Р Е Ш Е Н И Е Дело-2-2271/10
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2010 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе
Председательствующего: судьи Гафуровой С.И.,
с участием помощника прокурора
Железнодорожного района г. Ульяновска Маликовой В.Г.,
При секретаре Курсановой Д.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии города Ульяновска о возложении обязанности ликвидировать свалку,
Установил:
Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском.
Исковые требования прокурор мотивировал тем, что в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, которые выявлены в ходе прокурорской проверки.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.98 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К вопросам местного значения городских округов, в силу части 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также п.п.8, 11 и 24 ч.1 ст.16 Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.
Полномочия мэрии г. Ульяновска по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предусмотрены частью 4 ст.37 Устава Муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 г. № 202.
В нарушение указанных норм на территории Железнодорожного района г. Ульяновска улица Карамзинская обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления.
Таким образом, несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде.
Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит суд обязать Мэрию города Ульяновска устранить несанкционированную свалку, расположенную по указанному выше адресу в срок до 01.09.2010 года.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Маликова В.Г., поддержала исковые требования, и дала пояснения аналогичные пояснениям, изложенным в исковом заявлении. При этом Маликова В.Г. добавила, что на сегодняшний день свалка не ликвидирована. Свалка расположена на склоне откоса ведущему к железнодорожной ветке.
Представитель ответчика - главный специалист-эксперт дорожного хозяйства благоустройства и транспорта Мэрии города Ульяновска Логинова С.А. исковые требования не признала и пояснила, что мэрией города предприняты меры для сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов: разработаны и утверждены правила благоустройства территории МО «город Ульяновск». Порядок обращения с бытовыми и промышленными отходами. Из акта обследования следует, что свалка организована жителями поселка. Свалка расположена на склоне откоса, ведущему к железнодорожной ветке. На сегодняшний день она действительно не ликвидирована. Свалка объемная и на её ликвидацию потребуется много средств. У мэрии средств на ликвидацию свалки не имеется. Кроме того, прокуратурой не представлены доказательства принадлежности земельного участка, на котором организована несанкционированная свалка, ответственность должна быть возложена на физических или юридических лиц виновных в создании свалки. В удовлетворении иска просит отказать.
Представитель комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель администрации Железнодорожного района г. Ульяновска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен.
Выслушав помощника прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Колганову Е.А., представителя ответчика Логинову С.А., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЗИМАНИЮ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ следует, что санкционированные свалки - это разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
По результатам проверки, проведенной 31 марта 2010 года ведущим инспектором мэрии г. Ульяновска Пономарёвым А.А., с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска составлен акт объекта несанкционированного размещения отходов. Из названного акта следует, что на территории Железнодорожного района г.Ульяновска улица Карамзинская обнаружено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления (свалка). Свалка представляет собой навал твердых бытовых, строительных и пищевых отходов.
В соответствии со ст. 51 «Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» Федерального закона РФ о г 10.01.02г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (ст. 13 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доводы ответчика, изложенные в заявлении о том, что прокурором Железнодорожного района не представлено доказательств о принадлежности земельного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка, суд считает не состоятельными.
Согласно Закону Ульяновской области «О муниципальных образованиях Ульяновской области» муниципальное образование "Город Ульяновск" обладает статусом городского округа с административным центром город Ульяновск. В границах муниципального образования "Город Ульяновск" в пределах городской черты, помимо иных районов города, не являющихся муниципальными образованиями, находится Железнодорожный район.
Несанкционированная свалка обнаружена на территории Железнодорожного района г. Ульяновска, т.е. в границах МО «Город Ульяновск».
Данная свалка входит в Перечень несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории МО «город Ульяновск».
Оспаривая принадлежность земельного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка, ответчик занял не активную позицию, никаких доказательств о принадлежности земельного участка физическим или юридическим лицам на праве собственности либо на праве аренды, суду не представил.
Анализ представленных суду доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что выявленная свалка является несанкционированной и расположена на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
Из части 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.п.8, 11 и 24 ч.1 ст.16 Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочия мэрии г. Ульяновска по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов установлены ч.4 ст.37 Устава Муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 г. № 202.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что свалка создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде, суд полагает необходимым требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска удовлетворить.
При этом учитывая, что ликвидация несанкционированных свалок отходов на территории города осуществляется мэрией города Ульяновска в соответствии с требованиями федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и установленные процедуры на подготовку документации, проведении аукциона (тендера), оформление его результатов и т.д., требуют значительных затрат времени, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до 15 августа 2010 года
. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить.
Обязать Мэрию города Ульяновска устранить свалку, расположенную на территории Железнодорожного района г. Ульяновска улица Карамзинская в срок до 15 августа 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.
Судья С.И. Гафурова