досрочное назначение трудовой пенсии на тех же условиях, на которых они ранее могли приобрести право на пенсию за выслугу лет.

Из трудовой книжки истца усматривается, что он работал в городской клинической больнице МСЧ завода им.... с Номер обезличен года по Номер обезличен года в должности массажиста.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В графе наименование должностей указанного Перечня значится должность: «массажист».

Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

То есть, в вышеуказанный период работы истца действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями).

У ответчика наименование учреждения споров не вызывает.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 6 ноября 2009 г. N 869 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" в должностные обязанности «Медицинской сестра по массажу» входит: осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста. Подготовка пациентов к массажу, осуществление контроля за состоянием пациентов во время проведения процедур. Организует работу массажиста. Проводит по назначению врача лечебный (классический), сегментарный, точечный, спортивный, гигиенический, косметический, аппаратный массаж, подводный душ-массаж, и т.д.

Должности «акушерка» и «медицинская сестра», замещаемая лицом мужского пола, именуется соответственно «акушер» и «медицинский брат (медбрат)»(примечание к Списку…, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781).

То есть должность истца и наименование учреждения полностью соответствуют Перечню, действующему в годы его работы.

Согласно вышеуказанному Постановлению от 17 декабря 1959 г. № 1397, лица, имеющие право на пенсию, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.

То обстоятельство, что в действующем в настоящее время Списке не значится должность «массажист» не может служить основанием к отказу истцу в зачете указанного периода в выслугу лет.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Вопросы пенсионного обеспечения работников здравоохранения регулируют нормативные правовые акты, утвержденные Правительством РФ, которые имеют особенности их применения во времени. Одни акты регулируют порядок подсчета выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г., другие - после указанной даты.

Выбирая работу в определенных условиях, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого трудового стажа, предусмотренные действующим в этот период времени законодательством.

Следовательно, отказ ответчика засчитать истцу его работу в качестве массажиста в городской клинической больнице является незаконным.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что как должности Моржака А.А., в соответствии с которыми он осуществлял лечебную деятельность, так и учреждения, где он работал в спорные периоды времени, подпадают под действие как Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, так и Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в связи с чем доводы ответчика суд находит не состоятельными.

К спорным правоотношениям не могут применяться изменения законодательства, ухудшающие положение истца. Иное означало бы такое ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С 28.05.2007 г. по настоящее время истец работает в должности врача-стоматолога в ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер».

В период с 19.05.2008 года по 26.06.2008 года он находился на курсах повышения квалификации в г. Пенза сроком 39 календарный дней, что подтверждается справкой л.д.26).

Указанный период не был зачтен ответчиком в специальный стаж истца, поскольку сведениями персонифицированного учета лечебная и иная деятельность по охране здоровья не подтверждена. Работодателем представлены сведения в отношении застрахованного лица без указания специального стажа (кода льготной профессии).

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Прохождение курсов повышения квалификации является составной частью трудового договора медицинского работника. При этом прохождение курсов повышения квалификации является одновременно и правом медицинского работника, и его обязанностью.

В соответствии с Конвенцией о техническом и профессиональном образовании (Париж, 10 ноября 1989г.) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.) РФ, как участник данных международных договоров, признала, что меры, которые должны быть приняты в целях полного осуществления права на труд, включает программы профессионально- технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.

Осуществление конституционного права на труд, на образование не может умалять другое конституционное право - право на социальное обеспечение. При этом добросовестное исполнение медицинским работником своих должностных обязанностей по прохождению курсов повышения квалификации, на которые он направляется приказами работодателя, не может повлечь за собой исключение из периода лечебной деятельности периодов прохождения курсов.

При вынесении решения суд учитывает также и то обстоятельство, что в указанные спорные периоды работодатель отчислял страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, что соответствует страховому принципу в пенсионном обеспечении граждан.

По мнению суда, вины Моржака А.А. в представлении его работодателем за указанный период работы истца сведений в отношении застрахованного лица без указания специального стажа (кода льготной профессии) не имеется.

Следовательно, период с 19.05.2008 года по 26.06.2008 года подлежит зачету в специальный трудовой стаж истца.

В тоже время не имеется оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в должности врача по врачебному контролю во Всесоюзном физкультурно-спортивном ордена Ленина обществе «Динамо», поскольку данное учреждение не предусмотрено Списками должностей и учреждений, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, ни действующим в настоящее время законодательством, ни ранее действующим.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 98,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Моржака А.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области о зачете периодов работы по охране здоровья населения в специальный трудовой стаж для назначения пенсии удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области зачесть Моржаку А.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующие периоды:

с 22.09.1981 года по 29.12.1981 г. в должности врача-стоматолога в Госпитале и поликлинике Министерства внутренних дел Казахской ССР;

с 17.11.1982 года по 25.03.1986 г. в должности врача-стоматолога в Республиканском госпитале с поликлиникой МВД Казахской ССР;

с 11.11.1990 года по 14.01.1991 года в должности массажиста в городской клинической больнице МСЧ завода им.С.М. Кирова;

с 19.05.2008 года по 26.06.2008 года в должности врача-стоматолога в ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер».

В удовлетворении исковых требований Моржака А.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области о зачете в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы с 13.02.1989 года по 10.11.1989 года в должности врача по врачебному контролю во Всесоюзном физкультурно-спортивном ордена Ленина обществе «Динамо» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

Судья З.А. Тютькина