Дело № 2-2046/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2010г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска
в составе судьи Елистратова А.М.,
при секретаре Макушиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Панферова М.В., Панферовой О.В., Панферовой А.М., Панферова В.М. к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение
УСТАНОВИЛ
Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска действуя в интересах Панферовой О.В., Панферова М.В., Панферовой А.М., Панферова В.М. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности предоставить на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение. Исковые требования мотивированы следующим.
Панферов М.В. вместе со своей матерью Панферовой З.Ю. вселён в здание бывшего пищеблока по ..., ... в 1980г. на основании совместного решения профкома Ульяновской психиатрической больницы им. Н.М. Карамзина и администрации Ульяновской психиатрической больницы им. Н.М. Карамзина.
Администрацией больницы Панферовы поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В 1998г. администрацией больницы произведён раздел лицевых счетов с учётом того, что Панферова З.Ю. и семья её сына, стали проживать отдельно.
Помещение, расположенное по адресу: г.Ульяновск, пос.им...., ..., ..., является нежилым.
В соответствии с решением Ульяновского облисполкома Номер обезличен от Дата обезличенаг. в связи с признанием дома по адресу: г.Ульяновск, пос.им...., ..., ..., малоприспособленным для проживания, исполнительный комитет Ульяновского Совета народных депутатов принял решение от Дата обезличенаг. Номер обезличен о переселении семей из данного дома. Был утвержден график очередности переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов пос.им.... Согласно данному графику семьи, проживающие в указанном доме, подлежали переселению в 1987 году. Однако обязательство по переселению семьи Панферовых из дома Номер обезличен по ... в пос.им.... г.Ульяновска до настоящего времени не исполнено.
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска Колганова Е.А. на удовлетворении исковых требований настаивала, в обоснование иска привела доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика мэрии города Ульяновска Рубашкин М.А. просил в иске отказать, пояснил следующее.
Мэрия г.Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку решение Ульяновского областного Совета народны депутатов от Дата обезличенаг. Номер обезличен «О мерах по улучшению условий работы областной психиатрической больницы им. Карамзина» и принятого в его исполнение решение исполкома Ульяновского городского Совета народных депутатов от Дата обезличенаг. Номер обезличен «О переселении семей из домов поселка им. Карамзина» не обязывают мэрию г.Ульяновска предоставить жилые помещения Панферовым.
Вышеуказанные акты органов государственной власти областного и городского уровня были приняты в период действия иных норм законодательства - ЖК РСФСР, Конституции РСФСР от 12.04.1978г. и при наличии другой системы органов государственной власти.
Из ст. 5 Жилищного Кодекса РСФСР следует, что жилищный фонд, не входивший в состав общественного жилищного фонда, фонда ЖСК, индивидуального фонда, являлся государственным.
Исполнение решения Ульяновского городского СНД от Дата обезличенаг. Номер обезличен означало на тот момент его реализацию за счет средств государства, выделяемых целевым назначением централизованно, через плановую комиссию Ульяновского облисполкома (п. 7 решения от Дата обезличена Номер обезличен).
С учетом вышеизложенных норм Конституции РСФСР, учитывая то обстоятельство, что на момент 84 - 86 годов существовала единая централизованная система власти и финансирования (сверху - вниз), ответственность за принятое решение о переселении граждан, также как и за финансирование выделения им жилья, лежала на областном уровне власти.
Пункт 5 решения Ульяновского областного СНД от Дата обезличенаг. Номер обезличен, который предписывал Ульяновскому горисполкому для переселения жильцов из ветхих домов, служебных помещений, домов, находящихся в оползневой зоне, и обеспечения жильем врачей выделять целевым назначением жилую площадь для областной психиатрической больницы им. Карамзина в 1985-1990 годах по 1000 кв.м. ежегодно, не может быть расценен иначе, как возложение на Ульяновский горисполком функции лишь технического исполнителя решения о переселении граждан, проживающих на территории поселка им. Карамзина, но - никак не единственно ответственного лица по данному решению.
Указом Президента РФ от 09.10.1993г. № 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" прекращена деятельность исполкома городского Совета как органа государственного управления. Причем в законодательстве нет норм о том, что исполкомы реорганизованы и сохранены как институт государственной власти и управления, а также не определены правопреемники данных органов. Существовавший до 1991 года орган местного самоуправления в силу закона исключен из числа органов государственного управления и создан новый орган государственного управления, который по своим функциям, структуре, занимаемому месту в числе других местных органов власти и управления существенно отличается от исполкома городского Совета народных депутатов.
С 1995 года деятельность органов местного самоуправления регулируется законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (ФЗ № 154-ФЗ от 28.08.1995г, на сегодняшний день - ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г.).
Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2265 установлены гарантии местного самоуправления. Согласно п.1 данного Указа органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением Номер обезличен к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1.
Включение в реестр муниципальной собственности жилья, расположенного на территории пос. им. Карамзина, осуществлялось в 1995 г., с учётом вышеизложенных норм законодательства, постановлением мэра от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении реестра жилья, переданного в муниципальную собственность». Здание по ... не вошло в реестр муниципальной собственности, поскольку являлось нежилым зданием, кроме того, на 1994 год данное здание уже является государственной собственностью субъекта -Ульяновской области.
Постановлением мэра г. Ульяновска от Дата обезличена Номер обезличен в решение исполкома
Ульяновского городского СНД внесены изменения и пункты 1 и 24 Приложения к
данному решению (дома Номер обезличен и Номер обезличен (бывшая кухня) отменены. Принятие данного постановления было обусловлено тем, что наличие графика
по переселению граждан, утверждённого решением исполкома Ульяновского
городского СНД от 1986г. противоречило требованиям действующего законодательства и нарушало права органа местного самоуправления. Правовыми основаниями издания постановления мэра Дата обезличена Номер обезличен являются нормы Конституции РФ и действовавшего на тот момент ФЗ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно ст. 44 которого решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими.
Фактические обстоятельства таковы, что здание, расположенное по адресу ... никогда не состояло в Реестре муниципальной собственности, о чём свидетельствует справка КУГИ от Дата обезличена Номер обезличен; обязательства изначально были взяты на себя в 1986 году органами государственной власти, каковыми органы местного самоуправления не являются; вселение в нежилые помещения происходило с разрешения руководства больницы при участии профоргана, без участия исполкома Ульяновского городского СНД; на 1984-1986 годы поселок им. Карамзина даже не входил в границы г.Ульяновска; у помещений, расположенных по ..., ... и ... с 1994 года имеется собственник -Ульяновская область, который в соответствии со ст. 209, 210 ГК РФ должен нести ответственность за имущество.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 12) в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
С учетом вышеизложенного, принятие мэрией г. Ульяновска на себя обязательств согласно графика по переселению граждан, утвержденного решением Ульяновского городского СНД от Дата обезличена Номер обезличен, после реформы органов государственной власти и создания органов местного самоуправления могло быть лишь добровольным, но при отсутствии в бюджете средств мэрия г.Ульяновска вправе была отменить решение исполкома Ульяновского городского СНД от 1986г., т.к. имеет право самостоятельно решать вопросы перераспределения собственных средств. Отмена в части указанного решения была осуществлена в пределах компетенции и в рамках полномочий органа местного самоуправления.
Органами государственной власти Ульяновской области не предпринимались какие-либо меры по решению вопроса вселенных в здание по инициативе руководства больницы граждан. Надлежащим ответчиком по делу является Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Панферовы в очереди на улучшение жилищных условий не состоят.
В случае удовлетворения иска будут нарушены публичные интересы Муниципального образования «город Ульяновск», поскольку при предоставлении жилого помещения Панферовой, жильё не получат другие очередники.
На основании ст. 196 ГК РФ к исковым требованиям прокурора Железнодорожного района, выступающего в интересах граждан, следует применить общий срок исковой давности - три года и в иске отказать
Представитель Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Казакевич Л.Н. направила в суд заявление, в котором просила дело рассмотреть в её отсутствие, решение оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Администрации Железнодорожного района г.Ульяновска Башкарёв А.В. направил в суд отзыв в котором просил в иске отказать, указал, что Панферовы с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что несовершеннолетний Панферов М.В. вместе со своей матерью Панферовой З.Ю. вселён в здание бывшего пищеблока по ..., ... в 1980г. на основании совместного решения профкома Ульяновской психиатрической больницы им. Н.М. Карамзина и администрации Ульяновской психиатрической больницы им. Н.М. Карамзина. Администрацией больницы Панферова З.Ю. была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В 1998г. администрацией больницы произведён раздел лицевых счетов с учётом того, что семья сына Панферовой З.Ю. стала проживать отдельно от Панферовой З.Ю.
Помещение, расположенное по адресу: г.Ульяновск, пос.им...., ..., ..., является нежилым.
До настоящего времени Панферов М.В. с женой Панферовой О.В. и детьми Виктором и Александрой проживает в нежилом помещении.
Здание по ..., ... в пос. им.Карамзина включено в Реестр областного имущества и находится на балансе ГУЗ «ОКПБ им. Н.М.Карамзина».
Судом также установлено, что Решением Ульяновского облисполкома Номер обезличен от Дата обезличенаг. «О мерах по улучшению условий работы областной психиатрической больницы им. Карамзина» в связи с нахождением на балансе больницы жилых помещений, из которых 4,8 тыс.кв.м. размещены в служебных помещениях и ветхих домах, находящихся в зоне активного оползня, в которых проживает 218 семей, Ульяновскому горисполкому поручено для переселения жильцов из ветхих домов, служебных помещений, домов, находящихся в оползневой зоне, и обеспечения жильем врачей выделять целевым назначением жилую площадь для областной психиатрической больницы им. Карамзина в 1985г.- 1990г. по 1000 кв.м. ежегодно (пункт 5 Решения).
Ульяновским горисполкомом Дата обезличенаг. в соответствии с вышеуказанным Решением Облисполкома от Дата обезличенаг., а также исходя из актов технического состояния жилых домов, расположенных в пос. им.Карамзина и предложения Набережнинского сельского Совета и администрации Ульяновской психоневрологической больницы Номер обезличен по очередности переселения, было принято Решение Номер обезличен «О переселении семей из домов поселка им.Карамзина», которым утвержден График переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов, расположенных в пос. им.Карамзина.
Пунктом Номер обезличен указанного Графика переселения значится - Дом - бывшая кухня (ул.Центральная, ...), срок переселения установлен в 1987г. по мере выделения жилья.
Исследованными судом доказательствами подтверждается обоснованность исковых требований прокурора.
В соответствии со ст. 137 Конституции РСФСР от 12.04.1978г. органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являлись соответствующие Советы народных депутатов.
Статьёй 138 Конституции РСФСР предусматривалось, что местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.
Местные Советы народных депутатов руководили на своей территории, в том числе, государственным, хозяйственным и социально - культурным строительством.
Согласно ст. 140 Конституции РСФСР местные Советы народных депутатов принимали решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и автономной республики.
Решения местных Советов были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
В соответствии со ст. 145 Конституции РСФСР исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являлись избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты.
В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный Фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Статья 8 Кодекса предусматривала, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов. Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В силу положений ст. 15 Кодекса к полномочиям районных, городских. районных в городе, поселковых, сельских Советов народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда относилось, в том числе, осуществление государственного учета жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда; распределение жилой площади и предоставление гражданам жилых помещений в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении; решение других вопросов в области использования и сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР.
Таким образом, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент принятия Ульяновским горисполкомом Дата обезличенаг. Решения Номер обезличен «О переселении семей из домов поселка им.Карамзина», которым утвержден График переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов, расположенных в пос. им.Карамзина, указанный орган обладал полномочиями для принятия подобного решения.
Принятый 06.07.1991г. Закон РСФСР №1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» вводил понятие местного (территориального) самоуправления в РСФСР (а в последующем и Российской Федерации) - как систему организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 2 названного Закона местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов (далее - Советы), соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
Местное самоуправление осуществляется в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.
В связи с изданием Президентом РФ Указа №1617 от 09.10.1993г. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» Федеральной государственной комиссии поручено разработать и представить Президенту РФ предложения по организации новых органов представительной власти и местного самоуправления.
Этим же Указом Президента РФ установлено, что до избрания и начала работы новых органов представительной власти и местного самоуправления деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация; государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством РФ, не противоречащим настоящему Указу.
Таким образом, с этого момента началась реформа, в том числе, и органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Принятый 28.08.1995г. Федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относил, в том числе, и вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, законами субъектов РФ.
Статьей 14 Жилищного кодекса РФ (от 29.12.2004г.) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности, отнесено, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется также органом местного самоуправления
В соответствии с п.3 ст. 57 Кодекса жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что и по ранее действовавшему жилищному законодательству, и по ныне действующему жилищному законодательству вопросы предоставления гражданам жилых помещений отнесены к компетенции органов управления, в данном случае на уровне города. Ранее данные вопросы разрешали местные Советы народных депутатов.
В связи с этим, несмотря на отсутствие прямого указания в законе на правопреемство органов местного самоуправления после реформирования в 1993г. представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ, полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, перешли к вновь созданным органам местного самоуправления.
Учитывая, что Решение Ульяновского горисполкома от 1986г. на момент реформирования так и не было исполнено, вывод о том, что обязанность по предоставлению жилых помещений жителям ветхих и непригодных для проживания домов лежит на мэрии г.Ульяновска является обоснованным.
Решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 12.03.2010г. по иску ГУЗ «ОКПБ им. Н.М.Карамзина» к Панферовым о выселении без предоставления другого жилого помещения, установлено, что семья Панферовых сохраняет право проживания в доме Номер обезличен по ... в пос. им.... до предоставления другого жилого помещения.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Статья 89 ЖК РФ предусматривает, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В силу положений п.п.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Мэрия г.Ульяновска своевременно не исполнила свою обязанность по предоставлению Панферовой З.Ю. и её сыну Панферову М.В. жилого помещения на условиях социального найма.
То обстоятельство, что на момент принятия решения о расселении граждан из нежилых помещений Панферов М.В. проживал с матерью Панферовой З.Ю., а в настоящее время Панферова З.Ю. проживает отдельно от семьи сына, Панферов М.В. вступил в брак и у него родились дети, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения на всех граждан, проживающих в нежилом помещении. Панферов М.В. был вселён в несовершеннолетнем возрасте. Его мать состояла в администрации больницы в очереди на улучшение жилищных условий вместе с сыном. Следовательно, вне зависимости от того, остались ли мать и сын проживать в одной комнате, либо в разных, до предоставления жилого помещения по предусмотренным законом нормам оба гражданина являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Оснований для отказа в предоставлении жилого помещения Панферову М.В. без учёта состава семьи не имеется, поскольку в силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Таким образом, суд находит исковые требования прокурора обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Панферовой О.В., Панферова М.В., Панферовой А.М., Панферова В.М. к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать мэрию города Ульяновска предоставить Панферову М.В. с женой Панферовой О.В., дочерью Панферовой А.М., сыном Панферовым В.М., вне очереди, на условиях договора социального найма жилое помещение в черте города Ульяновска, с соблюдением социальной нормы обеспечения жилой площадью, отвечающее установленным требованиям.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Судья подпись
Копия верна
Судья А.М. Елистратов
Секретарь Е.Н. Макушина