спор об обязании произвести текущий ремонт жилого дома



Дело №2-1426/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 апреля 2010 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Тютькиной З.А.,

при секретаре Черняевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мажовой Н.Б. к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района», мэрии города Ульяновска о возложении обязанности произвести текущий ремонт жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Мажова Н.Б. обратилась в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района», мэрии города Ульяновска о возложении обязанности произвести текущий ремонт жилого дома. Свои требования мотивировала тем, что является собственником квартиры Номер обезличен в подъезде Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в г. Ульяновске. Свои обязанности по договору технического обслуживания и предоставления коммунальных услуг исполняет надлежащим образом, своевременно внося коммунальные платежи, ответчик же не выполняет своих обязанностей по ремонту и содержанию жилья. Длительное время в подъезде не осуществлялся текущий ремонт. Полагает, что ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района», в ведении которой находится указанный дом, обязана произвести ремонт мест общего пользования. Мэрия города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом г. Ульяновска, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения. В силу ст.165 ЖК РФ как орган местного самоуправления мэрия может предоставлять управляющим организациям бюджетные средства для капитального ремонта многоквартирных домов. Просила суд обязать ответчика провести текущий ремонт жилья по адресу: г. Ульяновск, ..., а именно: ремонт кровли, включая все элементы примыкания к конструкциям (водостоки), ремонт выходов на крыши, ремонт межпанельных швов, окраску цоколя по всему дому, заделать зазоры между цоколем и отмосткой, восстановить разрушенные участки отмостки, провести ремонт лестничных клеток и коридоров подъезда №1 (побелка и окраска стен и потолков, а также восстановление и окраска поручней лестниц, покраска канта на ступеньках лестниц), произвести заделку выбоин, трещин на ступеньках лестниц и площадках подъезда №1, ремонт и покраску дверей разделяющих площадки от коридоров ведущих в квартиры, ремонт оконных блоков и восстановление полного остекления подъезда №1, произвести ремонт осветительных приборов подъезда №1, произвести ремонт и окраску мусоропровода, а также помещения в котором находится мусорный бак в основании данного мусоропровода, произвести ремонт и окраску лестницы-входа в подъезд №1. Взыскать с ответчика расходы по госпошлине, а также судебные расходы на оформление доверенности в сумме 550 рублей.

Истец в судебном заседании не участвовала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель истца Мажов В.О. в ходе судебного разбирательства дважды уточнял исковые требования, окончательно сформулировав их следующим образом. Просил суд обязать ответчика провести текущий ремонт жилья по адресу: г. Ульяновск, ..., а именно: частичный ремонт кровли, включая все элементы примыкания к конструкциям (водостоки), окраска ранее покрашенных фасадной и торцевой части дома, заделка зазоров между цоколем и отмосткой, восстановить разрушенные участки отмостки, ремонт лестничных клеток и коридоров подъезда №1 (побелка и окраска стен и потолков, а также восстановление и окраска поручней лестниц, покраска канта на ступеньках лестниц), ремонт и покраску дверей разделяющих площадки от коридоров ведущих в квартиры, покраска металлической входной двери в подъезд, ремонт оконных блоков и восстановление полного остекления подъезда №1, произвести ремонт осветительных приборов подъезда №1, произвести ремонт и окраску лестницы-входа в подъезд №1, произвести ремонт фасада и торцевой части дома, очистить захламленность на чердаке (техэтаж), произвести замену абонентских почтовых шкафов. Обязать ответчика исполнить указанные работы в срок до конца 3 квартала 2010 года. Пояснения дал, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «ДУК Ленинского района» Карасева И.В. в судебном заседании исковые требования Мажовой Н.Б. не признала. Пояснила, что дом по адресу: г. Ульяновск, ..., был передан им в управление муниципалитетом в связи с тем, что на общем собрании жильцы дома не выбрали способ управления жилым домом. Дом был передан в управление лишь 01.10.09 г., при этом денежные средства для указанных целей не выделялись. По состоянию на 01.03.10 г. на счете дома имеется всего 26000 рублей. Указанных средств недостаточно для проведения текущего ремонта дома. Кроме того, в период управления домом ответчик проводил частично работы по текущему ремонту в пределах имеющихся на указанные цели средств. Ремонт почтовых ящиков не входит в перечень работ по текущему ремонту.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Бирюкова С.Л. в судебное заседание не явилась, извещена о слушании дела. Ранее в судебном заседании исковые требования Мажовой Н.Б. не признала. Указала, что мэрией финансируются только работы по капитальному ремонту жилого дома. Перечень работ, заявленных истцом в исковых требованиях, относится к текущему ремонту, мэрией не финансируется. В указанном доме имеется 11 муниципальных квартир, следовательно, решение о текущем ремонте должно приниматься с участием мэрии как собственника части жилого дома.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Государственная жилищная инспекция Ульяновской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска.

Представитель Государственной жилищной инспекции Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель 3 лица - Комитета жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался.

Согласно ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые суду стали известны во время судебного разбирательства. Обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах по делу, что разъяснено сторонам.

Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ульяновск, ..., числится в реестре муниципальной собственности. Часть квартир дома приватизирована, часть квартир находится в муниципальной собственности.

Мажова Н.Б. является собственником квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в г. Ульяновске, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

01.10.09 г. указанный дом был передан им в управление муниципалитетом в связи с тем, что на общем собрании жильцы дома не выбрали способ управления жилым домом.

При отсутствии заключенного договора на управление жилым домом ОАО «ДУК Ленинского района» выполняет функции по управлению, содержанию и текущему ремонту дома.

Как следует из протокола №2 собрания акционеров Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» от 22.06.09 г. было принято решение о принятии в управлении от УМУП УК ЖКХ Ленинского района многоквартирные дома, собственники которых не определились с выбором способа управления.

В списке домов, собственники которых не определились с выбором способа управления, по которым открытый конкурс признан несостоявшимся, числится дом Номер обезличен по ....

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не отрицается сторонами, дом нуждается в текущем ремонте.

Данное обстоятельство также подтверждается актом инспекционной проверки Государственной жилищной инспекции Ульяновской области от 08 апреля 2010 года, подписанный, в том числе, представителем Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района», и не оспаривалось в судебном заседании представителями ответчиков.

В соответствии с п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно п.10 Правил Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

б) освещение помещений общего пользования;

в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (п.11).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:

а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений(п.28).

Как следует из акта обследования жилого дома Номер обезличен по ... в г. Ульяновске от 08.04.10 г., составленного ГЖИ в присутствии представителя истца и ответчика, на момент обследования при визуальном осмотре установлено наличие протечек кровли на 5 этаже в правом крыле возле электрощитовой, разрушение отштукатуренного слоя на месте стыков гипсокартонных стен на 5 этаже в правом крыле возле кв.Номер обезличен, нарушение штукатурно-окрасочного слоя потолка и стен(обсыпка побелки) в правом крыле 5 этажа, наличие следов протечки кровли в правом крыле 5 этажа, наличие следов протечки инженерного оборудования в левом крыле 5 этажа, наличие захламленности чердачного помещения, частичное разрушение кирпичной кладки кирпича на кровле дома между 1 и 2 подъездами, частичное разрушение кирпичной кладки парапета, отсутствие или разрушение металлических карнизов вокруг 12 ДВК, отсутствие 2-ой нити остекления в тамбуре 5 и 4 этажей, нарушение двери тамбура 4 этажа, нарушение приборов освещения - 19 приборов, частичное разрушение штукатурного-окрасочного слоя подъезда №1 с 1 по 5 этажи, разрушение крыльца входа в подъезд, наличие трещин в отмостке жилого дома со стороны подъездов, наличие просидки отмостки 3 кв.м.

Результаты обследования сторонами в суде не оспариваются.

Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 были утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

Указанными Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда определены основные направления организации технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационного - правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В соответствии с п.1.8. Постановления Госстроя от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: Управление жилищным фондом: а) организацию эксплуатации; б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; в) все виды работы с нанимателями и арендаторами.

Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт.

Санитарное содержание: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями.

Согласно п.1.9.1 Правил Граждане, проживающие в домах муниципального и государственного жилищного фонда, пользуются жильем в порядке, установленном гражданским и жилищным законодательством.

Обслуживание и ремонт мест общего пользования в многоквартирных жилых домах выполняются в установленном порядке.

Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.

Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7.

Периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.

В перечень работ, относящихся к текущему ремонту включаются: Фундаменты (Устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы), Стены и фасады (Герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов), Перекрытия (Частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска), Крыши (Усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции), Оконные и дверные заполнения(Смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений, Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей, Полы, Печи и очаги, Внутренняя отделка(Восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах).

Содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий; мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках; обслуживание мусоропроводов; обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств; обслуживание лифтового оборудования; обслуживание системы ДУ; организация дежурства в подъездах; оборудование помещений для консьержек с установкой телефона.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, Окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок.

Освещенность искусственным светом лестничных клеток должна приниматься по установленным нормам.

Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.

Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; чистоту чердачных помещений и освещенность.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Как указано выше, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения, в том числе, платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Истец участвует в расходах по содержанию общего имущества путем регулярного внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, требования истца о безвозмездном устранении недостатков (имеющих место и нашедших свое подтверждение в судебном заседании) в оказываемых услугах по содержанию и ремонту жилья правомерны, основаны на Законе (ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей»), и обязанность по устранению недостатков в оказываемых услугах лежит на ОАО «ДУК Ленинского района».

Исходя из этого, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению в части возложения обязанности на ОАО «ДУК Ленинского района» провести работы по текущему ремонту многоквартирного дома.

При этом суд учитывает, что исковые требования об окраске ранее покрашенных фасадной и торцевой части дома, заделке зазоров между цоколем и отмосткой, восстановлению разрушенных участков отмостки, о производстве ремонта фасада и торцевой части дома включаются в работы по «ремонту отмостки и цоколя здания», исковые требования по ремонту лестничных клеток и коридоров подъезда №1 (побелка и окраска стен и потолков, а также восстановление и окраска поручней лестниц, покраска канта на ступеньках лестниц), ремонту и покраске дверей разделяющих площадки от коридоров ведущих в квартиры, покраске металлической входной двери в подъезд, ремонту оконных блоков и восстановление полного остекления подъезда №1, производству ремонта осветительных приборов подъезда №1, производству ремонта и окраске лестницы-входа в подъезд №1 включаются в работы по «ремонту лестничных клеток подъезда №1 дома».

Требования истца о замене почтовых ящиков не подлежат удовлетворению, поскольку в силу ст.31 Закона РФ 17 июля 1999 года N 176-ФЗ «О почтовой связи» абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Представители организаций федеральной почтовой связи участвуют в работе комиссий при принятии в эксплуатацию жилых домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.

В иске к мэрии следует отказать как ненадлежащему ответчику по делу.

Вопрос о возмещении истцу судебных расходов по оплате услуг нотариуса по оформлению нотариальной доверенности не может быть разрешен в ходе рассмотрения дела, поскольку документов, подтверждающих несение истцом данных расходов суду не представлено.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, размер которой суд полагает необходимым уменьшить, согласно ст.333.20 НК РФ, до 600 рублей, принимая во внимание финансовое положение ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мажовой Н.Б. к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района», мэрии города Ульяновска о возложении обязанности произвести текущий ремонт жилого дома удовлетворить частично.

Обязать Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Ленинского района» в срок до 30 сентября 2010 года произвести в доме Номер обезличен по ... в г. Ульяновске следующие работы: текущий ремонт кровли дома, ремонт отмостки и цоколя здания, ремонт лестничных клеток подъезда №1 дома, ремонт крыльца подъезда №1 дома, устранить захламленность чердачного помещения.

В остальной части иска Мажовой Н.Б. к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района», а также в иске к мэрии г. Ульяновска - отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» в доход местного бюджета расходы по госпошлине в сумме 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Судья З.А. Тютькина